Найти в Дзене

Эмоциональный интеллект: 15 правил развития

Оглавление

Каждому поколению людей, чтобы добиться успеха, приходится обучаться чему-то новому, нехарактерному для их уклада жизни. В начале прошлого века это были управление техникой и грамотность, в конце – информационные технологии, сейчас – эмоциональный интеллект. Как это явление связано с успехом в жизни, рассказывает Татьяна Юрьевна Морозова, старший преподаватель ИСОП МГПУ.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Как работает эмоциональный интеллект

Официально история исследования эмоционального интеллекта началась в 1990-х годах, когда психолог Дэниел Гоулман дал ему определение.

Эмоциональный интеллект (англ. emotional intelligence, EI) – способность человека понимать свои эмоции, эмоции других людей, а также управлять ими.

С тех пор появились уточняющие исследования. Например, модель Майера-Саловея-Карузо. В неё входят такие компоненты.

  1. Распознавание чужих эмоций по мимике, жестам, интонации, поведению.
  2. Способность идентифицировать собственные эмоции.
  3. Стимуляция мышления через использование эмоций как мотивирующего фактора.
  4. Понимание эмоций (как своих, так и чужих) и их влияния на поведение и принятие решений.
  5. Управление эмоциями: не подавление, а использование их как источника вдохновения и принятия решений.

Эмоциональный интеллект – важный навык для успешной жизни и работы.

Эмоциональный интеллект продолжают исследовать. Причина успеха людей с более высоким EI – возможность лучше понимать себя и других, а значит, принимать решения и достигать целей.

Врождённый или приобретённый?

Эмоциональный интеллект – не врождённое качество. У ребёнка может быть талант к нему – как, например, к спорту, математике, языкам. Но без развития эти способности угасают. Но даже если дара понимать эмоции у ребёнка нет, его можно этому научить. Так же, как каждого можно научить плавать, натренировать растяжку, выучить иностранный язык или даже несколько.

ЭИ – это точно такой же набор навыков, которые нужно совершенствовать всю жизнь. Взрослым в этом помогут книги по психологии, тренинги по эмоциональному интеллекту, анализ собственных эмоций и обратной связи окружающих на их проявление. Практика – вся наша жизнь. Ведь мы коммуницируем с членами семьи, коллегами по работе, кассирами в магазинах и даже попутчиками в общественном транспорте. Порой такое взаимодействие требует серьёзного уровня понимания собственных эмоций и умения повернуть их в нужное русло.

Как «прокачать» ЭИ

Эмоциональный интеллект у детей развивается в раннем возрасте. В младенчестве это реакции на родителей и окружающий мир. Важно, чтобы родители были внимательными к эмоциям ребёнка и помогали ему выражать свои чувства.

Малыш плачет? Постарайтесь понять, что его беспокоит, и помогите ему выразить эмоции словами. Чем старше ребёнок, тем шире он знакомится с эмоциональным миром. Он ощущает и проявляет радость, грусть, страх и т.д.

В раннем дошкольном возрасте развитие эмоционального интеллекта связано с развитием социальных навыков и умения общаться с другими людьми. Основу для этого закладывает поведение родителей: именно у них малыши перенимают базовые навыки проявлять и понимать чужие эмоции, которые затем шлифуются в коллективах: детсадовских группах, на площадке, в кружках и секциях.

Чтобы помочь ребёнку натренировать эмоциональный интеллект, ничего сложного делать не придется. Достаточно базовых вещей.

  1. Играйте с ребёнком в ролевые игры: детям важно проигрывать разные жизненные сценарии и ситуации.
  2. Обсуждайте сказки и мультфильмы, вместе разбирайте, почему герои поступили так или иначе, кто в чём ошибся и т. д.
  3. Выражайте свои эмоции и чувства и проговаривайте их. «Мне грустно», «Мне радостно», «Я сержусь» – такие подсказки помогут малышу научиться понимать свои эмоции и управлять ими. Кстати, эта штука срабатывает и в разговорах со взрослыми.
  4. Проводите время с близкими и друзьями, учите ребёнка заботиться о других.
  5. Важное качество – самостоятельность. Если перед ребёнком стоит посильная задача, просто не вмешивайтесь в процесс – по крайней мере до тех пор, пока вас об этом не попросят. Это поможет малышу развить уверенность в себе и своих способностях.
  6. Обучайте ребёнка навыкам коммуникации. Учите его говорить «нет», если он не хочет что-то делать, и слушать других. Это поможет избежать конфликтов и улучшить отношения с окружающими.
  7. Следите за здоровьем, питанием, сном и физической̆ активностью ребёнка. Это важно для формирования высшей нервной деятельности, к которой относится и эмоциональный интеллект.
  8. Чтобы знать и понимать свои чувства, уметь выражать их и понимать других людей, ребёнку важно не бояться показывать эмоции дома. Именно в семье дети нередко получают первый опыт игнорирования своих чувств, а это может привести к развитию психологических проблем.
  9. Старайтесь понять чувства и желания ребенка, не обесценивая их, и помогать ему решать возникающие проблемы.
  10. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Сравнивайте его с тем, каким он был вчера или месяц назад.
  11. Старайтесь реагировать на все ситуации конструктивно. Хвалите ребёнка, когда он этого заслуживает, и критикуйте только его действия.
  12. Не обещайте ребёнку того, что не сможете выполнить. Старайтесь быть последовательными в действиях и словах.
  13. Уважайте личность, мнение и чувства ребёнка.
  14. Интересуйтесь настроением и чувствами ребёнка в разных ситуациях, обсуждайте, как прошёл его день. Это поможет справиться со сложными для неопытного в общении человека ситуациями.
  15. Не пытайтесь оградить ребёнка от всех бед. Мир несовершенен и лучше знать об этом с детства. Но ведь во всём можно найти позитив!

Рано или поздно малыш подрастёт, и настанет время учить его контролировать эмоции. Но здесь, образно говоря, работает закон сохранения энергии. Если ребёнок сдержал гнев в саду или школе, ему полезно «выпустить пар» – снять нервное напряжение. Лучшее средство для этого – подвижные игры. Коллективные игры или командные виды спорта – отличный способ не только выпустить энергию, но и развить коммуникативные навыки.

Чтобы ребёнок не копил гнев и обиду в себе, предложите после неприятного события сделать какое-то доброе дело для других. Купить что-то, особенно сладкое, в таких ситуациях – не лучший выход, это может привести к привычке «заедать стресс». А доброе дело создаст позитив само по себе.

Развитие эмоционального интеллекта – важный аспект развития человека, который помогает им лучше понимать себя и других людей, успешно взаимодействовать с окружающими и миром в целом. Родители могут помочь своим детям развить этот навык, используя различные методы и подходы, которые позволят им научиться лучше понимать свои эмоции и управлять ими в различных ситуациях.

Т.Ю. Морозова, старший преподаватель ИСОП МГПУ. Фото: mgpu.ru
Т.Ю. Морозова, старший преподаватель ИСОП МГПУ. Фото: mgpu.ru