51,7K подписчиков

От "Глубоких вод" (Франция) до "Опасности в доме" (Франция)

"Все меньше остается места для легкой иронии, юмора, все больше - для горького сарказма, для мрачной безысходности мира, где гармония любви достигается через психологическую аномалию и преступление и где так редки естественные человеческие чувства добра и сострадания..."

"Все меньше остается места для легкой иронии, юмора, все больше - для горького сарказма, для мрачной безысходности мира, где гармония любви достигается через психологическую аномалию и преступление и

Глубокие воды / Eaux profondes. Франция, 1981. Режиссер Мишель Девиль. Сценаристы: Мишель Девиль, Флоранс Делей, Кристофер Франк (по роману Патриции Хайсмит). Оператор Клод Лекомт. Актеры: Изабель Юппер, Жан-Луи Трентиньян, Сандрин Кляич, Эрик Фрей, Кристиан Бенедетти, Брюс Майерс, Беранжер Бонвуазен, Жан-Люк Моро, Робен Ренуччи и др. Премьера: 16 декабря 1981. 0,6 млн. зрителей (Франция).

Помимо «Взбесившегося барашка» (1974) тема искусителя и жертвы ярко появляется в еще одной вариации Мишеля Девиля о «тихом омуте».

Этот программный фильм Девиля называется «Глубокие воды».

Тут Жан-Луи Трентиньян (1930-2022) словно получил возможность продолжить роль Николя из «Взбесившегося барашка», правда, постаревшего на семь лет.

...Под хрустальные музыкальные переливы на экране появляется небольшой островок Джерси, «украденный» у Франции англичанами. Ярко-зеленым цветом залиты лужайки и парки, окружающие виллу супружеской пары - владельца небольшой парфюмерной фабрики Вика (Ж.-Л. Трентиньян) и молоденькой Мелани (Изабель Юппер).

Мишель Девиль и его оператор Клод Лекомт (1931-2017) обстоятельно и неторопливо посвящают нас в любимое занятие скромного парфюмера – тот разводит улиток. Внимательным взглядом Вик часами следит за их медлительно-липкими движениями и простейшими реакциями: при малейшей опасности - спасение в глубине раковины, а в спокойное время - плавные прогулки по свежей листве...

"Все меньше остается места для легкой иронии, юмора, все больше - для горького сарказма, для мрачной безысходности мира, где гармония любви достигается через психологическую аномалию и преступление и-2

Эти кадры становятся рефреном «Глубоких вод», приобретая некое символическое значение в психологической ткани откровенно мелодраматической фабулы.

Мелани вдвое моложе своего мужа-отшельника. Она хочет развлекаться - веселиться, танцевать, ходить в гости, флиртовать. Изабель Юппер в дуэте с Жан-Луи Трентиньяном выступает на равных. Ей, актрисе, сыгравшей сложные, с «двойным дном» роли в фильмах знаменитых европейских мастеров, вполне доступны краски как скромной беззащитности, так и чувственно-агрессивной властности.

До поры герой Трентиньяна смотрит на эксцентрические причуды жены грустным взглядом провидца, неторопливо переставлявшего фигурки на шахматной доске, растягивая удовольствие давно решенного этюда. Но Мелани все чаще начинает проводить время с молодыми мужчинами, своими сверстниками, открыто приводит их к себе домой. Она своенравна. Она вызывающе непокорна. Рассудительная сдержанность мужа, его вежливое внимание, терпимость все больше начинают ее раздражать. И тогда Мелани откровенно провоцирует ревность Вика, унижая его мужское достоинство.

Впрочем, Трентиньян строит свою роль сложнее, чем во «Взбесившемся барашке». Это вовсе не жертва разбуженной ревности, как кажется Мелани. Это холодный и расчетливый экспериментатор - он экспериментирует не только с разновидностями улиток и духов, но и с психологией ближнего.

Мишель Девиль вместе с актером недвусмысленно дают понять, что не Мелани провоцирует Вика, а сам Вик сознательно подталкивает жену к измене, искушает ее соблазнами с тем, чтобы развязать себе руки, найти моральное оправдание для преступлений, стать с их помощью полновластным диктатором в любви, сделать Мелани своей безропотной рабыней.

"Все меньше остается места для легкой иронии, юмора, все больше - для горького сарказма, для мрачной безысходности мира, где гармония любви достигается через психологическую аномалию и преступление и-3

Тема подобных психологических экспериментов для Жан-Луи Трентиньяна тоже не нова. Он играл нечто похожее в «Пустыне Тартари» (1976) Валерио Дзурлини и в «Любовной страсти» (1981) Этторе Скола. Только в «Глубоких водах» тема искушения проведена актером особенно изощренно, помимо текста - в мимике, жесте, пластическом рисунке роли.

... Первого из ухажеров Мелани находят мертвым в бассейне. Второго, приезжего канадца, вовсе не могут найти. Мелани, интуитивно чувствуя неладное, заявляет на мужа в полицию. Следствие заходит в тупик, не найдя вещественных доказательств вины Вика. Но самой Мелани уже ясно, что фраза, брошенная однажды мужем: «Того, кто мне не нравится, я просто убиваю», - далеко не шутка. И когда она окончательно убеждается, что эти убийства Вик совершил из-за любви к ней, в ее душе тоже просыпаются «глубокие воды». Мелани понимает, что напрасно искала идеал сильного мужчины, не замечая того, кто рядом. В финале супружеская пара обретает любовную гармонию...

Тон Мишеля Девиля в «Глубоких водах» заметно отличается от настроения его прежних картин. Все меньше остается места для легкой иронии, юмора, все больше - для горького сарказма, для мрачной безысходности мира, где гармония любви достигается через психологическую аномалию и преступление и где так редки естественные человеческие чувства добра и сострадания.

"Все меньше остается места для легкой иронии, юмора, все больше - для горького сарказма, для мрачной безысходности мира, где гармония любви достигается через психологическую аномалию и преступление и-4

Маленькая банда / La Petite bande. Франция, 1982. Режиссер: Мишель Девиль. Сценарист Жиль Перро. Оператор Клод Лекомт. Актеры: Франсуа Мартуре, Робин Ренуччи, Даниель Мартен и др. Премьера: 16 марта 1983. 0,2 млн. зрителей (Франция).

Эта комедия с элементами фантастики стоит особняком в творчестве Мишеля Девиля («Бенжамен», «Взбесившийся барашек», «Глубокие воды», «Чтица»), обычно снимавшего свои фильмы для взрослой аудитории.

«Маленькая банда» - фильм для детей и о детях. По ходу сюжета семеро ребятишек попадают из Великобритании во Францию, а там злодеи, используя хитроумную аппаратуру, высасывают из них молодость и превращают в стариков…

Вам это ничего не напоминает? Ну, конечно! Злые волшебники превращали детей в стариков в советском фильме Александра Птушко «Сказка о потерянном времени» (1964). Не знаю, как вам, уважаемые читатели, но мне комедийная сказка Птушко нравится гораздо больше, чем «Маленькая банда» Девиля…

«Маленькая банда» - последняя совместная работа Мишеля Девиля и замечательного оператора Клода Лекомта (1931-2017), с которым он снял свои лучшие картины.

"Все меньше остается места для легкой иронии, юмора, все больше - для горького сарказма, для мрачной безысходности мира, где гармония любви достигается через психологическую аномалию и преступление и-5

Капризули / Les Capricieux. Франция, 1983. Режиссер Мишель Девиль. Сценаристка Анн-Мари Дамамме. Оператор Мартиаль Тури. Актеры: Николь Гарсиа, Жан-Пьер Мариэль, Кристиан Бенедетти, Ришар Фонтана, Тьерри Фремон и др. ТВ премьера 14 апреля 1983.

…Диан и Симон - любовники. Диане (Николь Гарсиа) тридцать, Симон (Жан-Пьер Мариэль) лет на десять старше… Но и иные персонажи этой романтично утонченной комедии неравнодушны к любовным переживаниям…

Мишель Девиль («Взбесившийся барашек», «Глубокие воды», «Чтица») в этом фильме вновь возвратился к изящным фильмам времен «Бенжамена»…

"Все меньше остается места для легкой иронии, юмора, все больше - для горького сарказма, для мрачной безысходности мира, где гармония любви достигается через психологическую аномалию и преступление и-6

Опасность в доме / Péril en la demeure. Франция, 1984. Режиссер Мишель Девиль. Сценаристы: Мишель Девиль, Розалинда Девиль. Оператор Мартиаль Тури. Актеры: Анемон, Ришар Боринже, Николь Гарсия, Кристоф Малавуа, Мишель Пикколи и др. Премьера: 13 февраля 1985. Приз Сезар за лучшую режиссуру (1985). 1,6 млн. зрителей (Франция).

Элегантная дама (Николь Гарсиа) нанимает для своей дочери учителя музыки (Кристоф Малавуа)…

Такова завязка психологического детектива Мишеля Девиля («Бенжамен», «Взбесившийся барашек», «Глубокие воды», «Чтица») под названием «Опасность в доме».

Этот фильм недаром получил «Сезара» за лучшую режиссуру: острая интрига, смелые диалоги, оригинальный монтаж и превосходная работа с актерским ансамблем, где каждому отведена своя партия, порой непредсказуемая.

"Все меньше остается места для легкой иронии, юмора, все больше - для горького сарказма, для мрачной безысходности мира, где гармония любви достигается через психологическую аномалию и преступление и-7

Грубиян / Нахал / Le Paltoquet. Франция, 1986. Режиссер и сценарист Мишель Девиль. Оператор Андре Дио. Актеры: Фанни Ардан, Даниэль Отёй, Жанна Моро, Ришар Боринже, Филипп Леотар, Мишель Пикколи, Клод Пьеплю, Жан Янн и др. Премьера: 13 августа 1986. 0,6 млн. зрителей (Франция).

…Старые знакомые по вечерам играют в карты, однако неподалеку происходит убийство, и все они становятся подозреваемыми...

Девяносто с лишним процентов действия в этом ироничном фильме Мишеля Девиля («Бенжамен», «Взбесившийся барашек», «Глубокие воды», «Чтица») происходит на театральной сцене, и блестящий ансамбль знаменитых французских актеров разыгрывает увлекательное действие, насыщенное остроумными диалогами, а также эксцентричными и провокационными пластическими этюдами Фанни Ардан и Мишеля Пикколи (1925-2020).

При этом Мишель Девиль нисколько не скрывает, что его картина в данном случае гораздо ближе к театральному спектаклю, чем к традиционному кинематографу.

"Все меньше остается места для легкой иронии, юмора, все больше - для горького сарказма, для мрачной безысходности мира, где гармония любви достигается через психологическую аномалию и преступление и-8

Чтица / La Lectrice. Франция, 1988. Режиссер Мишель Девиль. Сценаристы: Мишель Девиль, Розалинда Девиль. Оператор Доминик Ле Риголёр. Актеры: Миу-Миу, Кристиан Руше, Патрик Шене, Режис Руайе и др. Премьера: 17 августа 1988. Приз Сезар за лучший фильм (1988). Гран-при на кинофестивале в Монреале. 1,0 млн. зрителей (Франция).

Линию психологических экспериментов продолжает изысканная «Чтица». Эту картину, на мой взгляд, отличает безукоризненная элегантность и ироническая легкость кинематографической формы, эмоциональная непосредственность и гармония. Мишель Девиль нашел для главной роли идеальную актрису Миу-Миу, чей импровизационный дар и тонкое чувство юмора позволяют свободно чувствовать себя в причудливой стихии картины, построенной на переливах множества жанров.

«Чтица» лишена привычного для «позднего» Девиля мрачноватого настроения. Взгляд Мишеля Девиля здесь нежен и добр, хотя он и смотрит на мир с грустной улыбкой. Так в тени знаменитостей французского экрана, в тени кассовых боевиков Жоржа Лотнера и Клода Зиди много лет звучал негромкий голос Мишеля Девиля, режиссера со своим мироощущением. Это творчество мастера, пытающегося в противоречивом мире найти героев, в которых еще не умерла человечность. И когда в фильмах Девиля этого не случается - с экрана звучит музыка. Высокая музыка человеческой души...

Киновед Александр Федоров