Найти тему
TravelTo

Выставка «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко». Есть на что посмотреть и чему удивиться.

В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина проходит чудесная выставка «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко».

Итальянцы уже много столетий впечатляют весь мир работами своих художников, архитекторов, скульпторов, музыкантов, певцов, поваров и певучим красивым языком. Любопытно посмотреть работы малоизвестных или даже неизвестных художников, которые писали свои картины для патрициев и не только.

В экспозиции выставки представлено 70 высокохудожественных произведений, часть из которых привезена в Россию еще в XVII и XVIII веках, о которых люди-не-искусствоведы не знали, потому что часть картин находилась в запасниках или частных коллекциях, а другая часть - в музеях Питера, Москвы, Курска и других городов России.

ГМИИ имени А. С. Пушкина
ГМИИ имени А. С. Пушкина

Авторство некоторых картин даже не установлено наверняка и ставится искусствоведами под сомнение. Но, несмотря на этот факт, выставка достойна внимания, здесь представлены запоминающиеся произведения.

Выставка "Цветы, плоды и музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко».
Выставка "Цветы, плоды и музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко».

В России натюрморты считались всегда не высоким жанром и особого интереса не представляли, потому, что натюрморт сам по себе не имеет никакого сюжета.

В Италии напротив, художники соревновались в написании натюрмортов, старались сделать лучшую композицию, поэтому иногда писали сразу несколько картин с одними и теми же предметами, но в разных вариациях, старались написать предметы более объемными, чтобы у смотрящего рука тянулась их потрогать, использовали музыкальные инструменты и людей для создания сюжетов и передачи эмоций.

Мужская голова/Корзина с фруктами. Джузеппе Арчимбольдо.

Картина-перевертыш, картина - аллегория, впечатлила больше остальных. Недаром ей на выставке отведено почетное место по центру зала напротив входа.

Джузеппе Арчимбольдо, Милан, 1526-1593гг., Мужская голова/Корзина фруктов. Частное собрание.
Джузеппе Арчимбольдо, Милан, 1526-1593гг., Мужская голова/Корзина фруктов. Частное собрание.

Меня впечатлило, в первую очередь, не само решение или исполнение, подобные картины существуют уже давно, а то, что картина написана аж в XVI веке руками художника в возрасте 36 лет. Художник смог увидеть два образа в своем сознании и гениально их воспроизвести.

Даже в те далекие времена люди реализовывали свой потенциал, старались стать непохожими на остальных, выделиться из толпы, использовали аллегории и удивляли креативом.

Ваза с фруктами
Ваза с фруктами
Мужская голова.
Мужская голова.

В этой картине все зависит от точки зрения. Кто-то видит вазу с фруктами, а кто-то лицо человека, мужчины. Помните, как в картинах, основанных на психодиагностических тестах Роршаха? Что первое ты увидел, то и объяснит особенности твоей личности. С одной стороны, когда ты можешь увидеть и то, и другое, это талант. А если ты увидел это в своем воображении? Это гениальность!

С другой стороны, это 2 разные точки зрения, которые легко уживаются в одном мире (картине). Хороший пример, как ужиться людям с разными взглядами.

Художник с ранних лет помогал отцу в выполнении церковных росписей, создавал эскизы для витражей и гобеленов.

Творчество Арчимбольдо имело высокий резонанс при жизни, его приглашали императоры и дворцовые персоны. Удивительно, что такой художник был забыт вплоть до XX века.

Натюрморт с музыкальными инструментами, глобусом и картой.

В Бергамо нередко предметом картин выступали музыкальные инструменты.  Музыкальная культура вдохновляла итальянских художников на использование музыкальных инструментов даже в натюрмортах. На выставке представлены сразу 3 идентичные работы с практически одинаковыми объектами, но, по разному скомпонованными, с использованием схожих живописных приемов.

Натюрморт с музыкальными инструментами, глобусом и картой. Бонавентура Беттера, Бергамо, 1663-после 1718г. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Натюрморт с музыкальными инструментами, глобусом и картой. Бонавентура Беттера, Бергамо, 1663-после 1718г. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Натюрморт с музыкальными инструментами, глобусом и медным ведерком. Бонавентура Беттера, Бергамо, 1663-после 1718г. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Натюрморт с музыкальными инструментами, глобусом и медным ведерком. Бонавентура Беттера, Бергамо, 1663-после 1718г. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Причем, 2 картины выполнены сыном, Бартоломео Беттеры, на одной из которых карту художник заменил на медное ведерко.

Третья картина написана отцом, Бонавентура Беттеры. Здесь тоже задачка на внимательность. Слышала, как девушка рассказывала подросткам, что все 3 картины написаны одним художников в поисках лучшей композиции. Запутаться в этих схожих картинах легко).

Натюрморт с музыкальными инструментами, глобусом и картой. Бартоломео Беттера, Бергамо, 1639-после 1689г. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Натюрморт с музыкальными инструментами, глобусом и картой. Бартоломео Беттера, Бергамо, 1639-после 1689г. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Душа итальянских художников словно переполнена музыкой, и эту наполненность они отражали в своих произведениях.

Инструменты сложены, музыкантов нет, но создается эффект ожидания, что музыканты вышли отдохнуть, приглушили свет и скоро вернутся. Все эти инструменты вот-вот снова зазвучат, каждый на свой лад. И неслучайно ноты развернуты, музыканты скоро начнут концерт.

А почему картины сразу 3 с использованием одних и тех же объектов, пусть и в разных композициях?

Сначала сын соревновался сам с отцом, а после - с самим собой, написав две похожие картины. Сейчас профессиональные фотографы, когда не могут выбрать лучшую композицию из двух, предоставляют обе работы на суд зрителей. Какая композиция лучше? Решают зрители, здесь, как говорится, на вкус и цвет… А вам какая композиция семейства Беттеры по душе? Первая, вторая или третья?

Торговка рыбой. Якоб Ван де Керкховен

Торговка рыбой. Якоб Ван де Керкховен. Антверпен? Около 1637-после 1712г. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Торговка рыбой. Якоб Ван де Керкховен. Антверпен? Около 1637-после 1712г. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Натюрморт выполнен с фигурой девушки. Даже на взгляд не художника, в картине прослеживается два живописных приема. Рыба и кошка изображены в резкой и четкой манере, а девушка - более мягко и романтично. Сначала подумала, что это два разных настроения художника во время написания одной картины. Но, возможно так и было задумано, чтобы показать разные характеры героев. Рыба и кошка борются за свои права, поэтому их написали в жесткой и противоборствующей манере. А девушка - в легком, даже воздушном стиле, Хотя девушка решает сложную задачу, отобрать рыбу у кошки и затем продать ее. В картине отлично передано настроение нашкодившей и пойманной за воровством кошки.

Читая аттрибуцию к картине Виктории Марковой, обнаружила предположение, что произведение написано двумя разными художниками, хотя на подписи к картине стоит только одно имя. Сплошные загадки.

Натюрморт со скрипкой, восточным ковром и мужским портретом. Мальтезе (Франческо Нолетти).

Эта картина тоже восхитила очень и запомнилась особенно.

Главное действующее лицо в картине - ковер!

Натюрморт со скрипкой, восточным ковром и мужским портретом. Мальтезе (Франческо Нолетти). Валетта? Около 1611-1654. Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дайнеки.
Натюрморт со скрипкой, восточным ковром и мужским портретом. Мальтезе (Франческо Нолетти). Валетта? Около 1611-1654. Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дайнеки.

Во-первых, ковер занимает почти половину пространства.

Во-вторых, он контрастирует по цветовой гамме с остальными предметами.

В-третьих, выполнен ковер таким объемным, что хочется провести по нему рукой и ощутить каждую ворсинку.

Можно смотреть долго, не отрываясь и удивляясь, как удалось художнику начала XVII века создать такой эффект объемности. Фотографии не передают того, что ты чувствуешь, когда смотришь на это произведение.

Сделала такое фото, чтобы как-то передать фактуру и эмоции.

Фактура ковра в картине слишком реалистична.
Фактура ковра в картине слишком реалистична.

Техника потрясающая. В картине присутствуют и другие объекты: занавес, хрустальный кубок, серебряный поднос, портрет и гитара. Несмотря на то, что есть занавес, который можно рассматривать, как сценический и скрипка, здесь даже не задумываешься о том, что музыкант вышел и скоро вернется, все мысли поглощает ковер. А скрипка на нем сверху словно показывает, что ковер здесь как песня, слишком, хорош.

Натюрморт с хлебом и ветчиной. Карло Маджини.

Этот художник часто использовал в своих работах повторяющиеся предметы, меняя их расположение и добавляя новые объекты, чтобы избежать однообразия и повторения.

Натюрморт с хлебом и ветчиной. Карло Маджини. Фано, 1720-1806гг. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Натюрморт с хлебом и ветчиной. Карло Маджини. Фано, 1720-1806гг. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Медная лампа, фаянс, чайники, стакан, чашка, хлеб и ветчина на маленьком столе расположены компактно, но в то же время, ничего лишнего, нет ощущения нагроможденности, каждый предмет на своем месте, довольно гармонично и реалистично. Интересен вопрос, почему художник часто обращался к одним и тем же предметам в своих картинах и менял их местами в работах? То ли он настолько натренировал руку, что мог писать эти предметы легко, заранее зная, какой результат получит, то ли у него были ограничения с «моделями», с которых он писал свои натюрморты? А может у вас есть свои варианты, почему так?

Ваза с цветами. Бартоломео Лигоцци.

Это произведение привлекло меня своей гармоничностью. Великолепно исполненный букет, красивая ваза в обрамлении дорогой рамы.

И еще тем, что это наиболее походит на классический натюрморт без дополнений и лишних деталей.

Ваза с цветами. Бартоломео Лигоцци. Флоренция. Около 1620-1695гг. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Ваза с цветами. Бартоломео Лигоцци. Флоренция. Около 1620-1695гг. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Это начало XVII века. В картине тщательно проработаны цветы, бабочка и рельефное изображение вазы. Все довольно гармонично и позитивно.

Фото автора.
Фото автора.
Столешница с мозаикой pietre dure. Мастерские Великого герцога Тоскансского. Флоренция: вторая половина XVii века. Мрамор, яшма, агат, лазурит и другие цветные камни. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Столешница с мозаикой pietre dure. Мастерские Великого герцога Тоскансского. Флоренция: вторая половина XVii века. Мрамор, яшма, агат, лазурит и другие цветные камни. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Столешница хороша! Но освещение не позволило сфотографировать ее во всей красе. Лучше увидеть воочию.

А вот картины с убитой дичью или черепами мне не очень понравились, несмотря на качество исполнения или заложенные смыслы, хотя очень многие люди от них в восторге.

А вы уже побывали на этой выставке? Или, возможно, полистали издание к выставке на сайте музея Пушкина?

Какие картины вам нравятся? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.

Кстати, если надумаете посетить, торопитесь, выставка работает до 26 мая 2024 года. Адрес, часы работы здесь. Все об этой выставке здесь.

Стоимость билетов для взрослого 650 рублей, в эту стоимость входит и осмотр постоянной экспозиции Главного здания. Не повторяйте нашей ошибки. Мы дополнительно купили билет на постоянную экспозицию).