51,7K подписчиков

От "Женщины в синем" (Франция-Италия) до "Нежного путешествия" (Франция)

"В каждом человеке, даже в самом, казалось бы, безукоризненном, можно при желании обнаружить скрытые пороки. Найти ту зацепку, ниточку, с помощью которой..."

"В каждом человеке, даже в самом, казалось бы, безукоризненном, можно при желании обнаружить скрытые пороки. Найти ту зацепку, ниточку, с помощью которой..." Женщина в синем / La Femme en bleu.

Женщина в синем / La Femme en bleu. Франция-Италия, 1972. Режиссер Мишель Девиль. Сценаристы: Лео Эль Фукс, Мишель Девиль. Оператор Клод Лекомт. Актеры: Мишель Пикколи, Леа Массари, Мишель Омон, Амаранда, Женевьева Фонтанель, Сабине Глазер, Мария Лазас, Патриция Лесьё, Симона Симон и др. Премьера: 14 января 1973. 0,5 млн. зрителей (Франция).

Музыковеду Пьеру (Мишель Пикколи) уже за сорок, но он все еще в любовном поиске. И хотя рядом с ним любящая женщина (Леа Массари), он не прочь завести случайную интрижку… Но вот однажды он мельком увидел загадочную женщину в синем (эту роль тоже сыграла Леа Массари), и она стала для него наваждением. Теперь вся его жизнь посвящена безуспешным поискам своей женщины-мечты…

Мишель Девиль («Бенжамен», «Взбесившийся барашек», «Глубокие воды») в этой мелодраме вышивает тонкие психологические узоры на фоне довольно традиционного сюжетного хода: мужчина грезит об идеальной женщине, не замечая той, что с ним рядом…

Мишель Пикколи (1925-2020) очень к месту в этой роли, так ему всегда удавались персонажи, которых страсть или наваждение вырывает из привычного ритма жизни («Диллинджер мертв», «В натуральную величину», «Большая жратва» и др.). Неоднозначная героиня Леа Массари («Приключение», «Шум в сердце») аккомпанирует персонажу Пикколи очень достойно, в ней есть и ирония, и искренность, и надежда…

"В каждом человеке, даже в самом, казалось бы, безукоризненном, можно при желании обнаружить скрытые пороки. Найти ту зацепку, ниточку, с помощью которой..." Женщина в синем / La Femme en bleu.-2

Взбесившийся барашек / Le Mouton enragé. Франция-Италия, 1974. Режиссер Мишель Девиль. Сценарист Кристофер Франк. Оператор Клод Лекомт. Актеры: Жан-Луи Трентиньян, Жан-Пьер Кассель, Роми Шнайдер, Джейн Биркин, Анри Гарсен, Жорж Беллер, Жорж Вильсон, Мари Марке, Флоринда Болкан, Жан-Франсуа Бальме, Бетти Берр, Мадлен Дамьен и др. Премьера: 13 марта 1974. 1,6 млн. зрителей (Франция).

...Скромный служащий Николя Мале (Ж.-Л. Трентиньян), застенчивый и тихий, в один прекрасный день жалуется своему другу - журналисту Клоду Фабру (Ж.-П. Кассель) на свои жизненные невзгоды. К примеру, на то, что не способен побороть стеснительность и познакомиться с девушкой. Клод, шутя, внушает приятелю, что в нем заложены необыкновенные данные покорителя женщин, надо их только почувствовать. Черт возьми, почему бы нет! И вот начинается восхождение Николя, который, увольняясь со службы, громогласно заявляет: «Отныне буду жить за счет женщин и заниматься любовью!»…

«Взбесившийся барашек» - один из самых известных и важных фильмов Мишеля Девиля («Бенжамен», «Глубокие воды», «Чтица» и др.).

Французский критик Самюэль Лашиз, рецензируя эту картину, на мой взгляд, очень точно отметил, что «до сих пор мы знали Мишеля Девиля по грациозным комедиям нравов, хорошо поставленным, но часто слишком легким. Здесь он идет дальше, берет почти бальзаковский тон».

Мишель Девиль снайперски выбрал актера на главную роль в этом фильме. Таланту Жан-Луи Трентиньяна (1930-2022) подвластны неожиданные психологические переходы - от лирического, минорного настроения к эмоциональному взрыву, стрессовому состоянию. В «Конформисте» (1970) Бернардо Бертолуччи, «Покушении» (1972) Ива Буассе и «Террасе» (1979) Этторе Скола эти качества актера проявились с предельной полнотой.

Во «Взбесившемся барашке» Ж.-Л. Трентиньян строит свою роль на эмоциональной энергии, вырвавшейся из-под контроля разума. По сути, его Николя Мале - олицетворение мечты «среднего человека» о недоступной свободе. Ибо Николя своими бесцеремонными поступками бросает вызов расхожей морали. Начиная свое восхождение с утверждения власти над смазливой уличной девчонкой Мари (Джейн Биркин), Николя очаровывает жену влиятельного бизнесмена (Роми Шнайдер) и, наконец, - фаворитку «высшего света» Флору (Флоринда Болкан) и одинокую старушку-миллионершу...

Камера оператора Клода Лекомта (1931-2017) в броской цветовой гамме снимает роскошные приемы, шикарные особняки, блеск бокалов в изнеженных руках сильных мира сего. В этом карнавале масок немало едких сатирических зарисовок. Но все это оправа для главной темы фильма: Николя, этот вчерашний тихоня и новоявленный Растиньяк или Жорж Дюруа, становится причиной гибели героини Роми Шнайдер (ее убивает ревнивый муж) и своего лучшего друга.

Бедняга Клод имел неосторожность поспорить, что и для Николя есть «орешек не по зубам» - приехавшая в Париж заокеанская звезда (Кэрен Блэк). Для Клода Фабра она символ неприступности «высшей женщины», но для Николя и эта преграда оказалась не такой уж прочной.

Узнав об этом, Клод Фабр кончает жизнь самоубийством. Его труп выносят из комнаты, и в камеру упирается неестественно огромный ботинок: у Фабра, оказывается, были парализованы ноги. Он застрелился из зависти к человеку, который, благодаря его провокации, смог повернуть свою жизнь на 180 градусов, получить все то, о чем тайно мечтал сам Клод...

Так демон-искуситель оказывается у Мишеля Девиля беспомощным калекой, свои мучительные желания умело прятавшим под маской циника, а его «жертва» - скромный «барашек», всерьез усвоивший уроки «пути в высшее общество» - не только удачливым покорителем женских сердец, но и хватким бизнесменом. Недаром даже смерть друга для Николя моментально становится предметом продажи - информация о ней включается в очередной номер только что купленной им газеты в качестве сенсационного репортажа.

"В каждом человеке, даже в самом, казалось бы, безукоризненном, можно при желании обнаружить скрытые пороки. Найти ту зацепку, ниточку, с помощью которой..." Женщина в синем / La Femme en bleu.-3

Ученица негодяя / L’Apprenti salaud. Франция, 1977. Режиссер и сценарист Мишель Девиль (по роману “Незаконно нажитое имущество» Франка Невиля). Оператор Клод Лекомт. Актеры: Робер Ламурё, Кристин Дежу, Клод Пьеплю, Жорж Вильсон, Жак Дониоль-Валькроз, Жан-Пьер Кальфон и др. Премьера: 12 февраля 1977. 0,02 млн. зрителей (Франция).

Антуан (Робер Ламурё) - обычный продавец в магазине, он уже не молод и живет довольно скучной жизнью. Однако после смерти матери он решает круто изменить свою судьбу с помощью… жульничества.

Мишель Девиль («Бенжамен», «Взбесившийся барашек», «Глубокие воды») часто отказывался от специально написанного к фильмам музыкального сопровождения. В его картинах зазвучали мелодии Винченцо Беллини, Франца Шуберта, Белы Бартока, Сен-Санса, Бетховена…

Порой, как, скажем, в комедии «Ученице негодяя» сочетание высокой музыки Жоржа Бизе с пошловатым мирком героев, стремящихся во что бы то ни стало разбогатеть с помощью разного рода махинаций, выглядит почти кощунственным.

Но это не просто прихоть режиссера, не модный прием. Нигде не злоупотребляя музыкой, Мишель Девиль вводит ее, как правило, контрапунктом.

Музыка, написанная великими мастерами, становится для зрителей тем духовным началом, которое напрочь отсутствует у большинства персонажей картины. Музыка у Девиля призвана ярче высветить его авторскую позицию, полнее выразить мир его чувств, переживаний, ассоциаций и аллюзий.

"В каждом человеке, даже в самом, казалось бы, безукоризненном, можно при желании обнаружить скрытые пороки. Найти ту зацепку, ниточку, с помощью которой..." Женщина в синем / La Femme en bleu.-4

Досье 51 / Le Dossier 51. Франция-ФРГ, 1978. Режиссер Мишель Девиль. Сценаристы: Мишель Девиля и Жиль Перро (по одноименному роману Жиля Перро). Оператор Клод Лекомт. Актеры: Франсуа Мартуре, Роже Планшон, Патрик Чесне, Жан Мартен, Мишель Омон, Даниэль Месгиш, Анн Прукнал, Ласло Сабо и др. Премьера: 30 августа 1978. Приз Мельеса (1978), Призы Сезар за лучший сценарий и монтаж (1979). Приз за лучшую режиссуру на кинофестивале в Сан-Себастьяне (1978). 0,3 млн. зрителей (Франция).

В «Досье 51» тема «глубоких вод» приобретает необычное для Мишеля Девиля («Бенжамен», «Взбесившийся барашек», «Глубокие воды») измерение - приметы политического кинематографа.

Эта психологическая драма стоит в творчестве Девиля особняком. В «Досье…» есть все привычные для политического кино аксессуары - впечатляюще показана бесчеловечная механика тотального шпионажа, подслушивания, подсматривания, когда спецслужбы государства, вооруженные сложнейшей техникой, бесцеремонно вторгаются в интимный мир человека.

Но одновременно в фильме есть и другое - утверждение, что в каждом человеке, даже в самом, казалось бы, безукоризненном, можно при желании обнаружить скрытые пороки. Найти ту зацепку, ниточку, с помощью которой при использовании особой методики можно сделать с человеком что угодно: заставить его пойти на подлость, предательство, довести до самоубийства...

Так в жизни обыкновенного служащего, которая шла по привычной колее (работа, жена, ребенок…), интеллектуалы и знатоки Фрейда из спецслужбного центра тотальной слежки, вальяжно беседуя и скрупулезно собирая нужную информацию, методично нащупывают «белые пятна» - гомосексуальную историю во время армейской службы, любовницу-троцкистку, тщательно скрываемую от самого себя извращенность. И затравленный герой направляет свой мерседес в придорожное дерево...

То, что политический кинематограф для режиссера - лишь эпизод в разработке волнующих его мотивов, доказали его последующие работы.

"В каждом человеке, даже в самом, казалось бы, безукоризненном, можно при желании обнаружить скрытые пороки. Найти ту зацепку, ниточку, с помощью которой..." Женщина в синем / La Femme en bleu.-5

Путешествие тайком / Нежное путешествие / Le Voyage en douce. Франция, 1979. Режиссер и сценарист Мишель Девиль. Оператор Клод Лекомт. Актеры: Доминик Санда, Джеральдин Чаплин, Жак Забор, Жан Крюбелье, Валери Мастерсон и др. Премьера: 14 января 1980. 0,6 млн. зрителей (Франция).

Две находящиеся в душевном кризисе молодые женщины отправляются в путешествие, чтобы разобраться в прошлом и в самих себе…

Эта психологическая драма относится, как мне кажется, к лучшим работам Мишеля Девиля («Бенжамен», «Взбесившийся барашек», «Глубокие воды»).

Дуэт двух звезд европейского кино Доминик Санда («Кроткая», «Конформист», «Сад Финци Контини», «Семейный портрет в интерьере», «Двадцатый век», «Комната в городе» и др.) и Джеральдин Чаплин («Анна и волки», «Выкорми ворона», «Маме исполняется сто лет», «Чаплин» и др.) при всей своей эр***ческой провокационности удивительно гармоничен. А операторская работа Клода Лекомта (1931-2017) наполнена то чувственной гармонией, то тревожностью воспоминаний…

Киновед Александр Федоров