В 2007 году президент Путин подписал закон «О саморегулируемых организациях», а в 2011 году премьер-министр Путин назвал саморегулирование одним из способов снижения административных барьеров на бизнес для его успешного развития.
Саморегулирование заменило лицензирование во многих областях, включая строительство, и продолжало успешно развиваться и совершенствоваться.
Затем политическая линия президента Путина дала крен и в стране стала культивироваться неприязнь ко всему с приставкой «само -» (самосознание, самоопределение, самоуправление, саморегулирование, самозанятость, самостоятельность и т.д.) – по всей видимости, государство усмотрело в этом иллюзорную угрозу выстроенной им «вертикали власти».
И вот, на фоне этой тенденции, кто-то из заинтересованных лиц «нашептал» президенту Путину, что в саморегулируемых организациях «торгуют допусками», поэтому и вышеуказанное высказывание Владимира Владимировича о саморегулировании, как и его тезис о том, что «саморегулирование станет одним из столпов сильного гражданского общества в России» (статья «Демократия и качество государства», 2012), вдруг потеряли актуальность, введение саморегулирования новых видов деятельности было поставлена «на паузу», зато область государственного лицензирования продолжала расширяться.
В сфере обращения с отходами до 2015 года лицензировалась только деятельность по обезвреживанию и размещению отходов на полигонах, что было абсолютно оправдано, т.к. полигоны относятся к объектам повышенной экологической опасности для компонентов окружающей среды. Но «смотрящие за экологией» решили, что слишком большое количество хозяйствующих субъектов, занимающихся обращением с отходами, остались «не окучены» – а это упущенная выгода не только для государства, но и лично для чиновников «с гибкой совестью».
В СМИ была развернута широкая пропагандистская компания про «огромный» ущерб от «серых мусоровозов», которые захламили всю Россию нелегальными свалками мусора, поэтому их надо прижать к ногтю и взять под контроль государства. И вот, Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ область лицензирования видов деятельности по обращению с отходами была расширена. К обезвреживанию и размещению отходов был добавлен сбор и транспортирование, а до кучи - и обработка (сортировка) с утилизацией (переработкой), обоснование лицензирования которых невозможно даже «высосать из пальца».
В результате десятки тысяч операторов по транспортированию отходов были вынуждены проходить, мягко сказано, непростую процедуру лицензирования, а, и так немногочисленные, сортировщики и переработчики отходов сто раз подумали продолжать или прикрыть свой бизнес.
Что мы имеем на сегодняшний день? Давайте сравним две системы по трем критериям - эффективность контроля, коррупционная составляющая и ответственность за участников рынка.
Эффективность
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) имеет 1799 штатных инспекторов, из них инспекторов экологического надзора – 1150 (на всю Россию!).
Этими силами необходимо обеспечить государственный контроль за деятельностью 80 953 объектов федерального экологического надзора и за деятельностью более, чем 350 тысяч предприятий и организаций, в результате работы которых образуются отходы производства и потребления (добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, обрабатывающие производства, строительство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, транспорт и связь, предоставление услуг и т.д.), при том, что большая часть из них самостоятельно вывозит свои отходы.
Это реально? Нет, это – НЕ реально! - но в это никто из ТОП-чиновников не хочет вникать, и очковтирательство с «эффективным» госнадзором в сфере обращения с отходами продолжается.
При этом уже всем давно понятно, что никто не обеспечит более эффективный контроль бизнес-процессов, как сам бизнес, у которого для этого есть и мотивация и необходимые ресурсы, как кадровые, так и финансовые. Бизнес сам может регулировать рыночные отношения и нести ответственность за причиненный ущерб – это и есть основной принцип саморегулирования
А вот в результате политики «замораживания» развития саморегулирования, на сегодня сложилась идиотская абсурдная ситуация, когда допуск на строительство атомных электростанций, гидротехнических сооружений, речных и морских портов и других особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (ст.48.1 ГрК РФ) выдают саморегулируемые организации, а для перевозки коммунальных отходов, относящихся к IV классу опасности (малоопасные отходы), необходимо получить лицензию.
Коррупция
Торгово-промышленная палата России по итогам анонимного опроса более 45 тысяч бизнесменов во всех регионах страны, констатировала, что коррупция стабильно входит в «тройку проблем, которые тревожат бизнес».
Наиболее коррумпированы процедуры связаны с лицензированием, получением разрешений и справок, на втором месте — контроль и надзор за предпринимательской деятельностью, на третьем — государственные и муниципальные закупки.
Лицензирование обращения с отходами исключением не является. Сразу оговоримся - мы лично знаем честных инспекторов Росприроднадзора, их немало, они честно работают, и это очень радует. Но таких должно быть 100% от всего штатного состава и с самого верха до самого низа. К сожалению такого нет и коррупционная составляющая «красной нитью» проходит через деятельность надзорного органа.
Наверное, по этой причине на сайте ведомства создан такой огромный раздел - «Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции».
Пример подтверждения коррупционных проявлений - кроме объявлений в Интернете о «помощи» в получении лицензии в короткие сроки, по запросу «готовые фирмы с лицензией на отходы» находится множество предложений с локацией по всей стране.
Примерный прейскурант – от 900 тыс. руб. за готовую фирму с лицензией на сбор и транспортирование отходов I-IV классов опасности до 50 млн. руб. (!) за готовую фирму с лицензией размещение отходов I-IV классов опасности на полигоне. Схема следующая - на каких-то зиц-директоров регистрируются организации, на них «получаются» лицензии и затем они выставляются на продажу.
Но как осуществляется «получение» лицензий без обученного персонала, без оборудования, транспортных средств, сооружений, земельных участков, положительного заключения государственной экологической экспертизы, санитарно-эпидемиологического заключения и других требований, установленных Положением о лицензировании деятельности по обращению с отходами (постановление Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290)?
Не подлежит ни каким сомнениям, что в этом «процессе» не обходится без участия нечистоплотных чиновников надзорного органа, которые превратили лицензирование, как и проведение проверок, в личную кормушку.
На этом фоне все слухи про «продажность» саморегулируемых организаций так и остаются только слухами и не имеют под собой никакой доказательной базы - нет ни одного уголовного дела на руководителей или сотрудников саморегулируемых организаций за продажу допусков. Зато есть сотни уголовных дел против коррумпированных сотрудников Росприроднадзора от рядовых инспекторов до руководителей региональных управлений и вот последний пример - взятки берут даже цементом и коньяком (?!)
К сожалению, у нас на протяжении многих лет борьба с коррупцией носит в основном декларативный характер и никто из руководителей, как-бы, уже «не помнит», что в основополагающем законе «О противодействии коррупции» одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям (п.18 ст.7).
Ответственность
Еще один минус лицензирования по сравнению с саморегулированием – это принцип «выдал и забыл», т.е. чиновник выдал (а коррупционер продал) лицензию на обращение с отходами и не несёт никакой ответственности ни за мусоровоз, который выгрузил отходы в лесу или в овраге, ни за мусорный полигон, который, к примеру, отравил рис возле станицы Полтавской в Краснодарском крае (см. видео «Братские объятия мусорной мафии»)
В отличие от лицензирования, в саморегулирование законодательно заложена финансовая ответственность профессионального объединения за деятельность своих членов через формирование и выплаты из компенсационных фондов в случаях причинения ущерба – а это значительная экономия государственных средств, десятки миллиардов которых сейчас тратятся на рекультивацию несанкционированных свалок. Экономисты говорят, что главное на пятом сроке Владимира Путина — оптимизация расходов. Надеемся, что это коснётся и отрасли обращения с отходами.
Хотя верится с трудом - много ли из наших чиновников радеет, в хорошем смысле слова, за государственные деньги? Ведь многие поручения президента не выполняются по одной простой причине - чиновники не привыкли что-то делать, если в этом нет их личностной заинтересованности.
И еще один немаловажный момент - в саморегулируемых организациях руководство выбирается Общим собранием, и может быть заменено в любой момент, если будет замешано в чем-то противоправном, в отличие от чиновников, которых может снять только вышестоящий чиновник, и то, если он сам не стоит возле той же «кормушки».
Что надо сделать?
I. Сохранить лицензирование деятельности по обезвреживанию и размещению отходов на полигонах, относящихся к объектам повышенной экологической опасности для компонентов окружающей среды.
II. «Слабым звеном» в технологической цепочке обращения с отходами является их транспортирование, т.к. только при перевозке отходы могут оказаться на стихийных свалках (в лесу, овраге, поле и т.д.).
В связи с этим необходимо контроль и ответственность за транспортированием коммунальных отходов (ТКО) возложить на профессиональные объединения операторов по обращению с отходами, созданные в форме ассоциаций (союзов) - некоммерческих партнерств, саморегулируемых организаций, объединений работодателей и т.д., установив минимальные затраты по вступлению и членству.
Предлагаемая мера, кроме повышения эффективности контроля перевозок и гарантированного финансового обеспечения ликвидации причиненного ущерба, позволит сосредоточить усилия Росприроднадзора на обеспечении контроля деятельности особо опасных объектов, которые могут нанести значительный ущерб здоровью людей и окружающей среде.
III. Обработку (сортировку) и утилизацию (переработку) ТКО необходимо полностью освободить от получения каких-либо разрешительных документов на осуществление этих видов деятельности – это даст мощный толчок к развитию сортировки и переработки.
И последнее. Остается открытым вопрос - почему руководство страны продолжает питать иллюзии, что выдачу разрешений и надзор за сбором и транспортированием отходов можно доверить только Росприроднадзору, а не профессиональным объединениям операторов по обращению с отходами? Ведь по всем критериям, бизнес-сообщество более мотивировано, эффективнее и добропорядочнее, чем государственный надзорный орган – так может дело в чем-то другом?
В статье изложено личное мнение автора, которое может не совпадать с мнением читателей, но мы не гонимся за лайками - мы хотим довести до всех, как провалили «мусорную реформу», и остановить эту профанацию