Часть вторая. "Не всё коту масленица".
Здравствуйте все, кто влюблён в театр. Я рад снова приветствовать вас строчкой из песни моего любимого оркестра.
В этот раз мне не пришлось искать театр, догадываться о месте его расположения и маршруте выдвижения. Протоптанным маршрутом с заранее приобретённым билетом следую к началу. С восторгом прохожу Аллею Памяти, читаю имена Героев. Захожу.
Меня встречают приветливо, интересуются - где товарищи матросы - а я протягиваю билет. Сегодня до аншлага не хватало только взвода матросов. Понимая, каким образом здесь всё устроено, с удовольствием занимаю кресло и жду звонка. Звонок здесь похож на звуковой сигнал в самолёте, который подаёт команду парашютистам.
Всё-таки я не являюсь ценителем творчества Островского. Островский писал жизнь с натуры, но мне такая жизнь не нравится. Сюжет пьесы - взаимодействие двух семей, и представители обоих родов - неудача на неудаче. В одной благородной семье мать с дочерью живут в бедности. Духа главы семейства нет вообще. Всё бывает, но если дворянин погиб на войне, то дом должен быть пронизан его памятью - о мужчине в этом доме ни слова, что даёт основание полагать, что сгинул он бесславно. Колоритный персонаж в этом доме - бодрая старушка из прислуги, которая каждым движением и каждой репликой веселит публику. Для неблагородного человека тех времён она ведёт себя вольно.
Второй дом. Мужчина в возрасте, живущий в хозяйском стиле. Местный авторитет, чья власть держится на деньгах, держит всех в округе в ежовых рукавицах. Ему служит племянник управляющим. Хозяин племянника не ценит вовсе. В доме есть дама, которая не похожа на крепостную, но и не тянет на благородную, грамотная - участвует в ведении дел. Второстепенный персонаж. Она находится дома на правах мебели, но хозяин её единственную не унижает - предположу, что дела держатся на ней.
Девушка беседует с матерью на темы сельской скуки и перспектив замужества. Они обсуждают молодого племянника хозяина второго дома, как тот и появляется. Со всеми недостатками молодого человека выбора у девушки не предвидится, хотя его морально-деловые качества вызывают у неё лишь отвращение. Парень явно трусоват и несамостоятелен, а девушка созрела в полной мере. В итоге девушка в принципе непротив за неимением лучшего. Но жениться на ней не против и старый хозяин второго дома - крепкий властный человек. В первой же сцене он многократно унижает племянника перед девушкой и её матерью и почти приобретает власть над дамами - девушка и не знает, как отказать ему в свадьбе - до согласия. Мать мыслит решить свои финансовые проблемы.
Племянник осознаёт свои проблемы и с горя напивается, при себе имея крупную сумму из банка - это деньги его дяденьки. Во время похода в банк молодой человек характеризуется как образованный и перспективный. Но дядя его полностью подавил. Точно так же он почти подавил морально мать девушки, которая её вот вот отдаст за старика.
По моему мнению, две порочные семьи тасуют свои перспективы, как колоду карт, пытаясь решить проблемы и не в состоянии сделать выбор между совестью и достатком. Одно слово - Островский. В одной семье ждут у моря погоды, во второй один родственник унижает другого с мыслью потешить эго вместо передачи силы в следующее поколение ради будущего своей крови. Порок на пороке и пороком погоняет.
И ведь так же было. Так было в зажиточных уездах - вместо того, чтобы всем вместе стать сильнее - более сильный унижает слабого.
Эпоха описана точно, актёры безупречны. В афише написано "комедия", но по мне - это трагедия. Правильный вывод сделают единицы, большинство будет посмеиваться над слабым, благодаря человечьим инстинктам вроде того, как люди смеются над поскользнувшимся.
Девушка вышла замуж за молодого, а старик остался ни с чем, но по мне это не категорично. Старый бобыль и безотцовщина, чрезмерно вежливый молодой человек и вдова или брошенная женщина - по моему мнению ни один из этих людей не достоин симпатии. Это пороки провинциальных дворян того времени. Я хотел бы ходить на спектакли о высоком.
Всё-таки, я не влюблён в театр в прямом смысле - не в переносном, как в песне моего любимого оркестра. Приняв в гардеробе бушлат, я не подавая виду, пошел в гостиницу с мыслью быстро собраться и пробежать хотя бы пять километров. Завершил я это дело в красивую полночь - в самый тёмный час этого сезона, чему в полной мере рад.
Я ценю атмосферу старого театра, обожаю предвкушение прикоснуться к высокому и разочаровываюсь в обычных человеческих театрах. На этом занавес. В воскресенье вместо театра я выберу спортзал, несмотря на многообещающую афишу. Жим штанги лёжа всегда сделает меня довольным всегда, а спектакль - ничего я в них не понимаю.