Одна из последних премьер Театра им. Евг. Вахтангова - «Повести Пушкина» в постановке главного режиссёра Анатолия Шульева. Премьерный показ на Основной сцене публике представили в Международный День театра.
Слово Александра Сергеевича с каждым из нас с рождения и до седых волос, но всё же Пушкина много не бывает, тем более, если сделан он с любовью.
Анатолий Шульев признаётся, что «Повести Белкина» хотел поставить давно, задумка однажды превратилась в проработанный режиссёрскими пометками томик, потом в инсценировку, однако в тот раз в другом театре не сложилось. По словам режиссёра, как-то не собирался образ, и вот теперь всё встало на свои места.
Шульев частенько любит перечитывать «Повести Белкина» и резонно решил, что раз эти истории нравятся ему, то и зрителя притянут тоже. «Пушкин очень содержательный, таинственный, - говорит главреж Вахтанговского. - И эти тайны хочется разгадывать. За простым фасадом много чего спрятано. В нашем спектакле мы говорим о времени, и ключевой посыл всей истории – мысль о том, что за смертью всегда следует новая жизнь, и этот круговорот вечен».
Громада Основной сцены воображением главного художника театра Максима Обрезкова рисует весну, лето, осень, зимнюю пору и снова – весну, помещая в этот звенящий воздух поочерёдно «Барышню-крестьянку», «Выстрел», «Метель» и «Станционного смотрителя». «Гробовщик» же разбросан по всем четырём повестям, пронизывая их мистицизмом и особым настроением. Также в ткань спектакля удачно вписаны вирши Александра Сергеевича, украшая его и делая идею постановки более рельефной. А сопровождает нас в пути некий Человек дороги – то ли Белкин, то ли сам автор повестей.
Действие происходит в пространстве трёх знаменитых пушкинских сосен, их авторы спектакля мастерски смогли сделать ощутимыми рычагами Провидения, о котором в уединении Болдина непрестанно думал поэт.
«Всю жизнь обращавший внимание на знаки судьбы, Александр Сергеевич, - продолжает Анатолий Шульев, - этими своими повестями как будто подводит своеобразные итоги прошлого и думает о будущем. Герои его историй любят, страдают, играют роли, блуждают в метели, стреляются на дуэлях, гонятся за похищенной дочерью, ищут счастье, но, в конце концов, всё в их жизнях меняет Случай. Как пишет сам Пушкин: «Ум человеческий видит общий ход вещей и может выводить из оного глубокие предположения, часто оправданные временем, но невозможно ему предвидеть Случая – мощного мгновенного орудия Провидения».
Случай играет большую роль и в жизни самого режиссёра, от поворотов судьбы порой захватывает дух, оттого ему и удаётся войти в Пушкина так глубоко, без современных «я художник, я так вижу», полагаясь только на чистую строку поэта и исследуя её с большим пиететом.
«Наш спектакль как раз и посвящён хитросплетениям судьбы, - поясняет Шульев. - История про житейское море, которое существует по каким-то своим, высшим законам. Ты не всегда можешь управлять стихией, но можешь выбирать, куда тебе идти».
За вдохновением команда спектакля ездила в Михайловское – туда, где возникает ощущение лёгкости, солнечной радости и любви ко всему русскому, причастность к чему-то тёплому, родному, что, быть может, потерял, но очень хочется вернуть. Отсюда потом и творческая сплочённость, и невероятное желание работать и безоговорочное доверие автору и режиссёру.
Поездку готовили долго, ждали с нетерпением – всё не выходило. А потом даты, что называется, возникли сами собой: 8-10 февраля. «Да ведь это дни, когда случилась дуэль, и когда Александр Сергеевич скончался, - напоминает режиссёр. – Снова случайность? После этого начинаешь верить, что мир не так просто устроен, и какие-то вещи скрыты от нас».
А это означает, что подобно великому поэту стоит всматриваться, искать и раскрывать внешние и внутренние тайны, чтобы мир был ярче, глубже, насыщеннее, и мы наконец-то научились его понимать. А гении всегда готовы помочь, они ведь на это и призваны – строкой ли, удачным воплощением на сцене, где их герои оживают, уводя нас то в прошлое, то в будущее, то умело делая акценты в настоящем.