Вы когда-нибудь задумывались, почему приобрели свой парфюм, машину или шоколадку?
Уверена, что да - все мы порой ловим себя на мысли, что мы - жертвы рекламы. И бренды активно используют для этих целей архетипы.
В детстве мне очень нравилась реклама парфюма с Шарлиз Тэрон в главной роли:
Известная актриса, одна из признанных красавиц Голливуда, в вечернем платье и массивных украшениях раздевается, идя по своим роскошным апартаментам. Весь её вид выражает уверенность в себе и сексуальность.
Я смотрела и думала: "Вот! Вот такой я хочу вырасти!".
Сейчас, когда я знаю, что в моем портрете несколько раз встречается Императрица (Эстет+Творец+Опекун), а Эстеты и вовсе собраны во всех возможных вариациях, я понимаю, что все было не случайно. Реклама с такими женщинами, с такими стилем, визуалом и настроением всегда будет неосознанно привлекать меня, потому что я - это неотьемлемая часть аудитории, для которой она создавалась. Мне понятны её боли и желания.
"Купи этот парфюм и будь такой, как Шарлиз Тэрон", "Почувствуй себя Джонни Дэппом/Эмилией Кларк/этим мускулистым брутальным парнем/этой хрупкой и воздушной девушкой" - всё это про архетипы.
Потому что Джонни Дэпп в рекламе Sauvage Dior олицетворяет собой Искателя, Эмилия Кларк в рекламе Dolce&Gabanna Эстета и при этом Славного Малого, брутальный мужчина Воина, воздушная фея - Дитя. Давайте рассмотрим ещё несколько примеров использования архетипов в брендах:
1. Tom Ford
Реклама этого бренда провокационна, часто с явным сексуальным подтекстом, в духе Бунтаря и Эстета/Любовника.
"Выпусти наружу своих демонов и получай удовольствие" - будто бы говорит она.
2. Cartier
Бренд одного из самых престижных производителей ювелирных изделий в мире. Король Великобритании Эдуард VII называл Картье "ювелиром королей и королем ювелиров".
Уже по вводным данным понятно, что бренд прибегает к тематике Правителя. И взгляните на его рекламу: Правитель и Маг во всей красе.
3. Apple
Гаджеты, съёмка, на которой часто делают акцент в рекламе Apple, современные технологии - все это тема мечтателей (Магов и Творцов).
Задача такого бренда - продемонстрировать возможности и дать уверенность, что перед Вами самый современный и инновационный продукт на рынке. И Вы, обладая им, автоматически тоже становитесь самым современным и продвинутым.
Но сам Джобс также является Бунтарем, который всегда шёл против привычного.
4. Dolce&Gabanna
Зачастую производители не зацикливаются только на одном-двух архетипах и крупные компании создают своё настроение для каждого из продуктов. Пример: реклама от Dolce & Gabbana с архетипом Дитя/Невинный, несмотря на то, что стилистика остальных продуктов более взрослая и уходит в сторону Мага и Эстета.
5. Nike.
Бренды, связанные со спортом, ориентированы на Воинов/Героев (архетип, одна из ипостасей которого Спортсмен). Своим примером они хотят вдохновить каждого спортсмена на планете.
Создавая продукт с определённым впечатлением, бренды зарабатывают на тех, кому это впечатление близко.
Для узнаваемости бренда и создания прочной ассоциации рекомендовано использовать на постоянной основе 2-3 архетипа, создающих желаемое впечатление. Допустимы миксы, как я приложила в примерах.
В отношении личного бренда правило то же. И именно его соблюдение позволит "управлять" своей аудиторией: вызывать необходимые эмоции, уменьшить или свести на нет количестао негатива, добиться, чтобы к Вам приходили люди, которых Вы притянули не случайно, а целенаправленно.
В архетипическом портрете на основе даты Вашего рождения есть отдельная позиция, которая говорит о том, на чем лучше делать акцент, кто Ваша целевая аудитория, какие фото/прическу/одежду/темы можно использовать для того, чтобы её привлечь.
Напишите любой бренд в комментариях и я назову архетип, который он использует.