На днях одна моя родственница, поговорив с моим мужем по видеосвязи, пришла к выводу, что он «грустненький», и долго пытала меня почему, а также давала советы о том, что я должна сделать, чтобы он стал, видимо, весёленьким. Весть о грустненьком муже разнеслась дальше, и я только что отбивалась уже от собственной мамы, которая напролом, невзирая ни на какую самооборону, внушала мне, что мужчины такие хрупкие, что я должна быть осторожна и внимательна, что мне следует «что-то сделать».
Я замужем четверть века. За эти 25 лет очень многие — родственники, чужие, друзья, посторонние — объясняли мне, как я должна заботиться о муже, как он устроен и что я должна ему давать. Но за те же 25 лет никто, ни одна собака не додумалась объяснить мужу, как он должен обходиться со мной. Как обо мне надо заботиться, как я устроена, какая хрупкая у меня натура и что мне нужно давать. Толпы и толпы объясняли мне, как надо заботиться о муже, но никто, никто за всё время моего брака не сказал ему ни слова о том, как надо заботиться обо мне! Все рассказывали мне, что он хрупок, но никто не рассказывал ему, что хрупка я! Все объясняли мне специфику устройства его нервов, но никто и не думал сказать ему, как устроены нервы у меня! Все возлагали на меня ответственность за его душевное состояние, но ответственность за моё состояние по умолчанию была на мне же — никто и никогда не сказал ему, что он отвечает за душевное состояние жены и должен что-то делать, чтобы оно было благополучным!
Разгадка проста: мужчины умеют демонстративно страдать. В ковид — он страдал, а я занималась домом, детьми, придумывала, чем всех занять и как. Мне было тяжело, я вытаскивала всех, придумывала им занятия, подбадривала и держала на плаву… но жалели мужа, ведь страдает-то он. Привет, как дела, как твой муж всё переносит? Ох, будь с ним осторожнее, придумай что-нибудь, мужчины такие хрупкие. Началась война — он страдал и настаивал на том, что приличный человек должен страдать в таких обстоятельствах, а я что — я всего лишь прививала собак, пока есть импортные вакцины, искала варианты детям, у которых накрылись вузы, собирала за границу ребёнка, которому стало небезопасно находиться в стране, и опять-таки излучала уверенность и держала кукуху всем вокруг. Кто заслуживает сочувствия и понимающего «тебе тяжело, бедняга» в такой ситуации? Конечно же, муж! Ты бы ему дала попить какое-нибудь успокоительное, а? Следи, чтобы он побольше гулял.
Началась мобилизация. Я посадила семью и животных в машину и вывезла за границу. Я нашла нам жильё там, где все говорили, что это будет невозможно. Я толкала и пинала местную бюрократию, я устраивала детей в школы, я пересылала учебники и документы, я лечила старую собаку, которая начала болеть от стресса, и из последних сил удерживала подростка, который от стресса начал чудить. Я справилась с неожиданной угрозой для младшего из детей. При этом я работала! А муж днями напролёт читал новости и страдал. Что писали мне наши общие друзья? «Прости, очень неудобно, но ты знаешь, нам внушает опасение его состояние, судя по тому, что он пишет, у него, наверное, проблемы, ты бы ему психолога, что ли, нашла». Конечно, ведь это он протоколировал в соцсетях каждую крупицу своего страдания и «я вернусь домой, даже если это будет стоить мне семьи», а я просто молча делала своё дело и подсовывала ему витамины (потому что психолога, которого я предложила гораздо раньше, отвергли гневно и презрительно: приличный человек должен страдать!). Написал ли кто-нибудь ему о том, что надо поберечь меня? Намекнул ли кто-нибудь, что вот этот демонстративный выпад «вернусь даже ценой семьи» может быть неприятен мне, ведь это я — семья, это меня выставляют малоценной в глазах общих знакомых? Вопрос риторический.
Как я зла на это всё — просто не передать словами. У меня прекрасные подруги, которые всегда поддерживают меня, но мир снова и снова тысячей голосов жужжит мне в уши: поддержи мужа, позаботься о муже, сделай ради него то и это, отдай, принеси, ублажи, позаботься, возьми на себя ответственность за его состояние! И никто, никто не жужжит в уши ему: поддержи жену, сделай ради неё то и это, поддержи, позаботься, ты ответственен за её состояние! Как это гадко. Я буду искать врачей, риэлторов, языковые курсы, я буду возить документы, контейнировать переживания детей, вести хозяйство, приносить в дом деньги (хотя да, я зарабатываю меньше, но не потому, что меньше работаю, а потому, что всю семейную жизнь на мне и дом, и дети, и все рабочие решения я принимала исходя из этого — вот дура была), решать разнообразные проблемы и добиваться нужного результата вопреки всему — но всё это обнулится, как только муж решит пострадать. И мне снова скажут или напишут: «Заботься о нём лучше».
Анонимно
***
Это «Моя гениальная подписчица» — рубрика, где вы можете поделиться с подписчицами канала «Видима и свободна» своим опытом и мыслями о радикальном феминизме.
Обсудить текст можно здесь, в моем телеграм-канале.