Сравнение президента Путина с Иваном Грозным прозвучало на Первом информационном канале в форме не совсем явной, но вполне заметной, после сокрушительной победы действующего президента на очередных выборах и накануне официального вступления его в должность на очередной срок. В этом сравнении красной нитью прочерчено противостояние государя и элит, преодоление боярского сопротивления, перестановки на должностях ради укрепления государства. Это важно и полезно, когда служит государственным интересам (а не личным прихотям самодержца). Но для этого государь должен быть достаточно грозный (хотя бы иногда), в том числе и к ближним людям.
Путин столкнулся с чем-то подобным в самом начале - в 2000-м году. Тогда новому президенту страны пришлось разбираться с элитами из 90-х - их полушутя называли "Семибанкирщина" (по аналогии с Семибоярщиной в Московском царстве). К концу того десятилетия те элиты, выросшие при Ельцине из вороватой приватизации имущества и власти, практически захватили Кремль и пытались диктовать свою волю.
Путин постепенно и красиво разобрался со многими, но не со всеми. Однако формирование элит на этом не закончилось, элиты формируются постоянно. С кем работать президенту сегодня, каково качество государственного аппарата и окологосударственного сообщества? Как с этим разобраться? Какие кадровые и структурные перестановки нужны теперь, при существующих вызовах, для эффективного управления и развития?
Судя по всему, это президенство для Путина будет последним, заключительным, а потому может стать самым решительным. Слишком много на сегодня недоделано, и не только снаружи, но особенно - внутри страны! Это видно и всё более нетерпимо. Недоделки принципиальные: - наличие системной коррупции на очень важных местах, отсутствие устойчивой государственной Системы... и, конечно, качество госслужащих на разных уровнях. Вместе с Путиным уйдёт его ручное управление, и недоделки окажутся судьбоносными. Кто же тогда останется, что потом будет? Оставлять страну в таком виде нельзя - это может лишить нас будущего.
Недоделки надо устранять..., но отчего прежде не устранили, чего тянули? - На то были причины всякие: объективные и субъективные. Простому обывателю и даже искушённому политнаблюдателю многие из этих причин незаметны, непонятны. Попробуем рассудить по порядку.
Путин вступил во власть в конце 1999-го года. Управлять страной начал с года 2000-го. Россия досталась ему такой, какой её сделали до него другие руководители. Не Путин коррумпировал страну - к размаху российской коррупции 1999-го года едва ли можно было что-то добавить. Были проблемы экономические, финансовые, социальные, развал промышленности, большие долги, деградация государственного управления, региональный сепаратизм и боевые действия на Кавказе. Было нашествие терроризма, своего и зарубежного.
Путину в 2000-м году достались не только внутренние российские беды, но и внешние опасности. Запад хозяйничал на планете, оставив нашу державу дожариваться в соусе её многочисленных проблем. Они подогревали нас снаружи огнём кавказского конфликта и ждали нашего естественного разделения на размягчённые аппетитные куски - такой результат тогда представлялся гарантированным и близким. Вслед за Западом и другие охотники пристраивались в очередь за своей порцией.
При этом западные кураторы наблюдали за нами, следили, чтобы никуда мы не дёрнулись и с вертела не соскочили. Вот из такого состояния и под этим пристальным наблюдением предстояло возрождать страну, восстанавливать государство.
Нам тогда нельзя было возрождаться открыто, с официальным финансированием через государственный бюджет всех наших программ возрождения (особенно военных). Если бы на Западе увидели, что Россия восстанавливается, да ещё вооружается, Запад не допустил бы этого и погасил бы в самом начале всякое серьёзное и эффективное наше развитие. России надо было выглядеть безнадёжной и бестолковой, коррумпированной и обречённой. Пришлось работать скрытно и финансировать окольными путями наиболее существенные направления государственного возрождения.
Для скрытной деятельности и скрытого (внебюджетного) финансирования пришлось применить специфические методы и воспользоваться услугами соответствующих людей. Путин не бросился сразу устранять всякую коррупцию и разгонять всех коррупционеров не только потому, что это было невозможно и разрушительно для страны. Эти методы и эти люди понадобились для возрождения России. Путин не стал разрушать все созданные до него коррупционно-криминальные системы, но использовал их для восстановления экономики и армии. Другого способа он не нашёл. А разве был тогда другой способ?
Теперь у России есть новые стратегические вооружения, но откуда же они вдруг взялись? Ведь такое оружие создаётся долгие годы, даже десятилетия, и это требует больших денег? - вот результат скрытной работы и скрытого финансирования! И новая российская армия с новыми структурами обеспечения и управления - тоже результат. И экономика наша, промышленность и прикладная наука как-то резко вылезают из-за ширм всяких сомнительных "нанокомпаний" и "фондов" - значит деньги не совсем пропали, их не совсем украли?!
Но, конечно, при таких методах финансирования и при таких исполнителях кое-что растрачено и расхищено. Увы, это печальные издержки - оборотная сторона непростого дела. Самая же главная издержка - качество системы и кадров (в том числе государственных служб и бизнес-элит) - на них негативным образом отразилось использование кривых методов и привлечение сомнительных деятелей. Этот негатив прочно въелся в наше государство и общество, превратился в наши привычки и стал нам, по пословице, "второй натурой".
Теперь вытравливать это из себя очень трудно, но необходимо - иначе будущего у нас не будет. И тут уместно вспомнить, что "кадры решают всё". Кому же возглавить кадровую политику, как не Главе государства? Нужны решительные действия: перестановки, замены, увольнения... Не годятся больше формальные отчёты о проделанной работе. И показной верности "хозяину" недостаточно. Нужна переоценка кадров по реальной эффективности. Надо вспомнить и про добросовестность, и про ответственность. Но вот тут, похоже, и возникают затруднения...
Что-то мешает президенту принимать радикальные кадровые решения и воплощать их в решительные действия. Возможно, это что-то личное, некая черта характера, особое отношение к своим людям? Вот и Патриарх охарактеризовал Владимира Путина как "очень доброго, умного, сердечного человека". Но ради будущего страны, ради сохранения государства умному президенту надо переступать через личные привязанности.
Наверно не случайно после официального вступления Путина в должность на очередной президентский срок Патриарх Кирилл благословил его на "дерзновение" такими словами:
"Вот это сочетание доброты и строгости, и принципиальности, та самая слабая точка, которая иногда мешает людям во власти достойно пройти свой жизненный путь. Потому что существует много коллизий, глава государства должен принимать иногда судьбоносные и грозные решения. И, если не принять такое решение, то последствия могут быть чрезвычайно опасными для народа и для государства."
"Помогай вам Бог и дальше нести то служение, которое сам Бог на вас возложил, с любовью к Отечеству, с дерзновением, потому что иногда требуется такое дерзновение, когда через многое следует переступить, может быть, иногда через то, что в обычной жизни… как бы через это и переступить невозможно. Но вот это дерзновение, эта сила – она должна сопровождать служение главы государства, от действий которого зависит судьба страны."
Ведь это не только про внешние столкновения да про Украину, но и про наши внутренние дела?
Новый срок Путина - новые надежды. Не все надежды оправданы первыми назначениями. Подождём, посмотрим, что будет дальше. А вот, для примера, старая кадровая ошибка (вероятно, вынужденная):