Эпопея со строительством высокоскоростной магистрали (ВСМ) длится аж с советских времён. За долгие годы были и собственные разработки, и привлечение иностранцев, и экспериментальные технологии. В итоге оказалось, что самый верный путь получить достойный результат — это взять и сделать.
60 лет ожидания
Первые идеи ВСМ зародились в 60-х годах. Тогда с оглядкой на зарубежный опыт было принято решение создать подобную линию на участке Москва — Ленинград. Первые конструкторские работы и проектирование магистрали начались тогда же, в советское время. К моменту развала СССР даже успели запустить строительство и разработать высокоскоростной поезд ЭС-250 «Сокол» с расчётной скоростью 250 км/ч. На испытаниях эти цифры не подтвердились, к тому же обнаружились проблемы с безопасностью. В итоге, «Сокол» стал экспонатом петербургского Музея железных дорог России.
Иностранный инвестор с длинным рублём, в которого в середине 90-х ещё свято верили, не пришёл. Единственный фактический результат ельцинских трудов по ВСМ — котлован вокзального комплекса в Санкт-Петербурге. Да и эти работы успешно загнулись, на месте котлована в 2010 году возвели торгово-развлекательный центр, а наработки по высокоскоростным поездам заменили по сути немецкие «Сапсаны».
Ранее объявлялись варианты создания ВСМ при участии китайской стороны, что позволило было бы сэкономить на строительстве и разработке. Однако был выбран другой вариант — более дорогой, но в то же время позволяющий государству приобрести ценнейшие компетенции. Итак, спустя годы Россия готова разработать-таки высокоскоростную магистраль и сам поезд полностью с нуля и самостоятельно.
Старт от первого лица
14 марта президент России Владимир Путин принял участие в видеоконференции, посвященной двум важным проектам. Один из них — строительство высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург. Глава государства прямо заявил, что проекту дается «зеленый свет», причем приоритетный, а также особо подчеркнул, что проект является исключительно российским:
«Сегодня мы даём старт сразу двум масштабным, значимым проектам — созданию 7-го энергоблока Ленинградской атомной электростанции, а также высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург. <…> Подчеркну: два этих объекта очень важны для экономики, промышленности, для наращивания нашего инфраструктурного, технологического, энергетического потенциала, для развития регионов и повышения качества жизни людей. Особо подчеркну, что в ходе строительства должны применяться прежде всего отечественные разработки и оборудование <…> у нас здесь 99% наших технологий применяется. <…> сама эта тема обсуждалась уже очень давно. Но теперь мы в финансовом, экономическом и технологическом смысле созрели, чтобы этот крупный, но нужный нашей экономике проект реализовать».
После такого начала раскрывают план реализации и финансирования проекта. Он создан по принципу государственно-частного партнерства на основе концессионного соглашения, сообщил министр транспорта Виталий Савельев. Капитал ВСМ составят:
· 218,5 млрд — взносы в уставный капитал концессионера;
· 290 млрд — облигации пенсионного фонда «Газфонд»;
· 903,8 млрд — кредиты «Сбербанка», ВТБ, «Газпромбанка»;
· 609 млрд — господдержка: 580,6 млрд — займ ФНБ под 3%, 100,4 млрд — капгрант на выкуп земельных участков;
· 299,4 млрд — субсидия из бюджета.
Претворять ВСМ в жизнь будут в 2 этапа: участок Санкт-Петербург — Зеленоград и строительство выходов из Москвы. Третья неотъемлемая часть проекта — закупка подвижного состава, первые 28 поездов которого должны поставить на линию к 2028 году. Опытный же образец создадут на 2 года раньше.
Быстрее путь, быстрее окупаемость
Магистраль будет иметь расчётную скорость движения 400 км/ч. Она обеспечит прибытие поезда из Москвы в Петербург за 2 ч 15 мин, что даёт фору даже авиационному транспорту. Нынешние «Сапсаны» едут 4 ч, но эта двойная разница — лишь начало работы ВСМ. Вполне возможно, что с годами время будет уменьшаться.
Вероятно, сократится и срок окупаемости магистрали. Мы ранее уже считали, сколько это займет, и получилось что-то около 25-50 лет в зависимости от стоимости билета. Но тогда мы не учли макроэкономические показатели и то, что эксплуатация высокоскоростных поездов на нынешней линии значительно тормозит грузоперевозки к западным портам России. А ведь это основной фактор окупаемости подобных проектов в понимании государства.
«Мы говорим о создании отдельной линии ВСМ, которая позволит вернуть грузовое движение на основной ход между Москвой и Санкт-Петербургом, что дополнительно создаст возможности перевозки грузов в Северо-Западном направлении в объеме порядка 74 млн тонн в 2030 году, в том числе 30 млн тонн за счет реализации ВСМ», — подтверждает наши размышления министр транспорта.
Запуск высокоскоростных поездов приведёт к росту ВВП и повышению деловой активности как самих городов, между которыми такие поезда курсируют, так и страны в целом. Транспортная инфраструктура — это артерии государства. И чем быстрее этот госметаболизм, тем активнее экономика подстраивается под новые вызовы и оправляется от потрясений.
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA
Чтобы не потерять нас, подпишитесь на telegram-канал, который мы ведём для проекта SFERA. Срочные новости будут в закреплённых сообщениях.