В пятницу, 10 мая, в Санкт-Петербурге произошла трагедия — автобус, перевозивший пассажиров, съехал с дороги и упал в реку Мойка. Несмотря на быструю реакцию очевидцев и спасателей, семь человек погибли. За рулем находился Рахматшох Курбонов, мигрант из Таджикистана, впрочем, успевший получить гражданство России (причём, на суде он потребовал переводчика). Показания водителя проливают свет на произошедшее, но вызывают больше вопросов. На фоне этого события всплывают детали о работе Курбонова, его компании-работодателя и влиянии диаспоры.
В пятницу, 10 мая, в Санкт-Петербурге автобус, перевозивший пассажиров, съехал с дороги и упал в реку Мойка. Очевидцы и спасатели сразу же бросились на помощь тем, кто оказался в беде, и смогли вытащить большинство людей из воды. Однако несмотря на все усилия, семь человек погибли.
Происшествие случилось около часа дня. За рулем автобуса находился мужчина по имени Рахматшох Курбонов. И снова речь идет об уроженце Таджикистана. Известно, что у него двойное гражданство — России и Таджикистана.
Водитель вёл автобус опасно и агрессивно, не обращая внимания на замечания пассажиров. Он продолжал движение на высокой скорости, которая вызывала беспокойство у людей в салоне. Кроме того, по словам очевидцев, Рахматшох разговаривал по телефону, не следя за дорогой.
Версии следствия
В настоящее время правоохранительные органы рассматривают две основные версии причин аварии.
Первая, Курбонов перепутал педали газа и тормоза.
Вторая версия предполагает, что причиной аварии могла стать техническая неисправность самого автобуса. Сам водитель утверждает, что у автобуса произошёл отказ тормозов.
Компания-перевозчик сообщила, что во вторник, 7 мая, машина прошла техническое обслуживание. В ходе проверки квалифицированные специалисты не обнаружили никаких проблем.
Сотрудники правоохранительных органов быстро выяснили, что Курбонов работал в компании «Такси», принадлежащей Павлу Кузнецову. Однако Кузнецова пока не удалось найти, возможно, он является фиктивным лицом.
Оказалось, что у компании «Такси» огромные долги перед государственным бюджетом — 3 миллиона 600 тысяч рублей в виде штрафов. Это явно свидетельствует о недобросовестности перевозчика.
Если компания с такими долгами вынуждает своих работников работать без отдыха после длительных смен, то как можно верить её заключению о состоянии автобуса?
Кроме того, компания неоднократно привлекалась к ответственности за нарушение условий лицензии на осуществление деятельности общественного транспорта — более 23 раз. Это тоже о многом говорит.
Показания Рахматшоха Курбонова
По его словам, когда 9 мая подходило к концу, ему пришло сообщение о том, что он должен снова выйти на работу в 5:30 утра. Он уточнил эту информацию у нарядчицы, которая подтвердила, что он указан в графике. Смену Курбонов сдал в полночь, и к моменту, когда добрался домой и лег спать, было уже два часа ночи.
Утром его разбудили с вопросом, почему он не на работе. Курбонов отправился на общественном транспорте в парк на Екатерининский. У первого автобуса он заметил неисправность с поворотником и направился на шоссе Революции в ремонтную мастерскую. Пока он ожидал ремонта, ему снова позвонили из парка и велели вернуться за другим автобусом.
Выбрав уже знакомый ему автобус, он выехал на линию примерно в восемь утра. В 11 часов он заметил проблемы с тормозами — автобус останавливался, но проезжал ещё несколько метров. Пассажиры делали ему замечания на этот счёт.
О произошедшей аварии он рассказывает, что автобус ударился о бордюр и отскочил, после чего он пытался объехать автомобиль, но не смог.
Выбравшись через разбитое лобовое стекло, он услышал призывы с берега открыть люк. С помощью ещё одного человека они его открыли и помогли вытащить пострадавшего.
Известно, что Курбонов неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушение ПДД.
Необходимо понять, почему у Курбонова была такая продолжительная смена и почему перерыв между сменами был менее 12 часов. Эти вопросы регулируются трудовым законодательством России, и работодатели обязаны следовать этим нормам.
Возможно, руководство компании заставило Курбонова работать, несмотря на его усталость и недосып, или он сам решил заработать больше денег.
"Забыл" русский язык
Таджикская диаспора не осталась в стороне и сразу же отреагировала на ситуацию, встав на защиту своего соотечественника. В социальных сетях уже появляются сообщения от пользователей с южными именами, которые пытаются оправдать водителя и обвиняют компанию-работодателя в произошедшем.
У Курбонова в данный момент два адвоката из диаспоры. Несмотря на наличие у иностранца российского паспорта, в ходе процесса присутствует переводчик. Получается у него есть гражданство России, но на суде он вдруг "забыл" русский язык и потребовал переводчика?
Два уголовных дела
44-летнему Рахматшоху Курбонову, гражданину Таджикистана, предъявлено обвинение по части 5 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации — нарушение Правил дорожного движения, повлекшее смерть двух и более лиц. За это преступление ему грозило до 7 лет лишения свободы. Водитель признал свою вину. Суд избрал меру пресечения в виде двух месяцев в СИЗО.
Стало также известно, что на Курбонова завели второе уголовное дело о фиктивной постановке на учет иностранных граждан. По версии следствия, Рахматшох Курбонов в феврале-марте 2024 года за деньги незаконно прописал в своей квартире не менее 10 человек.
Правоохранительным органам предстоит серьёзная работа по установлению виновных в произошедшем. Важно, чтобы расследование проводилось без влияния диаспоры и находилось под полным контролем вышестоящих органов.