Интереснейшая практика стала формироваться по делам, связанным с покупкой товаров в интернет-магазинах по ошибочным ценам. ВС РФ начал уверенно занимать сторону покупателя в таких спорах.
Одним из самых замечательных кейсов стало Определение Верховного Суда по делу № 16-КГ23-6-К4.
Суть дела следующая. Покупатель зашел в интернет-магазин ЦУМа и увидел необыкновенно низкие цены. Не теряя времени, он набрал в корзину 19 товаров на сумму менее чем 3 тыс. рублей. После оплаты заказа покупателю пришло уведомление с подтверждением покупки. Интернет-магазин ЦУМа затем, конечно, отменил заказ, но покупатель с этим не согласился и настаивал на поставке магазином заказанных товаров. Торговый дом "ЦУМ" обратился в суд, обосновав иск техническим сбоем на своем сайте и настаивая на злоупотреблении правом со стороны покупателя. Ведь реальная стоимость товаров превышала 2 300 000 рублей!
В итоге дело дошло до судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ. И тут-то всех ожидал сюрприз. Решения всех инстанций были отменены, а дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение. При этом судьи ВС РФ указали на следующие обстоятельства:
Из установленных судами обстоятельств следует, что размещённое на
сайте ОАО «Торговый дом ЦУМ» предложение о продаже одежды,
обращенное к неопределённому кругу лиц, содержало все существенные
условия договора - подробную информацию о товаре, цену, в связи с чем
является публичной офертой.
Анохин С.Н. (покупатель) оформил заказ товаров и, оплатив их стоимость,
осуществил акцепт оферты на заключение договора купли-продажи, то есть договор между сторонами был заключён, в связи с чем у продавца
ОАО «Торговый дом ЦУМ» возникла обязанность по передаче товара
покупателю.
Однако ответчик, получив оплату по договору, товар в адрес
покупателя не направил, изменив цену товара, объявленную в момент
оформления заказа, при этом в силу действующего законодательства
покупатель имеет право на получение товара по цене, заявленной в интернет-заказе.
Отмечу, что такого рода решение не первое в отношении интернет-магазинов, поэтому владельцам ресурсов стоит быть предельно внимательными к указываемым на сайте ценам. Иначе убыток может быть существенным. В случае ЦУМа - это сумма более 2,3 млн рублей.