51,7K подписчиков

Французские кинокомедии: от "Игрушки" до "Беглецов"

«Высокий блондин - это я». Вместе с известным комиком Пьером Ришаром эту фразу может с законной гордостью произнести и Франсис Вебер.

«Высокий блондин - это я». Вместе с известным комиком Пьером Ришаром эту фразу может с законной гордостью произнести и Франсис Вебер. Франсис Вебер (Francis Veber) Родился в 28.07.

Франсис Вебер (Francis Veber) Родился в 28.07.1937

«Высокий блондин - это я». Вместе с известным комиком Пьером Ришаром эту фразу может с законной гордостью произнести и Франсис Вебер. Именно он в компании режиссера Ива Робера придумал и написал сценарий популярной пародийной дилогии «Высокий блондин в черном ботинке» (1972) и «Возвращение высокого блондина» (1974).

Пожалуй, редкая из французских комедий 1970-х годов имела столь фантастический успех. Что и говорить, после такого бума Франсис Вебер больше не мог скромно находиться в тени: с 1976 года он стал снимать комедии по собственным сценариям. И надо признать, это получилось у него ничуть не хуже, чем у Ива Робера. Сегодня Франсис Вебер - один из самых именитых комедиографов планеты.

А ведь карьера Вебера начиналась вовсе не с кино. Несколько лет он отдал медицине и научным изысканиям, потом стал журналистом «Радио Люксембург». И тут пошло-поехало: репортажи, радиоскетчи и пьесы, рассказы, опубликованные в престижных парижских журналах. От радиопьес Франсис Вебер перешел к театральной драматургии, потом писал диалоги и сценарии фильмов Жоржа Лотнера (Жил-был полицейский», «Чемодан»), Анри Вернея («Страх над городом»), Жан-Жака Анно («Удар головой»), Филиппа де Брока («Великолепный»), Эдуара Молинаро («Зануда», «Клетка для безумцев»), работал на телевидении...

Жерар Депардье очень точно отметил, что сценарии Франсиса Вебера «подобны отполированным предметам искусства. Это подлинно научные конструкции, часовые механизмы, в которых каждый эффект работает в должный момент. Это пир мастерства, точного слова, выверенности - вплоть до запятой».

«Высокий блондин - это я». Вместе с известным комиком Пьером Ришаром эту фразу может с законной гордостью произнести и Франсис Вебер. Франсис Вебер (Francis Veber) Родился в 28.07.-2

Игрушка / Le Jouet. Франция, 1976. Режиссер и сценарист Франсис Вебер. Актеры: Пьер Ришар, Мишель Буке, Фабрис Греко, Жак Франсуа, Сюзи Дисон, Шарль Жерар, Жерар Жюньо, Мишель Омон, Даниэль Чекальди, Мишель Робен и др. Премьера 8 декабря 1976. 1,2 млн. зрителей во французском кинопрокате. Кинопрокат в СССР - с 26 мая 1978: 25,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Будучи уже успешным сценаристом, Франсис Вебер дебютировал сатирической комедией «Игрушка» (1976), где герой Пьера Ришара, безработный журналист Франсуа Перрен, вопреки соблазнам уютного конформизма, бросил вызов всесильному главе концерна.

В этой комедии, несмотря на массу смешных гэгов и эксцентрических ситуаций, возникавших вокруг неожиданного решения малолетнего сына миллионера купить себе вместо игрушки живого журналиста, было немало горечи и грусти. И печальная музыка Владимира Косма отнюдь не казалась здесь лишней.

Международный успех первой картины Ф. Вебера оказался так велик, что обожающие ремейки американские продюсеры через несколько лет предложили Ричарду Доннеру («Омен», «Супермен», «Смертельное оружие») сделать свой вариант «Игрушки» (1982). Роль журналиста досталась в ней афроамериканцу Ричарду Прайору... В итоге голливудский фильм, на мой взгляд, получился лишь бледной тенью «Игрушки» Вебера…

«Высокий блондин - это я». Вместе с известным комиком Пьером Ришаром эту фразу может с законной гордостью произнести и Франсис Вебер. Франсис Вебер (Francis Veber) Родился в 28.07.-3

Невезучие / Козочка / Приманка / La chèvre. Франция, 1981. Режиссер и сценарист Франсис Вебер. Актеры: Жерар Депардье, Пьер Ришар, Педро Армендарис мл., Коринн Шарби, Марица Оливарес и др. Премьера 9 декабря 1981. 7,1 млн. зрителей во французском кинопрокате. Кинопрокат в СССР – со 2 декабря 1983: 31,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

В этой самой кассовой комедии Франсиса Вебера 1980-х на поиски пропавшей дочери миллионера отправляются двое: профессиональный детектив Кампана (Жерар Депардье) и недотёпа Франсуа Перрен (Пьер Ришар)...

Быть может, в «Невезучих» Вебер воспользовался здесь моделью характерных масок, найденных в «Побеге» (1978) Жераром Ури. Но, так или иначе, дуэт грубого великана-силача и беспомощного растяпы-интеллигента пришелся по вкусу зрителям.

И не так уж важно, чем заняты герои фильма: поисками исчезнувшей девушки, выяснением, кто из них настоящий отец сбежавшего парня или бегством от полиции после неудачного ограбления банка.

Комедии Френсиса Вебера привлекают прежде всего той изящной легкостью, с которой действие балансирует между смешным и сентиментальным, грубоватой эксцентрикой и меланхолическим лиризмом. Это фильмы парадоксальных ситуаций и прекрасного темпоритма, открытых человеческих чувств и актерских бенефисов.

«Высокий блондин - это я». Вместе с известным комиком Пьером Ришаром эту фразу может с законной гордостью произнести и Франсис Вебер. Франсис Вебер (Francis Veber) Родился в 28.07.-4

Папаши / Les Compères. Франция, 1983. Режиссёр и сценарист Франсис Вебер. Актеры: Пьер Ришар, Жерар Депардье, Стефан Бьерри, Анни Дюпре, Мишель Омон и др. Премьера 23 ноября 1983. 4,8 млн. зрителей во французском кинопрокате. Кинопрокат в СССР – с декабря 1985: 19,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

По сюжету комедии «Папаши» персонажи Пьера Ришара и Жерара Депардье заняты поиском некого молодого человека. И каждый из них уверен, что это его родной сын...

Как и у Ришара, у Депардье здесь своя яркая комедийная маска. Персонаж Депардье - огромный увалень, силой гигантских кулаков крушащий все на своем пути. Он всегда остается одним и тем же - предсказуемым в поступках, реакциях, мимике и жестах. При этом сама личность актера столь значительна, что он, как, скажем, Жан Габен, никогда не надоедает публике. Хотя часто (как в случае с комедиями Вебера) экранный имидж Депардье остается одним и тем же, пусть и с новыми штрихами и юмористическими черточками, смешными гэгами...

Возможно, "Папаши" и лишены блеска "Игрушки", однако картина поставлена вполне качественно. И следить за забавными приключениями героев совсем нескучно…

А вот голливудский ремейк «Папаш», поставленный Айвэном Рэйтмэном в 1997 году под названием «День отца», на мой взгляд, вышел бледным. Классический дуэт Депардье и Ришара переиграть, в самом деле, трудно, хотя Робин Уильямс (1951-2014) сделал все, что в его силах, изображая “отца”-неудачника...

«Высокий блондин - это я». Вместе с известным комиком Пьером Ришаром эту фразу может с законной гордостью произнести и Франсис Вебер. Франсис Вебер (Francis Veber) Родился в 28.07.-5

Беглецы / Les Fugitifs. Франция, 1986. Режиссер и сценарист Франсис Вебер. Актеры: Жерар Депардье, Пьер Ришар, Жан Карме, Морис Барье и др. Премьера 17 декабря 1986. 4,5 млн. зрителей во французском кинопрокате. Прокат в СССР – 1988: 22,9 млн. зрителей за первый год демонстрации (по другим данным – 20,9 млн. зрителей).

В «Беглецах» невезучий персонаж Пьера Ришара волею судьбы стал «сообщником» профессионального грабителя банков (Жерар Депардье). Теперь они вынуждены вместе скрываться от полиции...

Забавная комедийная «трилогия» Франсиса Вебера: «Козочка» («Невезучие»), «Папаши» и «Беглецы», имевшая огромный зрительский успех, объединена участием тандема Пьера Ришара и Жерара Депардье. Ришар и Депардье, как и большинство выдающихся французских актеров, прекрасно чувствуют жанр и способны играть такого рода бурлескные сюжеты до бесконечности...

«Высокий блондин - это я». Вместе с известным комиком Пьером Ришаром эту фразу может с законной гордостью произнести и Франсис Вебер. Франсис Вебер (Francis Veber) Родился в 28.07.-6

Три беглеца / Three Fugitives. США, 1989. Режиссер и сценарист Франсис Вебер. Актеры: Ник Нолти, Мартин Шорт, Сара Роулэнд Дорофф и др. Премьера: 27 января 1989. Кинопрокат в США: 40,6 млн. долларов (при бюджете в 15 млн. долларов).

Свой класс профессионала Франсис Вебер поначалу подтвердил и в Америке, куда был приглашен, чтобы сделать ремейк «Беглецов».

Фабула «Трех беглецов» была прежней: бывший грабитель (Ник Нолти) выходит из тюрьмы и приходит в банк, где, помимо своей воли, становится «заложником» и «сообщником» грабителя-дилетанта (Мартин Шорт).

Мартин Шорт и Ник Нолти сыграли в этой комедии неплохо. Однако, на мой взгляд, без виртуозного блеска Ришара-Депардье.

«Высокий блондин - это я». Вместе с известным комиком Пьером Ришаром эту фразу может с законной гордостью произнести и Франсис Вебер. Франсис Вебер (Francis Veber) Родился в 28.07.-7

На пределе / В опасном положении / Out on a Limb. США, 1992. Режиссёр Франсис Вебер. Сценаристы: Джошуа Голдин, Даниэль Голдин. Актеры: Мэттью Бродерик, Джеффри Джонс, Хайди Клинг и др. Премьера: 4 сентября 1992. Кинопрокат в США: 1,7 млн. долларов (при бюджете в 11 млн. долларов).

А вот вторая голливудская комедия Франсиса Вебера, поставленная им почему-то по чужому сценарию, стала грандиозным кассовым провалом.

История о том, как бизнесмен (Мэттью Бродерик) возвращается в родной город, чтобы разобраться с криминальной историей, не смогла привлечь американскую аудиторию, а голливудские продюсеры, потеряв на этой картине Вебера девять миллионов долларов, уже не стали вкладывать в него деньги…

Поэтому логично, что свою следующую комедию Франсис Вебер поставил во Франции, где его по-прежнему любили зрители…

Киновед Александр Федоров