Найти в Дзене
Записки мечтателя

Лирик о физиках (рассуждение о фильме)

Пока я подготавливаю свои истории о путешествиях - основной, я надеюсь, в будущем контент канала - сюда же хотелось бы утащить еще одну свою рекомендацию на старый фильм. На этот раз - научный.

Фильм «9 дней одного года» посвящен одному Эксперименту и роли, который этот Эксперимент сыграл в жизни троих людей. Я пишу неспроста пишу слово "эксперимент" с большой буквы, потому что как минимум для двух людей в картине (Гусева и его учителя Синцова) происходящее, будущее открытие, именно дело всей жизни, еще не реализованный, но непременно великий, нужный и важный проект.

На первом плане — два молодых ученых — Гусев и Куликов. Первый — представитель группы, которую можно было бы назвать искателями-романтиками. Он верит в то, что за исследованиями и опытами дальнейшее будущее. Что новые открытия в науке позволят улучшать жизнь людей вокруг, а поспособствуют этому они, ученые. Куликов — более приземлен. В первой половине фильма он уверен в том, что все новые открытия — лишь усугубляют положение человечества, ведь «человек достиг такого «совершенства», что может истребить все живущее на земле за двадцать минут».

Через весь фильм лейтмотивом идет спор прагматиков с учеными, верящими, что будущее и настоящее науки лежит за чертой неизвестности, и только перешагнув ее, наука, а с ней и человечество, двинется вперед. Это видно в разговорах главного героя Гусева со своим другом Куликовым; в рассуждениях о полете на край Галактики и даже в конце, в разговоре двух физиков о роли войны в продвижении науки. В фильме хорошо показано, что как сейчас, так и тогда находились скептики, верующие в то, что невозможно открыть ничего нового, а дальнейшие опыты — лишь пустая трата времени, но находились и решительные, самоотверженные люди, готовые, пожертвовать своей жизнью, если только это принесет благо всему человечеству. И в этом плане первоначальное название фильма - «я иду в неизвестность» - на мой взгляд идеально отражает характер главного героя картины. Прекрасно зная, что каждый новый эксперимент может оказаться для него последним, он все же идет до конца, надеясь что его прорыв сделает лучше жизнь многих, даже если его и не станет.

Убежденность главного героя в своей правоте, его самоотверженность, готовность отдать жизнь за науку, воздействует и на мировоззрение людей вокруг него, заставляя «загораться» даже таких скептиков, как Куликов или Лёля, представляющая здесь персонажа с обыденным мировоззрением, для которого наука не является смыслом жизни. И «опасная», пугающая многих, сторона науки отступает. На первый план выходит движение вперед. Ведь, как известно движение — жизнь, а если замереть на месте и ничего не менять, потому что так удобно и понятно всем, наступает стагнация и смерть. И, не смотря на то, что в картине часто упоминается, что дальнейшие исследования могут привести к открытию лишь новых способов убийства друг друга, Куликов в конце сдается и открыто признается «если бы человечество состояло из Гусевых...»

За ними, за условными Гусевыми, как будто бы говорит фильм, будущее науки. Даже в наш век, век формализма и бюрократии, такие люди не исчезают. Вопреки всем ограничивающим факторам, они готовы на самопожертвование во имя науки.

Для меня этот фильм стал потрясающим открытием. И даже открытый финал — с ним мне труднее всего мириться в художественных фильмах — не помешал мне в этот раз. Он оставил крошечный луч надежды. И то, что позже я ознакомилась с предысторией фильма и судьбой прототипа Гусева, его не может затушить. Все равно невольно веришь в хорошее, в то, что операция действительно пройдет успешно, что свои 99 экспериментов он проведет и найдет решение задачи.

Я люблю фильмы, которые приходят спонтанно, но оставляют в душе глубокий след и светлое послевкусие. И отдельно хочу отметить восхитительный актерский состав. Алексей Баталов не раз раскрывался для меня как драматический персонаж (взять, например, фильмы «Звезда пленительного счастья», «Москва слезам не верит»), так что здесь только блеснула еще одна грань: ученый, страстно верящий в свое дело (что, к слову, не может не откликаться в моем сердце, потому что я всегда думала и верила в то, что к любимому занятию нужно относиться именно так).

Герои Смоктуновского и Лавровой тоже понятны мне, но так как в некотором смысле противопоставляются герою Баталова, не стали слишком близки. Их точка зрения для меня понятна, но без отчаянных рывков, без самоотверженных поступков добились бы мы того, что имеем сейчас? Именно подвиги Гусевых, а не осторожничанье Куликовых вело страну, и науку в том числе, вперед. Ведет и сейчас.

Отдельно хочется отметить работу всей команды от режиссера до операторов, потому что передать настой таким образом, чтобы концовка считывалась, но не давила, это удивительное умение. Да, с самого начала фильма было видно, в какую сторону движется главный герой и чем все закончится (история реального прототипа только подтверждает это), но то, какие слова говорит главный герой, с какой уверенностью продолжает идти своим путем, невольно передается и зрителю, заражает его, и действительно до самого последнего кадра верится в лучшее, в то, что ничего страшного не происходит, а для счастья не хватает пары банальных брюк.

Я очень рекомендую кино к просмотру тем, кто хочет увидеть образ ученого с другой стороны. Не со стороны громких открытий, а с той, где есть место ошибкам, где первопроходцев часто не понимают, но они все равно идут, как Данко, освещая путь тем, кто пойдет за ними.