51,7K подписчиков

Киноэпатаж: от "Вальсирующих" до "Холодных закусок"

"Вообще, вероятно, не стоит полностью доверяться высказываниям создателей произведений искусства. Как известно, мотивами многих из них становится желание поразить, обратить на себя внимание пу6лики...

"Вообще, вероятно, не стоит полностью доверяться высказываниям создателей произведений искусства. Как известно, мотивами многих из них становится желание поразить, обратить на себя внимание пу6лики..."

Бертран Блие (Bertrand Blier) Родился 14.03.1939

Фильмы Бертрана Блие вызывают бурные дискуссии в европейской прессе и неоднозначный приём у публики. Провокационный, ироничный кинематограф этого мастера (которому, увы, когда-то не нашлось места в советском «Кинословаре») уже давно обрел не только поклонников, но и своего рода преемников («Холодная луна» (1991) Патрика Бушети).

Можно сказать, что Бертран Блие родился в кинематографической рубашке – его отец, известный французский актер Бернар Блие (1916 –1989) начал сниматься в кино за два года до рождения сына, а к концу 1950-х (Бертран тогда заканчивал школу) сыграл в фильмах Анри Клузо, Кристиана–Жака, Жюльена Дювивье, Андре Кайатта...

В 1960 году Жорж Лотнер (наши зрители хорошо знают его по «Смерти негодяя» (1977), «Профессионалу» (1981) и другим развлекательным лентам) пригласил Бернара Блие на главную роль в своём втором полнометражном фильме «Шагай или сдо*ни», и тот не упустил случая «посватать» сына в ассистенты режиссера. Судя по всему, Лотнер остался доволен совместной работой с семейным дуэтом, так как пригласил отца и сына Блие поработать и на следующей картине – «Уймите барабаны».

Режиссерский дебют Бертрана Блие – документальный фильм «Гитлер? Такого не знаю / Hitler, connais pas, 1963) был замечен в кинематографическом мире, но у массовой аудитории, ни он, ни поставленная далее лента «Если бы я был шпионом» (1967), успеха не имел.

Вероятно, ощущая, что не может пока раскрыть свой талант в режиссуре, Бертран Блие на время полностью ушел в литературное творчество (он автор экранизированных им впоследствии романов «Вальсирующие», «Отчим», «Вечерний костюм» и др.), написал сценарий для Жоржа Лотнера.

Кстати, пародийная авантюрная лента «Оставь играть, это вальс» (1971), поставленная по сценарию Блие, возможно, лучшая среди полусотни лотнеровских фильмов, Точно подобранный актерский состав (Мирей Дарк, Жан Янн, Бернар Блие, Мишель Константен) лишь подчеркнул достоинства блестящей драматургии – её остроумных диалогов, эксцентричных гэгов, лихо закрученной интриги, пародирующей штампы гангстерских лент. Картина имела шумный прокатный успех, что позволило Бертрану Блие вновь поверить в свои силы и экранизировать собственный роман «Вальсирующие».

"Вообще, вероятно, не стоит полностью доверяться высказываниям создателей произведений искусства. Как известно, мотивами многих из них становится желание поразить, обратить на себя внимание пу6лики...-2

Гитлер? Такого не знаю / Hitler, connais pas. Франция, 1963. Режиссер Бертран Блие. Сценаристы: Бертран Блие, Жерар Эден. Оператор: Жан–Луи Пикаве. Приз на кинофестивале Локарно. Премьера 25 июля 1963. 0,04 млн. зрителей (Франция).

Режиссерская школа Жоржа Лотнера («Шагай или сдохни» и др.) позволила Бертрану Блие успешно усвоить ироничную манеру повествования, в которой черный юмор сочетался с алогичной эксцентрикой (наглядный тому пример – пародия «Если бы я был шпионом»). Однако для режиссерского дебюта Блие выбрал документальный кинематограф в духе модного в ту пору «синема-веритэ».

Фильм «Гитлер, такого не знаю» состоял из серии интервью с французской молодежью, в ходе коих выяснился парадоксальней факт – не прошло ещё и двадцати лет со дня освобождения Франции от нацистской оккупации, а многие молодые люди и понятия не имели о нацизме и его усатом лидере.

Помнится, отечественная кинопресса тех лет использовала сей факт в разоблачительном духе – дескать, вот она, буржуазная молодежь, не желающая знать истории своего народа и т.д. Сегодня же в голову закрадывается крамольная мысль, а, может, это и хорошо, что французские парни и девчонки хотели жить – веселиться, любить, дурачиться с друзьями, а не читать толстые книги о кровавой войне и Гитлере?

Не отсюда ли тянется ниточка к персонажам знаменитой картины Блие «Вальсирующие» (1972), герои которой азартно прожигают жизнь от авантюры к авантюре?

"Вообще, вероятно, не стоит полностью доверяться высказываниям создателей произведений искусства. Как известно, мотивами многих из них становится желание поразить, обратить на себя внимание пу6лики...-3

Если бы я был шпионом / Si j'étais un espion. Франция, 1967. Режиссер Бертран Блие. Сценаристы: Жак Куссо, Жан-Пьер Симоно, Филипп Адриан, Бертран Блие и др. Оператор: Жан-Луи Пикаве. Актеры: Бернар Блие, Бруно Кремер, Патриция Скотт и др. Премьера 30 августа 1967. 0,1 млн. зрителей (Франция)

В этом детективно –пародийном фильме некий врач вынужден помогать «плохим парням» (те шантажируют его, угрожая похитить дочь) найти одного из своих пациентов…

Это была первая полнометражная картина Бертрана Блие, в котором он впервые снял в главной роли своего отца – известного актера Бернара Блие (1916–1989).

По-видимому, «хичкоковская» ирония фильма «Если бы я был шпионом» оказалась слишком сложной для массовой аудитории, и он провалился в прокате. В Париже эту ленту посмотрело всего двадцать тысяч человек…

Таким образом, нет ничего удивительного, что обескураженный Бертран Блие на несколько лет ушел из режиссуры, сосредоточившись на литературном творчестве…

"Вообще, вероятно, не стоит полностью доверяться высказываниям создателей произведений искусства. Как известно, мотивами многих из них становится желание поразить, обратить на себя внимание пу6лики...-4

Вальсирующие / Les valseuses. Франция, 1974. Режиссер Бертран Блие. Сценаристы: Бертран Блие, Филипп Дюмарсэ (по роману Бертрана Блие). Оператор Бруно Ньюттен. Актеры: Патрик Девэр, Жерар Депардье, Миу-Миу, Доминик Даврэ, Жанна Моро, Бриджитт Фоссе, Кристиан Алер, Изабель Юппер и др. Премьера: 20 марта 1974. 5,7 млн. зрителей (Франция).

20 марта 1974 года «Вальсирующие» вышли на экраны Франции и продержались там целых 15 недель. Именно на этой картине сложилось легендарное трио: Бертран Блие – Жерар Депардье – Патрик Девэр (1947 –1982), позже, увы, превратившееся в дуэт.

«Вальсирующие» стали самой кассовой работой Бертрана Блие (для сравнения: собранные этим фильмом во Франции 5,7 млн. зрителей – с учетом разницы числа жителей Франции и СССР – соответствовали бы примерно 27 млн. советских зрителей 1974 года).

«Вальсирующие» – трагикомедия о молодых аутсайдерах, превращающих свою (и не только свою) жизнь в сплошной аттракцион – они воруют, занимаются любовью, эпатируют добропорядочных граждан... «Плод невообразимого гнева, – писал о «Вальсирующих» сам режиссер, – рассматривался как покушение против публики!».

И верно, не только поклонники «соцреализма», но и иные французские критики поспешили выступить с грозными обвинениями, утверждая, что «Бертран Блие медленно опускается до изображения фашистского поведения, прикрывающегося оболочкой извращенного анархизма».

Приведенная цитата, на мой взгляд, говорит о том, что авторы подобных прокурорских статей и книг умудрились не заметить в «Вальсирующих» боли и любви, драматизма противостояния «рационального мира» и отверженных искателей несбыточного счастья.

Вообще, вероятно, не стоит полностью доверяться высказываниям создателей произведений искусства. Как известно, мотивами многих из них становится желание поразить, обратить на себя внимание пу6лики. Б. Блие говорил в одном из интервью, что больше всего он любит в кино грубость и резкость, а терпеть не может – поэзию, эстетизм и операторские красивости. Но достаточно посмотреть хотя бы его «Отчима» или «Спасибо, жизнь!», как помимо грубости и резкости обнаружатся искренность, любовь и нежность, подлинная поэтичность и изысканный по цветовой гамме изобразительный ряд...

Отдельно отмечу превосходную операторскую работу Бруно Ньюттена («Барокко», «Лучший способ ходить», «Сестры Бронте», «Одержимость», «Пиратка», «Форт Саган» и др.).

"Вообще, вероятно, не стоит полностью доверяться высказываниям создателей произведений искусства. Как известно, мотивами многих из них становится желание поразить, обратить на себя внимание пу6лики...-5

Покой / Calmos / Femmes fatales. Франция, 1976. Режиссер Бертран Блие. Сценаристы: Бертран Блие, Филипп Дюмарсэ. Оператор Клод Ренуар. Актеры: Жан-Пьер Мариель, Жан Рошфор, Бернар Блие, Бриджит Фоссе, Валери Мересс, Клод Пьеплю, Дора Долл, Мишель Пейрелон, Мишлин Кан, Жак Риспаль, Жак Дени, Сильви Жоли, Катрин Рети, Жерар Жюньо, Бриджитт Дефранс, Николь Десайи, Николь Гарсия и др. Премьера 11 февраля 1976. 0,7 млн. зрителей (Франция).

… Два друга – Поль и Альбер – решают уехать за город, чтобы сменить образ жизни и отдохнуть (особенно от контактов с женщинами). Но не тут –то было: друзей выслеживают их жены, чтобы… заставить их выполнять супружеские обязанности…

Едкая комедия Бертрана Блие («Вальсирующие», «Холодные закуски», «Вечерний костюм» и др.) под обманчивым названием «Покой» собрала роскошный букет тогдашних французских звезд: Жан-Пьер Мариель (1932–2019), Жан Рошфор (1930–2017), Бернар Блие (1916–1989) и Бриджит Фоссе, однако зрительского успеха, подобного «Вальсирующим», увы, не имела.

Однако, я полагаю, что сегодня этот фильм стоит посмотреть не только из-за Бертрана Блие и его актеров, но и из-за замечательной операторской работы Клода Ренуара (1913–1993), снявшего такие знаменитые фильмы, как «Золотая карета» (1953) Ж. Ренуара, «Обманщики» (1958) М. Карне, «Большая прогулка» (1966) Ж. Ури, «Барбарелла» (1968) Р. Вадима, «Французский связной» (1975) Дж. Франкенхаймера, «Чудовище» (1977) К. Зиди и др.

"Вообще, вероятно, не стоит полностью доверяться высказываниям создателей произведений искусства. Как известно, мотивами многих из них становится желание поразить, обратить на себя внимание пу6лики...-6

Приготовьте ваши носовые платки / Préparez vos mouchoirs. Франция –Бельгия, 1977. Режиссер и сценарист Бертран Блие. Оператор Жан Пензер. Актеры: Жерар Депардье, Кароль Лор, Патрик Девэр, Мишель Серро, Элеонор Хирт, Жан Ружери, Сильви Жоли, Ритон Либман, Лилиан Ровер, Мишель Бон и др. Оскар (1978) за лучший фильм на иностранном языке. Премьера 11 января 1978. 1,3 млн. зрителей (Франция)

Фильм Бертрана Блие «Приготовьте ваши носовые платки», на мой взгляд, как и многие его иные работы («Вальсирующие», «Холодные закуски», «Вечерний костюм» и др.), не укладывается в рамки некой «моральной невесомости или стерильного зла», к которому «не пристают пыль и пятна ответственности и прочих условностей».

Это своеобразная сказка о Царевна Несмеяне (Кароль Лор) и двух рыцарях (Жерар Депардье и Патрик Девэр) и неком отроке – вундеркинде 15 лет, на которую дерзко накладываются иронически трансформированные мелодраматические штампы телевизионных «мыльных опер» (отсюда и отчетливая насмешливость названия картины).

Героиня не чувствует себя счастливой с любящим мужем (Ж. Депардье), ни с его случайным знакомым – школьным учителем (П. Девэр)…

В финале, казалось бы, гармония обретена – она становится женой малолетнего «принца», но... Блие не был бы Блие, если бы тут же не дал понять, что круг замкнулся: царевна, оттаявшая было от любви юного вундеркинда, в размеренной семейной жизни снова превращается в Несмеяну...

Между тем, при всей авторской иронии нельзя не ощутить, что Бертран Блие любит своих таких непутевых и эксцентричных героев.

В фильме «Приготовьте ваши носовые платки» Бертран Блие впервые работал вместе с замечательным оператором Жаном Пензером (1927–2021), с которым снимал потом «Холодные закуски», «Женщину моего друга», «Нашу историю» и «Вечерний костюм».

"Вообще, вероятно, не стоит полностью доверяться высказываниям создателей произведений искусства. Как известно, мотивами многих из них становится желание поразить, обратить на себя внимание пу6лики...-7

Холодные закуски / Buffet froid. Франция, 1979. Режиссер и сценарист Бертран Блие. Оператор Жан Пензер. Актеры: Жерар Депардье, Бернар Блие, Жан Карме, Дениз Жанс, Марко Перрен, Жан Бенгиги, Жан Ружери, Лилиан Ровер, Бернар Кромби, Мишель Фортен, Николь Десайи, Женевьева Паж и др. Премия "Сезар" (1979) за лучший сценарий. Премьера 19 декабря 1979. 0,8 млн. зрителей (Франция)

На фоне антиконформизма и ядовитой сатиры «Вальсирующих» (1974) картина «Приготовьте ваши носовые платки» (1977) выглядела чуть ли не лирикой, тогда как «Холодные закуски», как верно подметил французский киновед Рене Предаль, были построены на парадоксальной логике безумного абсурда, которая качалась между сюрреалистической фантастикой и необъяснимой тревогой `а la Беккет.

В «Холодных закусках» нет аналитического проникновения в человеческую психику со множеством психологических нюансов, так или иначе оправдывающих или объясняющих эксцентрику поведения персонажей, характерного для «Вальсирующих» и «... платков».

Персонажи Жepapa Депардье, Блие–старшего (1916–1989) и Жана Карме (1920–1994) в «Холодных закусках» – маски в кино марионеток, где условно добрые и чувствительные натуры одновременно столь же условно злы и жестоки.

В «Вальсирующих» и «...платках» на экране был узнаваемый в бытовых подробностях реальный мир со странными, «сдвинутыми по фазе» персонажами.

В «Холодных закусках» мир, окружающий героев, тоже «съехал с катушек»: дома без жильцов, улицы без пешеходов и т.п. Словно в дурном сне солидный комиссар полиции (Б. Блие) покрывает застенчивого убийцу-маньяка (Ж. Карме), а добродушный увалень (Ж. Депардье) то ли убивает, то ли нет первого встречного в пустынном метро.

С одной стороны, «Холодные закуски» – остроумная пародия на детективы и “film noir”, но в то же время трагический смысл отчуждения человека в тисках цивилизации и подавленных (разбуженных?) желаний так или иначе проступает сквозь плотный слой мрачной эксцентрики, балансирующей на грани вульгарности и цинизма, но при этом никогда не скатывающейся к грязной пошлости...

«Я нахожу, что подлинные страсти наиболее ярко проявляются, когда люди убивают или ранят себя или друг друга». В этих словах Блие, быть может, даёт ключ не только к фильму «Холодные закуски», но ко многим другим своим работам.

Киновед Александр Федоров