SHAMAN - Ярослав Дронов - в рамках шоу Андрея Малахова исполнил песню "Черный ворон". С детства знакомую каждому из нас.
И странное дело - песня известная, застольная и заученная, кто её только не пел, - а, как это часто бывает в его исполнении, - воспринимаешь её как в первый раз.
Каждое слово Ярослав будто в моём мозгу выжигает - слышишь его заново.
И сразу хочется переслушать ещё и ещё. и ещё... Поймать, уловить, чем же она так цепляет. Понятно, что голос - уникальный, идеально интонированный, передающий малейшие нюансы чувств, то проникновенно-протяжный, то резкий, словно он кричит на вас, кричит не земным, а каким-то ангельским криком.. (невольно приходит на ум "что ж там ангелы поют такими злыми голосами" Высоцкого). Понятно, что половину оригинального текста Николая Верёвкина он убрал, оставив только то, что считал самым важным. И всё равно это не объясняет потрясающую метаморфозу :
- почему песня из ТРАГИЧЕСКОЙ вдруг стала ГЕРОИЧЕСКОЙ.
Как это произошло? Была история постепенного смирения и принятия смерти.
А стала о преодолении, противостоянии злу и о БЕССМЕРТИИ. Вот именно так.
Ярослав верит в бессмертие души. И потому убрал из песни последние, не то, чтоб пораженческие, но примиряющие со смертью строки. И "Чёрный ворон" вдруг из мрачной, вышибающей слезу печально-тоскливой песни, стал торжеством духа над смертью. А из застольной песни - рок-композицией. Причём гораздо более рокерской, чем, к примеру, "Разлука" из одноименного альбома "Nautilus Pompilius", моих бывших земляков и друзей.
И впечатление рок-композиции возникает, хотя, казалось бы, - ни тебе гитарных рифов, ни, собственно, гитар – ни бас-, ни соло-, - один его голос, мощно заменяющий это всё.
У меня возник небольшой спор со знакомой из-за его долгой, очень долгой предпоследней ноты – мол, это «понты», игра на публику, зачем так делать. Но я считаю – во-первых, он это умеет, у него это прекрасно получается.
Второе – его практически бесконечное голосовое дыхание - это яркая, запоминающаяся краска, почему бы её не использовать.
И, самое главное – у него это всегда в тему. В «Дельтаплане» - создаёт впечатление полёта – долгого и плавного парения над землёй. Абсолютно уместно.
А в «Чёрном вороне» - подчёркивает «ты добычи НЕ ДОЖДЁ-О-ШСЯ-А-А-А-А-А-А..!!», сколько не жди. Будто последний долгий, бесконечно долгий выдох. Душа, взмывающая высоко-высоко в небо. оставляя далеко внизу траурных птиц смерти.
Потрясающе.