Найти в Дзене
История культуры СССР

Рассекреченные дневники министра культуры. Рассказываю неизвестные факты из личных записей Екатерины Фурцевой

Продолжаю публикацию и разбор Дневников Министра культуры СССР Екатерины Алексеевны Фурцевой. Ссылки на все части размещены под этим материалом. 19 апреля 1972 года Екатерина Алексеевна Фурцева записывает в своем дневнике комплименты по адресу фильма "Адъютант его превосходительства". В нем сошлись три важных момента: идейность, художественность и интересный сюжет. Другим, успешным фильмом, по мнению министра, была "Любовь Яровая". Часть режиссёров говорили ей, что если делать упор на идейность, то зрителю будет неинтересно. Особенно настаивал на этом Юрий Любимов. Сегодня мы знаем, что его умничанье на эту тему, было прикрытием антисоветских изысканий Любимова. Он даже в "Гамлета" вложил антисоветский подтекст. ( Про Юрия Любимова метко написал Георгий Шахназаров. Если кто не читал мои статьи, написанные по его мемуарам, то рекомендую.) Но эта мысль Екатерины Алексеевны стала актуальна в 2024 году. Режиссеры выдают откровенный шлак на тему патриотизма. Достойных кинокартин нет. Ощущен

Продолжаю публикацию и разбор Дневников Министра культуры СССР Екатерины Алексеевны Фурцевой. Ссылки на все части размещены под этим материалом.

19 апреля 1972 года

Екатерина Алексеевна Фурцева записывает в своем дневнике комплименты по адресу фильма "Адъютант его превосходительства". В нем сошлись три важных момента: идейность, художественность и интересный сюжет. Другим, успешным фильмом, по мнению министра, была "Любовь Яровая". Часть режиссёров говорили ей, что если делать упор на идейность, то зрителю будет неинтересно. Особенно настаивал на этом Юрий Любимов.

Режиссер Евгений Ташков и кадр из его фильма "Адъютант его превосходительства"
Режиссер Евгений Ташков и кадр из его фильма "Адъютант его превосходительства"

Сегодня мы знаем, что его умничанье на эту тему, было прикрытием антисоветских изысканий Любимова. Он даже в "Гамлета" вложил антисоветский подтекст. ( Про Юрия Любимова метко написал Георгий Шахназаров. Если кто не читал мои статьи, написанные по его мемуарам, то рекомендую.)

Но эта мысль Екатерины Алексеевны стала актуальна в 2024 году. Режиссеры выдают откровенный шлак на тему патриотизма. Достойных кинокартин нет. Ощущение, что все сводится к осваиванию кинобюджетов. Неужели перевелись "евгении ташковы", а до смелости "любимовых" никто не дотягивает?

24 июня 1972 года

Фурцева пишет о секции зрителей при Всесоюзном театральном обществе. В ней состоят москвичи, которые хорошо разбираются в театре. В ВТО регулярно проходят встречи режиссеров и актёров с таким вот активом. Министр культуры регулярно читает стенограммы заседаний, считая их термометром театра. 

Н.П. Ходасевич-Леже, Е. А. Фурцева, М. М. Плисецкая
Н.П. Ходасевич-Леже, Е. А. Фурцева, М. М. Плисецкая

Но, проблема в том, что секцию эту недолюбливают ни в ЦК, ни в Горкоме КПСС, ни в театре. Первые и вторые считают ее инструментом давления Екатерины Алексеевны на них, третьи - "Террариумом при ВТО". Выходит, что все боятся мнения народа. Интересное наблюдение министра. В принципе, она могла и манипулировать мнениями из этих стенограмм. Это был хороший инструмент и для наступления и для самообороны.

Интересно, разогнали ли "секцию зрителей" после ухода Фурцевой? Кто-то знает из моих читателей?

27 июля 1972 года 

Умер Енгибаров. Екатерина Алексеевна знала его. В 1964 поздравила лично с победой на международном конкурсе клоунов в Праге. Потом был громкий скандал и уход из "Союзгосцирка" по причине того, что учителя Енгибарова - Юрия Белова - не выпустили на гастроли за границу.

Екатерина Фурцева/ Леонид Енгибаров
Екатерина Фурцева/ Леонид Енгибаров

Министр культуры уговаривала артиста вернуться в цирк, но "кавказская кровь" взыграла и Енгибаров решил создать свой театр из двух актеров. Те кто успел посмотреть спектакли Енгибарова в театре Эстрады, говорили, что он прирожденный актёр сцены. Выбор был правильный, но 2 артиста - это ансамбль, а не театр.

29 июля 1972 года

Из подчинения Министерства культуры вывели газету "Советская культура". Она стала органом ЦК КПСС. Формально это повышало статус издания, но по факту это был двойной удар.

Первое. Фурцева с этого момента обязана была утверждать все материалы с Секретарем ЦК П. Н.Демичевым.

А. В. Романов - главный редактор "Советской культуры" в 1972-1983 гг.
А. В. Романов - главный редактор "Советской культуры" в 1972-1983 гг.

Второе . Главным редактором газеты назначался бывший Председатель Госкино СССР Алексей Романов. Это было очевидное понижение. Несколько лет его пыталист убрать с должности министра кинематографии. Сначала его место предлагали зам. зав. Отделом Культуры ЦК Георгию Куницыну, а после его отказа и перевода в "Правду", Филиппу Ермашу. Последний набрал аппаратный вес и принял предложение.

А Романов доработает в должности главного редактора "Советской культуры" до 1983 и уйдет на пенсию в 75 лет. Интересно, что в редакторском кресле его сменит Юрий Барабаш - бывший до этого 1-м замом министра Культуры СССР.

31 июля 1972 года

День Рождения Веры Марецкой. Актриса мечтала получить звание Героя Соцтруда, но вместо этого получила сервиз.

Слева направо: Ф. Раневская, Е. Фурцева, В. Марецкая, Ю. Завадский
Слева направо: Ф. Раневская, Е. Фурцева, В. Марецкая, Ю. Завадский

Не стоит думать, что Фурцева была против высшей награды. Как раз наоборот. Однако даже она не могла пробить высшую награду СССР для своей подруги. Интриги в околокультурных кругах. И, похоже, личность Фурцевой была одним из препятствий для вручения "Гертруды" ( так между собой интеллигенция называла высшую награду Союза). Потому, что в 1976, через два года, после ухода Екатерины Алексеевны, Марецкая получит вожделенного Героя Социалистического труда.

На сегодня все. Но продолжение следует.

Жду Ваших мнений, читатели.

Предыдущие статьи по Дневникам министра культуры:

Екатерина Фурцева | Интересные истории | Дзен