Модный кружок в детском учреждении просуществовал чуть больше двух недель

1,8K прочитали

В каждом детском учреждении, специализирующемся на работе с детьми с особенностями развития, неотъемлемой частью работы, наряду со стандартными медицинскими и педагогическими услугами, также является кружковая и анимационная деятельность.

Например, в нашем спецучреждении для детей с ОВЗ, где я как раз и работаю в кружковом отделе, без этих видов занятий - ну просто не обойтись.

Я сейчас говорю не о важности этих занятий для развития особенного ребенка, а о важности их для самого учреждения!

Да-да! Чуть какие указания сверху грянут (по поводу конкурсов, спонсорских ярмарок или роликов для вебинаров) - так сразу о нас вспоминают. Покрутитесь, товарищи педагоги, "накреативьте нам что-нибудь этакое, чтобы вау!"

Ну, это, конечно здорово! Иногда педагогам и самим интересно поучаствовать, показать свои таланты не только своему "начальству" (хотя от этого зарплата не вырастет), но и людям вне учреждения. Мне, например, лет 10 назад - тоже было очень приятно и отрадно выступать на каких-нибудь "слетах единомышленников" и рассказывать и показывать то, чем мы занимаемся с нашими особенными воспитанниками.

А что сейчас с нашими кружками?

Ну, эээммм, начну с того, что с годами их стало в разы меньше. Раньше было 14, теперь 5 или 6 (в зависимости от графика отпусков педагогов). И, ввиду этого, если раньше кружковым педагогам можно было распределять ребят из стационаров по кружкам в зависимости от их умений и навыков, то теперь мы берём все и всех! Для количества услуг, да-да!

А, вот еще о количестве услуг: из-за того, что и педагогов-специалистов (психологов, логопедов, дефектологов) - тоже осталось "полтора землекопа" и, соответственно, занятий с ними - тоже у детей получается крайне мало, все недостающие "педагогические" циферки в программах можно "догнать" кружками. И не важно, что ребенок на этих занятиях ничего не может сделать ввиду своих особенностей.

В общем, кружковый отдел в учреждении можно охарактеризовать как вещь "унизительно-незаменимую"... ладно, проехали.

В чем еще красота и несуразность

Наши начальники (те самые замы и замзамы), контролируя деятельность кружков, стараются то и дело пополнить отдел чем-то новеньким и модненьким - т.е. ввести какие-нибудь направления, которых раньше не было.

Так, например, лет 8 назад у нас были замечательные кружки по фелтингу, эбру, полимерке, мыловарению, фотографии... Но, с течением времени, эти кружки "изжили себя и ушли в историю" по трём причинам:

  1. Естественно, зарплата. Приглашенные для "особой инновационной миссии" педагоги ожидали, что и вознаграждение будет особым. Но, получая за это такую же зарплату "рядового" социального педагога, со временем разошлись по частным заведениям, благо направления модные.
  2. Просто средства закончились. Да, такое бывает! Был, например, у нас кружок "Эбру": хороший кружок, народу нравился! В свое время спонсоры подарили огромнейший набор специальных красок для этой техники, кисти с гребенками разных форм и насколько больших пакетов порошка для приготовления раствора. Два года пользовались! А тут БАЦ - закончились краски, закончился "крахмал"... Сколько учитель упрашивала администрацию, сколько служебок писала - нет средств, покупать никто не будет! Или сами ищите спонсоров. Естественно, кружок пришлось закрыть, без выхода.
  3. Ну и еще одна причина. По-моему, самая очевидная. Эти кружки все-таки предполагают деятельность довольно сложную, которую не всегда по силам освоить даже здоровому подростку. А у нас, простите, половина ребят - спасибо что ложку в руке держать умеют да липучки на сандаликах застегивать (липучки, а не застёжки). Понятное дело, что в каждой смене сложные занятия могли "реально и честно" посещать от силы человек 5... Ну а на результаты и красивые фотоотчеты работали уже... родители! Смысл? Учреждение-то - детское, и педагогические услуги должны оказываться - ДЕТЯМ.

О, еще что-то новенькое!

Это было 3 года назад.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Одна сотрудница (уже бывшая) методического сектора (не начальница, но "околоплавающая") решила открыть в нашем отделе "инновационный" модный кружок "Рисование 3Д-ручкой".

Не просто захотела, а приложила свои усилия к этому! Откуда-то "выбила" сами ручки и электронные "примочки" к ним, выделила в одном из кабинетов специальный угол (выгнав оттуда педагога по "эко-арту"). Даже распорядилась, чтобы за один день сделали ряд безопасных розеток.

И, самое главное, где-то откопала специально обученного педагога (пусть и совместителя) - девушку-инструктора из кванториума (не помню ее имени, к сожалению, поэтому так и буду называть "девушкой").

Но учитывая, что рисование 3Д-ручкой - деятельность небезопасная, "девушке" разрешили брать на занятие только "хороших" ребят (т.е. сохранных, спокойных и не младше 7 лет).

Ну-ну, и где вы таких возьмете?

Слишком серьезный "фильтр", не правда ли? Сохранный? Школьного возраста? Еще и такой, который не будет скакать, а будет без возражений выполнять все инструкции? И чтобы с гарантией того, что он не будет докапываться с горячей ручкой до соседей по столу или до педагога?

Но... кружок-то крутой! Да и методический отдел как раз какую-то работу писал по "инновационной деятельности".

Посему, кастинг в стационарах проводила лично "методическая первооткрывательница", которая уже для девушки-инструктора предоставляла список ребят, достойных "инновационного кружка". Выбирала, уж извините, из "тех, что есть" (т.е. тех, кто хотя бы отдаленно, но подходил под "стандарты").

Данила

Он и был среди "достойных". Мальчик 11-ти лет, психоэмоциональные нарушения.

Говорящий, руки-ноги - на месте, уровень знаний и навыков (по мнению дефектолога) - соответствует возрасту, только вот... своенравный очень мальчик, капризный и, как это любят называть родители, "парень с характером".

Например, многие из наших педагогов (в отличие от той "методистки") отлично знали, КАК Данила посещает занятия (ибо он лежал в стационаре уже не впервые)... вот серьезно, каждый раз по одному и тому же сценарию!

Итак, по расписанию у Данилы в бегунке занятие, допустим, с логопедом, в определенное время.

  • В назначенное время - ребенка к логопеду почему-то не приводят.
  • Проходит минут 10. Из коридора логопед слышит занудные крики: "Отстань! Не хочу! Не буду! Опять ваши вонючие занятия!"
  • В кабинет заходит мама: "Забирайте его уже, меня он не слушает".
  • Логопед выходит в коридор. Данила же - буквально приклеен к стене и не хочет двигаться в сторону кабинета. Только ноет и говорит "не пойду, не хочу".
  • Логопед - умоляет, привлекает, завлекает, забалтывает, сюсюкает, приплясывает, в то время как мама пропихивает Данилу в кабинет.
  • Ну и иногда, в помощь маме (толкать автомобиль Данилу), может пристроиться еще какая-нибудь чужая мамочка или учительница, случайно оказавшаяся в коридоре.
  • Нет, это еще не всё! Потом еще 10 минут логопед в кабинете уговаривает Данилу позаниматься, не переставая плясать и заигрывать.
  • Последние 10 минут - Данила идеально занимается, все задания выполняет и радует логопеда!

Ну, вот так как-то...

И та же самая "петрушка" пошла-поехала, когда Данилу пригласили в "новомодный" кружок к нашей новой "девушке"... Только с небольшими изменениями.

То, что строго по расписанию ребенок не пришел - это понятно. Но теперь - и голосов никаких в коридоре не было.

Но зато к "девушке" в кабинет зашла воспитательница из стационара. А на вопрос "Где ребенок?" воспитатель ответила так:

- Ох, да беда с этим Даней! Мать не может его уговорить - вот, меня попросила его привести, он же ее не слушается, а с педагогом - может и пойдет. Но он и со мной не хочет. Остановился на лестнице, а дальше - ни в какую! А мать пытается сдвинуть - так он упирается и вопит. А ведь, я вас уверяю, мальчик умный, толковый... Только у него на занятиях "фаза отрицания" затягивается... Давайте вы уж сами идите и уговаривайте его.

Что?

Как говорила дефектолог (работавшая с "девушкой" в одном кабинете), на предложение воспитательницы - "девушка", сделала та-акое лицо, как будто её попросили помыть слона:

- Это что еще за допфункции? Ну уж нет, я не по этой части. Не хотят идти - это ИХ проблемы!

Ну, по логике-то ДА, всё правильно! Но... дефектолог пыталась достучаться до "девушки" и объяснить, что, мол, у нас тут - параллельная вселенная, и то, что считается порядком в реальном мире - у нас не прокатывает.

А "девушка" - на полном серьезе возражала, сопротивлялась и отвечала, что уговаривать обязана мама, и даже воспитатель не должна в это дело лезть...

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Короче, дефектолог подумала, что "девушка" - просто человек, не знакомый со спецификой работы с особенными детками и с тем, что в нашем случае цель занятий в ее кружке - вовсе не обучение рисованию 3Д-ручкой (как ни парадоксально!).

А воспитатель подумала, что "девушка" - просто растерялась от удивления... ведь ДО Данилы еще наверняка в ее жизни не было ни одного ученика, который не стремился бы поработать в такой интересной технике (ну правильно, они же к ней в кванториум целенаправленно за этим и приходят).

А что я сама подумала после того, как коллеги мне об этом тогда рассказали?

Наверное, о том, что и ЭТОТ кружок окажется "недолговечным"...

Так и вышло!

Но не из-за того, что дети инструменты поломали, а стержни-моточки краски закончились! И не из-за того, что количество "достойных кружка" ребятишек не дотягивало до "документальных" цифр!

Просто инструктор ушла! И всё! Так и сказала: "Я не подписывалась на работу в цирке, вы уж извините".

А что потом?

Материалы - есть (не знаю их срока годности, но цветные моточки еще лежат в шкафу у нашей заведующей), инструменты - тоже еще вроде бы живые. А кружка - нет и по сей день. Потому что педагогов нет, любых. А из наших - никто не хочет брать на себя эту "обузу".

Да и перестали уже нас этим доставать, ведь та "организатор-реформатор" давно уволилась.

А если бы мне дали высказаться... Да лучше бы пришли к нам еще логопеды и дефектологи, самые обыкновенные, но такие нужные детям! А не все эти "потемкинские" инновации...

А у Вас, дорогие читатели, пусть все начинания перерастают в нечто большое, доброе и полезное!

Буду рада каждому визиту, доброму лайку и новой подписке.