В каждом детском учреждении, специализирующемся на работе с детьми с особенностями развития, неотъемлемой частью работы, наряду со стандартными медицинскими и педагогическими услугами, также является кружковая и анимационная деятельность.
Например, в нашем спецучреждении для детей с ОВЗ, где я как раз и работаю в кружковом отделе, без этих видов занятий - ну просто не обойтись.
Я сейчас говорю не о важности этих занятий для развития особенного ребенка, а о важности их для самого учреждения!
Да-да! Чуть какие указания сверху грянут (по поводу конкурсов, спонсорских ярмарок или роликов для вебинаров) - так сразу о нас вспоминают. Покрутитесь, товарищи педагоги, "накреативьте нам что-нибудь этакое, чтобы вау!"
Ну, это, конечно здорово! Иногда педагогам и самим интересно поучаствовать, показать свои таланты не только своему "начальству" (хотя от этого зарплата не вырастет), но и людям вне учреждения. Мне, например, лет 10 назад - тоже было очень приятно и отрадно выступать на каких-нибудь "слетах единомышленников" и рассказывать и показывать то, чем мы занимаемся с нашими особенными воспитанниками.
А что сейчас с нашими кружками?
Ну, эээммм, начну с того, что с годами их стало в разы меньше. Раньше было 14, теперь 5 или 6 (в зависимости от графика отпусков педагогов). И, ввиду этого, если раньше кружковым педагогам можно было распределять ребят из стационаров по кружкам в зависимости от их умений и навыков, то теперь мы берём все и всех! Для количества услуг, да-да!
А, вот еще о количестве услуг: из-за того, что и педагогов-специалистов (психологов, логопедов, дефектологов) - тоже осталось "полтора землекопа" и, соответственно, занятий с ними - тоже у детей получается крайне мало, все недостающие "педагогические" циферки в программах можно "догнать" кружками. И не важно, что ребенок на этих занятиях ничего не может сделать ввиду своих особенностей.
В общем, кружковый отдел в учреждении можно охарактеризовать как вещь "унизительно-незаменимую"... ладно, проехали.
В чем еще красота и несуразность
Наши начальники (те самые замы и замзамы), контролируя деятельность кружков, стараются то и дело пополнить отдел чем-то новеньким и модненьким - т.е. ввести какие-нибудь направления, которых раньше не было.
Так, например, лет 8 назад у нас были замечательные кружки по фелтингу, эбру, полимерке, мыловарению, фотографии... Но, с течением времени, эти кружки "изжили себя и ушли в историю" по трём причинам:
- Естественно, зарплата. Приглашенные для "особой инновационной миссии" педагоги ожидали, что и вознаграждение будет особым. Но, получая за это такую же зарплату "рядового" социального педагога, со временем разошлись по частным заведениям, благо направления модные.
- Просто средства закончились. Да, такое бывает! Был, например, у нас кружок "Эбру": хороший кружок, народу нравился! В свое время спонсоры подарили огромнейший набор специальных красок для этой техники, кисти с гребенками разных форм и насколько больших пакетов порошка для приготовления раствора. Два года пользовались! А тут БАЦ - закончились краски, закончился "крахмал"... Сколько учитель упрашивала администрацию, сколько служебок писала - нет средств, покупать никто не будет! Или сами ищите спонсоров. Естественно, кружок пришлось закрыть, без выхода.
- Ну и еще одна причина. По-моему, самая очевидная. Эти кружки все-таки предполагают деятельность довольно сложную, которую не всегда по силам освоить даже здоровому подростку. А у нас, простите, половина ребят - спасибо что ложку в руке держать умеют да липучки на сандаликах застегивать (липучки, а не застёжки). Понятное дело, что в каждой смене сложные занятия могли "реально и честно" посещать от силы человек 5... Ну а на результаты и красивые фотоотчеты работали уже... родители! Смысл? Учреждение-то - детское, и педагогические услуги должны оказываться - ДЕТЯМ.
О, еще что-то новенькое!
Это было 3 года назад.
Одна сотрудница (уже бывшая) методического сектора (не начальница, но "околоплавающая") решила открыть в нашем отделе "инновационный" модный кружок "Рисование 3Д-ручкой".
Не просто захотела, а приложила свои усилия к этому! Откуда-то "выбила" сами ручки и электронные "примочки" к ним, выделила в одном из кабинетов специальный угол (выгнав оттуда педагога по "эко-арту"). Даже распорядилась, чтобы за один день сделали ряд безопасных розеток.
И, самое главное, где-то откопала специально обученного педагога (пусть и совместителя) - девушку-инструктора из кванториума (не помню ее имени, к сожалению, поэтому так и буду называть "девушкой").
Но учитывая, что рисование 3Д-ручкой - деятельность небезопасная, "девушке" разрешили брать на занятие только "хороших" ребят (т.е. сохранных, спокойных и не младше 7 лет).
Ну-ну, и где вы таких возьмете?
Слишком серьезный "фильтр", не правда ли? Сохранный? Школьного возраста? Еще и такой, который не будет скакать, а будет без возражений выполнять все инструкции? И чтобы с гарантией того, что он не будет докапываться с горячей ручкой до соседей по столу или до педагога?
Но... кружок-то крутой! Да и методический отдел как раз какую-то работу писал по "инновационной деятельности".
Посему, кастинг в стационарах проводила лично "методическая первооткрывательница", которая уже для девушки-инструктора предоставляла список ребят, достойных "инновационного кружка". Выбирала, уж извините, из "тех, что есть" (т.е. тех, кто хотя бы отдаленно, но подходил под "стандарты").
Данила
Он и был среди "достойных". Мальчик 11-ти лет, психоэмоциональные нарушения.
Говорящий, руки-ноги - на месте, уровень знаний и навыков (по мнению дефектолога) - соответствует возрасту, только вот... своенравный очень мальчик, капризный и, как это любят называть родители, "парень с характером".
Например, многие из наших педагогов (в отличие от той "методистки") отлично знали, КАК Данила посещает занятия (ибо он лежал в стационаре уже не впервые)... вот серьезно, каждый раз по одному и тому же сценарию!
Итак, по расписанию у Данилы в бегунке занятие, допустим, с логопедом, в определенное время.
- В назначенное время - ребенка к логопеду почему-то не приводят.
- Проходит минут 10. Из коридора логопед слышит занудные крики: "Отстань! Не хочу! Не буду! Опять ваши вонючие занятия!"
- В кабинет заходит мама: "Забирайте его уже, меня он не слушает".
- Логопед выходит в коридор. Данила же - буквально приклеен к стене и не хочет двигаться в сторону кабинета. Только ноет и говорит "не пойду, не хочу".
- Логопед - умоляет, привлекает, завлекает, забалтывает, сюсюкает, приплясывает, в то время как мама пропихивает Данилу в кабинет.
- Ну и иногда, в помощь маме (толкать
автомобильДанилу), может пристроиться еще какая-нибудь чужая мамочка или учительница, случайно оказавшаяся в коридоре. - Нет, это еще не всё! Потом еще 10 минут логопед в кабинете уговаривает Данилу позаниматься, не переставая плясать и заигрывать.
- Последние 10 минут - Данила идеально занимается, все задания выполняет и радует логопеда!
Ну, вот так как-то...
И та же самая "петрушка" пошла-поехала, когда Данилу пригласили в "новомодный" кружок к нашей новой "девушке"... Только с небольшими изменениями.
То, что строго по расписанию ребенок не пришел - это понятно. Но теперь - и голосов никаких в коридоре не было.
Но зато к "девушке" в кабинет зашла воспитательница из стационара. А на вопрос "Где ребенок?" воспитатель ответила так:
- Ох, да беда с этим Даней! Мать не может его уговорить - вот, меня попросила его привести, он же ее не слушается, а с педагогом - может и пойдет. Но он и со мной не хочет. Остановился на лестнице, а дальше - ни в какую! А мать пытается сдвинуть - так он упирается и вопит. А ведь, я вас уверяю, мальчик умный, толковый... Только у него на занятиях "фаза отрицания" затягивается... Давайте вы уж сами идите и уговаривайте его.
Что?
Как говорила дефектолог (работавшая с "девушкой" в одном кабинете), на предложение воспитательницы - "девушка", сделала та-акое лицо, как будто её попросили помыть слона:
- Это что еще за допфункции? Ну уж нет, я не по этой части. Не хотят идти - это ИХ проблемы!
Ну, по логике-то ДА, всё правильно! Но... дефектолог пыталась достучаться до "девушки" и объяснить, что, мол, у нас тут - параллельная вселенная, и то, что считается порядком в реальном мире - у нас не прокатывает.
А "девушка" - на полном серьезе возражала, сопротивлялась и отвечала, что уговаривать обязана мама, и даже воспитатель не должна в это дело лезть...
Короче, дефектолог подумала, что "девушка" - просто человек, не знакомый со спецификой работы с особенными детками и с тем, что в нашем случае цель занятий в ее кружке - вовсе не обучение рисованию 3Д-ручкой (как ни парадоксально!).
А воспитатель подумала, что "девушка" - просто растерялась от удивления... ведь ДО Данилы еще наверняка в ее жизни не было ни одного ученика, который не стремился бы поработать в такой интересной технике (ну правильно, они же к ней в кванториум целенаправленно за этим и приходят).
А что я сама подумала после того, как коллеги мне об этом тогда рассказали?
Наверное, о том, что и ЭТОТ кружок окажется "недолговечным"...
Так и вышло!
Но не из-за того, что дети инструменты поломали, а стержни-моточки краски закончились! И не из-за того, что количество "достойных кружка" ребятишек не дотягивало до "документальных" цифр!
Просто инструктор ушла! И всё! Так и сказала: "Я не подписывалась на работу в цирке, вы уж извините".
А что потом?
Материалы - есть (не знаю их срока годности, но цветные моточки еще лежат в шкафу у нашей заведующей), инструменты - тоже еще вроде бы живые. А кружка - нет и по сей день. Потому что педагогов нет, любых. А из наших - никто не хочет брать на себя эту "обузу".
Да и перестали уже нас этим доставать, ведь та "организатор-реформатор" давно уволилась.
А если бы мне дали высказаться... Да лучше бы пришли к нам еще логопеды и дефектологи, самые обыкновенные, но такие нужные детям! А не все эти "потемкинские" инновации...
А у Вас, дорогие читатели, пусть все начинания перерастают в нечто большое, доброе и полезное!
Буду рада каждому визиту, доброму лайку и новой подписке.