Найти в Дзене
Игорь Орлов

Чем отличаются еврейские и русские святые?

Оглавление
Самуил помазывает Давида
Самуил помазывает Давида

Различие чувствуется, когда после историй Ветхого и Нового заветов читаешь жития русских святых.

В историях заветов – драмы, а в житиях русских святых многое очень идеально и гладко.

Не раз ловил себя на таком ощущении, потому и задался таким вопросом.

Попробуем посмотреть и подумать вместе?

Захотите поделиться мнением и добавить – пишите в комментариях.

С точки зрения богословия.

Ветхозаветные праведники были людьми, которых из толпы выбирал Бог и через них подавал знаки избранному Им народу. Бог выбирал не по знатности, образованности, доходу, а по сердцу верному ему.

Такими людьми были патриархи (Авраам, Исаак, Иаков), Божьи избранники (Моисей, Иисус Навин), пророки (Исайа, Даниил, Иеремия, Амос, Иона и другие), праведные (Иов, Есфирь, Юдифь, Лия и др), судьи (Самуил), цари (Саул, Давид, Соломон и др).

Считается сейчас, что ветхозаветные праведники это люди закона, исполнители закона, данного через Моисея . Но это не совсем так. Были праведники и до закона Моисеева. Критерий другой и главный – открытость Богу. В тяжелых драмах жизни и выборов люди такие полагались на водительство Бога, на Его святую волю.

Именно поэтому, например, митрополит Антоний (Сурожский) называет этих людей не просто праведниками, но героями. Говоря, что в них есть что-то божественное, что чувствуется.

Митрополит Антоний Сурожский (Блум)
Митрополит Антоний Сурожский (Блум)

Христианская праведность, с точки зрения богословия, другая. Именно после Христа появляется чин преподобных святых, которые своей жизнью показали примеры «подражания Христу», подобие Ему.

Но и здесь, среди христианских святых мы видим примеры драм. Что далеко ходить – первоверховный апостол Петр, которому Христос дал ключи от новой церкви и заповедовал: «паси овец Моих». Когда читаешь о Петре видишь, насколько слабым и колеблющимся был он как человек, как многого не разумел, как оступался нередко. Но…и в этом сила Божья, он сознавал, каялся, сокрушался сердцем и ему давалось от Бога все.

Святой апостол Петр
Святой апостол Петр

Такими видятся еврейские святые: живыми, драматичными, очень похожими на нас по человеческим своим недоумениям и драмам.

Русские святые.

Они по жизни своей, наверное, ничем не отличаются от еврейских святых, египетских, византийских, и иных. Но изображены они иначе: слишком чисто, иконно.

Читаешь, например, о святом Сергии Радонежском и удивляешься: неужели правда. Когда тот был еще младенцем, только рожденным на свет, то уже был постником: по средам и пятницам не сосал грудь у матери. Неужели, задаешься вопросом, есть такие младенцы постники?

Преподобный Сергий Радонежский
Преподобный Сергий Радонежский

Я не встречал и мне трудно поверить в такое. Может быть просто слишком идеализировали образ святого Сергия, чтобы сделать иконный образ? Это называется термином – идеализирование, идеализация.

А зачем?

Ведь непросто так была сделана эта идеализация в русской святой культуре.

Да, и более глобальный вопрос: святыми рождаются или становятся?

Из множества житий и библейских историй видится, что становятся.

Да, у человека может быть предрасположенность к святой жизни. Но лишь предрасположенность. Далее, многое зависит от самого человека. Повернется ли он к Богу в сознательной своей жизни или отвернется от Него, предпочтя жизнь в суете. Праведники, святые тем герои, что совершали такой выбор в пользу Бога. А не в том, что младенцами уже постились и не брали грудь матери в постные дни.

Почему же так?

Ответ дает иеромонах Иоанн Кологривов:

«Русский святой — не византийский святой и не сирийский; он и не латинский святой… Он именно русский. Этим мы хотим сказать, что он — сын особого народа, имеющего, как таковой, свое особое природное лицо и свой особый исторический путь, определенные его происхождением, его культурой и землей, на которой он живет» (Иеромонах Иоанн. Очерки по истории русской святости.)

Книга иеромонаха Иоанна Кологривова
Книга иеромонаха Иоанна Кологривова

Вы подумаете, что это слова какого-то современного русского пропагандиста?Ошибетесь. Это более древний трактат.

Удивительно, но эти слова сказал отец Иоанн, который был русским католиком и членом ордена иезуитов.

В русской святости важно обозначить особость русского святого. Он не такой как все. Он иконен, он недостижим, он над обычными людьми, он сверху. Поэтому все чудеса будут в нем, все святое, все великое. Этакий «сверхчеловек». А нужно ли так? Не тянет ли это на «святое сверхчеловеческое ницшеанство»? Мы помним из истории, кого вдохновляла эта идея и книга. Вовсе не святых и не Божьих людей, и вовсе не на созидание.

Заключение.

Итак, еврейские и русские святые, если быть честными в их жизнеописании, вряд ли отличаются по своей жизни. И на тех, и на других есть печать Божья. И была основа драм человеческих.

Но в российской культуре из святого надо сделать культ, икону поклонения, как бы подчеркнув: смотри, кто он, а какой ты. Может быть это родит чувство духовной ущербности в тебе самом.

В еврейской культуре есть более честное отражение жизнеописания святых. Да, они лишь люди, со многими драмами, слабостями и ошибками, свойственными людьми. Но Бог касается их сердец и умов за их чистоту и преданность. И они творят дела Божьи. Так можешь и ты, если откроешь свое сердце Богу.

Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.

Ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями.

Приглашайте на канал.