Когда вас хвалят, какие эмоции вы испытываете?
А теперь задумайтесь, какие эмоции вы испытываете, когда вас хвалят за интеллект и талант:
- «Ты такая умная». / «Ты такой умный».
- «Ты такая талантливая». / «Ты такой талантливый».
- «Ты такая сообразительная». / «Ты такой сообразительный».
И когда вас хвалят за старания:
- «Ты так старалась». / «Ты так старался».
- «Ты такая упорная». / «Ты такой упорный».
- «Ты так стремилась». / «Ты так стремился».
Интересно, что эмоции, которые мы испытываем в этот момент, могут по-разному нас мотивировать.
Автор: Наталия Филиппова — эксперт кафедры «Коучинг» Академии социальных технологий, командный коуч, бизнес-тренер, тренер программ НЛП-Практик.
В первом случае мы бессознательно присваиваем себе тот факт, что все знаем, умеем, и нам не надо особо напрягаться — мы же умные, талантливые, сообразительные. Во втором — получаем поддержку для развития, движения вперед.
Был на эту тему интересный эксперимент, о котором писал один профессор Стенфордского университета. Две группы детей делали одинаковое задание. Одну группу похвалили за талант, другую — за старания. Потом дали новое задание, и дети, которых похвалили за талант, справились с заданием намного хуже, чем в предыдущий раз. А те, кого похвалили за старание, существенно улучшили результат.
Если мы хотим вдохновлять на развитие и лучшие результаты, то об этом важно помнить, когда мы даем обратную связь, хвалим. И в бизнес-контексте тоже. Хвалить сотрудников лучше за старания и упорство.
Это не исключает похвалу за интеллект и талант. Главное — соблюдать разумную пропорцию.
Вспомнился тут почему-то коэффициент Лосады, где на один упрек должно быть три похвалы. Так и в случае с похвалой: можно один раз хвалить за талант и три раза — за старания.