Найти тему

Удивительные Луи и Дюк

На мой взгляд, музыка одно из величайших изобретений человеческой цивилизации. Она вдохновляет, объединяет, будоражит воображение. С 2020 года я решил начать коллекционировать виниловые пластинки. Как мне кажется, я был под впечатлением от героя Гебриэла Махта из американского сериала «Форс-мажоры». Гениальный, уверенный в себе, успешный и харизматиичный адвокат Харви Спектр в своем офисе на Манхэттене имел огромную коллекцию виниловых пластинок. Вот и я решил начать собирать свою базу. Я хочу рассказать историю создания своей первой пластинки – Louis Armstrong & Duke Ellington. Recording together for the first time.

Виртуоз Армстронг и бэнд-лидер Эллингтон

Оба героя удивительные личности, которые внесли неоценимый вклад в развитие и популяризацию джазовой музыки. Луи Армстронг и Дюк Эллингтон – это два величайших артиста своей эпохи, которые покорили меломанов по всему миру.

Дюк и Луи были давними знакомыми. Их воссоединение в музыкальной сфере произошло в 1961 году и называется The Great Summit: The Master Takes, состоящие из двух альбомов: Recording together for the first time и The Great Reunion.
Дюк и Луи были давними знакомыми. Их воссоединение в музыкальной сфере произошло в 1961 году и называется The Great Summit: The Master Takes, состоящие из двух альбомов: Recording together for the first time и The Great Reunion.

Вклад одаренного от природы музыканта Армстронга в джазовую культуру невозможно переоценить. У большинства обывателей именно с его именем ассоциируется данный музыкальный жанр. Луи – величайший инструменталист своего времени, его дерзкий творческий дух оказал влияние на многие поколения джазменов. Его инструмент – труба, но вдохновлял всех: от кларнетиста до ударника. Уникальность стиля исполнения Армстронга заключается в манере пения, которую можно охарактеризовать как раскованную и богатую. Он притягивал к себе аудиторию, хриповатый голос сопровождал людей повсюду. Даже если Луи забывал слова, то он мастерски заменял их другими импровизируя на сцене.

Имя Луи Армстронга связывают с Северо-восточным направлением джаза (Страйд). Кроме того, он мог исполнять песни на английском, африканском, французском, мексиканском, немецком и гавайском языках.
Имя Луи Армстронга связывают с Северо-восточным направлением джаза (Страйд). Кроме того, он мог исполнять песни на английском, африканском, французском, мексиканском, немецком и гавайском языках.

В свою очередь, Дюк Эллингтон прославился в большей степени как бэнд-лидер, композитор и аранжировщик. В истории джазовой музыки не существует человека, который более длительное время руководил бы коллективом. Его ансамбль под названием «Duke Ellington and His Orchestra» был известен на весь мир. Талант Дюка как пианиста сильно недооценивают, но хорошо подобранные аккорды, вовремя взятые ноты стимулируют и побуждают весь оркестр звучать. В сольной карьере его дар раскрылся в полном объеме.

Дюк Эллингтон 11 раз становился победителем музыкальной премии Grammy. В 1969 году он награжден Президентской медалью свободы от Ричарда Никсона.
Дюк Эллингтон 11 раз становился победителем музыкальной премии Grammy. В 1969 году он награжден Президентской медалью свободы от Ричарда Никсона.

Впервые вместе

Америка, 3 апреля 1961 года. Все члены ансамбля Луи Армстронга «All Stars» в сборе: Трамми Янг, Барни Бигард, Дэнни Барселона и Морт Герберт. Не хватало только Билли Кайла, который в этот день приболел. Входная дверь распахнулась, и в студию вошел Дюк Эллингтон со словами – «Я только что позвонил Билли. Он жутко недоволен, что я забрал его выступление!».

За время существования ансамбля в нем играло множество мастеров джазовой музыки: Сид Кэтлетт, Эрл Хайнс, Джек Тигарден и другие. Неизменным был лидер – Луи Армстронг.
За время существования ансамбля в нем играло множество мастеров джазовой музыки: Сид Кэтлетт, Эрл Хайнс, Джек Тигарден и другие. Неизменным был лидер – Луи Армстронг.

Дюк был новым человеком в коллективе, однако, его старые знакомые тоже присутствовали на записи. Барни Бигард длительное время солировавший на кларнете в оркестре Эллингтона был очень рад встрече со своим бывшим боссом. Они крепко обнялись, после чего Дюка представили остальным членам ансамбля – Герберту, Янгу и Барселоне. Затем в комнату вошел Луи. Они очень тепло и искренне пожали друг другу руки.

Оба артиста прекрасно знали о творчестве друг друга. В дальнейшем, Дюк и Луи не единожды будут создавать музыку вместе.
Оба артиста прекрасно знали о творчестве друг друга. В дальнейшем, Дюк и Луи не единожды будут создавать музыку вместе.

Вскоре началась сессия (время, проведенное в студии, называется сессией записи). Большинство композиций являлись хитами своего времени, поэтому часть работы по организации процесса легла на плечи Эллингтона. Стоит сказать, что за все время работы вместе, у Дюка и Луи никогда не возникало каких-либо конфликтов, только приятная дружеская, но в тоже время рабочая атмосфера. Выбрав мелодию, Дюк и играл несколько тактов и обращался к Луи – «Как тебе тональность? Попробуешь спеть?».

Складывалось впечатление, что Луи с рождения знал какой темп задаст Дюк. Классические произведения Эллингтона давались Армстронгу также легко как и Бигарду, который играл их тысячи раз.
Складывалось впечатление, что Луи с рождения знал какой темп задаст Дюк. Классические произведения Эллингтона давались Армстронгу также легко как и Бигарду, который играл их тысячи раз.

Также поражало умение Луи Армстронга работать с текстами песен. Несмотря на то, что он видел их впервые, они давались ему настолько легко и просто, словно он сам писал их. Безусловно, случались и оплошности в ходе работы, но это не мешало творить историю. Метры настолько увлеклись, что первая сессия закончилась только к 1:30 ночи. На следующий день атмосфера была еще более непринужденной. Армстронг предложил в качестве вступления сыграть «Drop Me Off In Harlem», легендарная композиция, в которую Луи включил несколько оригинальных текстов собственного сочинения.

«Высади меня в Гарлеме» - песня 1933 года написанная Дюком Эллингтоном (текст – Ник Кенни). В 1961 году была переделана Луи Армстронгом. Впервые появилась в фильме «Гарлемские ночи» 1989 года с Эдди Мерфи в главной роли.
«Высади меня в Гарлеме» - песня 1933 года написанная Дюком Эллингтоном (текст – Ник Кенни). В 1961 году была переделана Луи Армстронгом. Впервые появилась в фильме «Гарлемские ночи» 1989 года с Эдди Мерфи в главной роли.

В этот вечер новую жизнь получило огромное множество композиций, в числе которых «Mood Indigo», «Black and Tan Fantasy» и «The Mooche». Прослушивая итоговый формат музыки, Луи сидел в кресле неподвижно и сосредоточено, ожидая окончания каждой песни. Дюк в свою очередь откинулся на пианино. Когда один из них предлагал «Давай сделаем это снова», второй одобрительно кивал в знак согласия. В альбоме, что вполне логично, на первом месте стоит песня «Duke’s Place». Превосходство Армстронга как певца особенно ярко продемонстрировано в песне «Just a Lucky So-and-so». Стоит отметить, что у каждой композиции альбома есть своя удивительная история, которой можно посвятить отдельную публикацию.

Завершить эту замечательную историю я хочу высказываниями двух метров джазовой музыки о работе друг с другом:

«Дюк Эллингтон всегда был для меня свои человеком в музыке, еще со времен Хлопкового Клуба. Такого музыканта как Дюк – никогда не будет. Запись этого альбома стала для меня самым ярким событием в жизни. Да здравствует Дюк Эллингтон!»- Луи Армстронг.

«Луи Армстронг - живой символ джаза. Мое восхищение им как человеком и исполнителем уходит корнями в далекое прошлое. Я просто счастлив слушать его музыку»- Дюк Эллингтон.

«Хлопковый Клуб» - ночной клуб в Нью-Йорке, существовавший во времена «сухого закона» с 1920 по 1940 годы. В свои времена здесь выступали Дюк Эллингтон, Луи Армстронг, Флетчер Хендерсон, братья Николас и другие.
«Хлопковый Клуб» - ночной клуб в Нью-Йорке, существовавший во времена «сухого закона» с 1920 по 1940 годы. В свои времена здесь выступали Дюк Эллингтон, Луи Армстронг, Флетчер Хендерсон, братья Николас и другие.

Ссылка на альбом Яндекс.Музыка: https://music.yandex.ru/album/1978462