227,5K подписчиков

Скандальная запрещёнка. Почему эти картины не прошли цензуру в Российской империи?

24K прочитали

XIX век стал временем расцвета русского изобразительного искусства. В это время жили и творили многие великие художники, чьи работы вошли в золотой фонд русской живописи. Почему художникам приходилось прятать свои картины дома? И какие работы классиков русской живописи в свое время были признаны скандальными и запрещались к показу?

XIX век стал временем расцвета русского изобразительного искусства. В это время жили и творили многие великие художники, чьи работы вошли в золотой фонд русской живописи.

Неудобный живописец Перов

Молодой художник из Тобольска Василий Перов мечтал попасть за границу, но средств для этого у него не было. Он принимал участие в конкурсах Академии художеств, для того чтобы получить заветный пансион на заграничное путешествие.

В 1861 году Перов представил на суд Академии сразу две картины – «Проповедь в селе» и «Попы». Обе работы были выполнены на высоком художественном уровне, но вызвали недоумение в рядах академиков. На первом полотне священник читает проповедь перед явно скучающей публикой, на втором и вовсе был изображен пьяный крестный ход. И если первая картина всё-таки получила награду, то вторая была категорически отвергнута Академией.

Опальную работу «Попы» выкупил известный покровитель искусства Павел Третьяков. Он дал ей название «Сельский крестный ход» – именно под таким наименованием эта картина и вошла в историю. Некоторое время она экспонировалась, но из-за скандала вскоре ее убрали с выставки.

Художник Василий Худяков писал, что Третьякову много упреков досталось от властей за то, что он не только покупает, но и выставляет публично такие «безнравственные картины». Самого же Перова злые языки предлагали вместо Италии отправить в Соловки.

Как сложилась дальнейшая судьба талантливого художника? К счастью, его не только не отправили в ссылку, но и назначили пансион на заграничную поездку. Незадолго до отъезда он закончил еще одну неудобную свою картину – «Чаепитие в Мытищах».

Картина построена на контрасте между тучным монахом и безногим инвалидом, который просит у него милостыню. Представители Синода были крайне возмущены этой работой художника. По их мнению, она оскорбляла православие. Но добиться наказания для Перова они не смогли – это было время либеральных реформ Александра II и общественность горячо встала на защиту художника.

Василий Перов «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» / Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Перов «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» / Государственная Третьяковская галерея, Москва

Скандальная картина Репина

До сих пор одной из самых неоднозначных картин русской живописи считается полотно Ильи Репина с изображением сцены убийства Иваном Грозным своего сына. В 1885 году эта картина была впервые представлена публике и сразу же произвела ошеломляющий эффект.

О ней спорили, ее ненавидели, ей восхищались. Константин Победоносцев назвал эту вещь отвратительной и не соответствующей историческому моменту, Иван Крамской – очень талантливой и полной «натурального трагизма».

Крайне негативно отозвался об этой работе Репина император Александр III. В связи с этим 1 апреля 1885 г. демонстрация картины была запрещена. Павлу Третьякову, который приобрел это полотно, предписывалось не дозволять осуществлять доступ публики к «Ивану Грозному». Впрочем, уже несколько месяцев спустя этот запрет был снят. Но споры о картине не продолжали утихать.

Илья Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» / Государственная Третьяковская галерея, Москва
Илья Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» / Государственная Третьяковская галерея, Москва

В январе 1913 года на «Ивана Грозного» было осуществлено нападение. Молодой иконописец Балашов стал ножом резать полотно, чем сильно повредил его. Репину пришлось заново воссоздавать лица царя и его сына.

И в наши дни «Иван Грозный…» вызывает сильные и противоречивые эмоции. В 2013 г. группа православных активистов обратилась к директору Третьяковской галереи с требованием убрать эту картину с постоянной экспозиции, поскольку она оскорбляет патриотические чувства.

Картину убирать не стали, а 5 лет спустя она подверглась нападению. Безработный Подпорин разбил стекло и попытался уничтожить полотно. Картина получила довольно серьезные повреждения, но впоследствии была бережно отреставрирована.

Рентгеновская панорама картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» / Фото: Государственная Третьяковская галерея
Рентгеновская панорама картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» / Фото: Государственная Третьяковская галерея

Запрещенные картины Владимира Маковского

В дореволюционной России существовал негласный запрет – не писать картины на острые и неудобные темы. Впрочем, художники постоянно его нарушали.

Одной из таких запретных тем было освещение Ходынской трагедии, которая произошла в Москве в мае 1896. Коронационные гуляния тогда обернулись настоящей катастрофой. В давке за подарками от «царя-батюшки» погибло около 1,5 тысяч человек. Еще столько же получили ранения. Николай II после этих событий получил прозвище «Кровавый».

Талантливый художник Владимир Маковский по следам этих событий написал две картины – «Ходынка» и «После Ходынки. Ваганьковское кладбище». Обе работы были по решению цензуры сняты с выставки и запрещены к показу. Московский генерал-губернатор заявил Маковскому, что не время показывать эти картины, так как это всё равно, что «сыпать соль на свежую рану».

Даже после вынесенных устных предупреждений Маковский продолжил писать на волнующие его острые темы. Не мог он обойти стороной и революционные события. В 1904 г. он написал драматическую картину «Допрос революционерки», а в следующем году создал свой известный шедевр «9 января 1905 года». Художник опасался представлять эти картины публике, хранил их дома и показывал только друзьям.

Подвергался ли свободомыслящий Маковский серьезным преследованиям? Удивительно, но нет. Как и многие художники того времени, он умудрялся лавировать между изображением острых тем и лояльностью к власти. В 1912 году Маковскому доверили рисовать портрет вдовствующей императрицы Марии Федоровны, что говорило о признании его дара на высочайшем уровне.

Читайте также:

Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))