36-летний уроженец Белгорода-Днестровского Василий Ломаченко вновь стал чемпионом мира, избив и нокаутировав в поединке за вакантный титул IBF в легком весе австралийца Джорджа Камбососа. «Хай-тек» выглядел убедительно, явив публике все то, за что она полюбила его в молодые годы, а в одиннадцатом раунде поставил эффектную точку, вынудив оппонента капитулировать после ударов по корпусу. И все же ни для кого, включая самого украинца, не секрет, что его карьера стремительно движется к закату. Молодые звезды, которые еще несколько лет назад предпочитали делать вид, что Ломаченко не существует, сегодня сами вызывают его на ринг. Скорее всего, ветеран не изменит себе и до конца карьеры продолжит принимать самые опасные вызовы из возможных, а, значит, его профессиональный рекорд после ухода из спорта будет выглядеть не столь красиво, каким мог бы быть при более осторожном ведении карьеры. Посему я решил детально проанализировать спортивный путь Василия в профи-боксе и на конкретных примерах показать, чем его подход кардинально отличается от подхода подавляющего большинства современников.
Украинец дебютировал на профессиональном ринге в октябре 2013 года в поединке с мексиканцем Хосе Луисом Рамиресом. Надо сказать, далеко не самый слабый оппонент для дебюта с симпатичным рекордом в 25 побед и 3 поражения (ни одного досрочного на тот момент). «Хай-тек» нокаутировал его в четвертом раунде, а после попытался стать чемпионом мира уже в следующем поединке. Занятно, что консервативные фанаты бокса в тот момент не особенно оценили рискованный порыв Ломаченко. Говорилось не столько том, что Василий хочет сотворить историю, сколько о его привилегированном положении, ведь покровительство промоутерской компании Top Rank дало шанс подраться за пояс сразу в обход отборочных боев. В этом есть правда, но как насчет посмотреть на ситуацию под иным углом?
Да, колоссальный любительский опыт Ломаченко (397 боев), два Олимпийских золота и уже не юный для дебютанта возраст (25 лет) – вполне себе аргумент в пользу того, что для раскачки перед титульным боем ему не нужно было набивать руку на десятке джорнименов и постепенно повышать качество оппозиции. Но все же любительский и профессиональный формат соревнований имеют мало общего. Какая-никакая адаптация в новом виде спорта, очевидно, нужна. К примеру, культовый кубинский любитель (к слову, тоже двукратный Олимпийский чемпион) Гильермо Ригондо, хоть и начал профессиональную карьеру под знаменами Top Rank, но за полноценный пояс подрался только в девятом поединке. А Артур Бетербиев, Геннадий Головкин, Владимир Кличко, Костя Цзю и многие другие успешные в прошлом любители «мариновались» значительно дольше. Василий же решил пойти олл-ин практически сразу.
Попытка установить рекорд успехом не обернулась – Ломаченко потерпел фиаско близким решением судей, но за один бой имел возможность понаблюдать столько неприглядных сторон профессионального бокса, сколько иные, выращенные в тепличных условиях чемпионы мира, не повстречали за всю карьеру. Соперником украинца стал опытнейший Орландо Салидо, который совсем не собирался приветствовать Василия в профессионалах чистым и честным поединком. Сначала мексиканец (скорее всего, сознательно), провалил взвешивание, чтобы легко восстановиться к моменту боя и в ринге весил значительно тяжелее, чем Ломаченко. А затем попытался обескуражить и замедлить соперника тактикой далеко за гранью фола, нанеся порядка 70 ударов ниже пояса за двенадцать раундов. Но и это еще не все! В тот вечер украинцу противостоял не только нарушающий правила соперник, но и благосклонный к нему рефери из Техаса Лоуренс Коул, известный очевидным подсуживанием латиноамериканским бойцам.
Казалось бы, «Хай-тек» получил красноречивый сигнал: профессиональный и любительский бокс – два разных вида спорта. Победы в одном из них отнюдь не гарантируют стремительный успех в другом. Однако он еще раз решил пойти ва-банк и в следующем же бою снова оспаривал чемпионский пояс. Второе поражение кряду привело бы его к рекорду 1-2 и скорее всего поставило крест на титульных перспективах на годы вперед. По сути, Ломаченко ставил карьеру на кон. Противник – не знающий поражений быстрорукий талант Гэри Рассел-младший. Более того, драться предстояло не под баннерами «родного» Top Rank, а в вечере бокса конкурирующего промоушена Golden boy, где был высок риск получить предвзятое в пользу визави судейство.
На сей раз риск себя оправдал – Ломаченко одержал убедительную победу по очкам. Хотя, надо сказать, судейская бригада явно пыталась этому противостоять. Один из служителей Фемиды выставил смехотворный ничейный счет, никак не отражавший реалий происходившего в ринге.
Став чемпионом мира, Василий познал еще одну темную сторону бойцовского бизнеса. Обнаружилось (хотя для фанатов бокса это секретом не было), что большинство чемпионов мира совсем не горят желанием рисковать поясами. Организовать объединительный бой в первом полулегком весе не удалось. У Ломаченко, по сути, было два варианта действия. Первый – удовлетвориться своим положением, набивать рекорд на проходных соперниках, множа бессмысленные защиты, зарабатывать неплохие деньги, а в интервью при случае упоминать, что он-де готов объединять пояса, но другие чемпионы веса не хотят с ним боксировать. Второй – не пенять на судьбу и попытать счастья в дивизионе выше. Конечно, подавляющее большинство бойцов в таких случаях склоняются к первому варианту. Василий же синицей в руках никогда не довольствовался, и меньше, чем через два года мы увидели его в новой категории.
В первый год чемпионства украинца во втором полулегком дивизионе самым ожидаемым боем для фанатов было противостояние с ямайским панчером Николасом Уолтерсом. Тот вроде бы был не против разделить с Ломаченко ринг, но долгие месяцы играл на нервах у функционеров Top Rank своими большими финансовыми аппетитами. Дошло до того, что в какой-то момент Василий был готов пожертвовать 300 тысяч долларов из своего гонорара, чтобы Уолтерс подписал контракт на бой. Опять-таки, уже характерный для «Хай-тека» подход: не получается заполучить большой бой – ищи пути решения проблемы, а не жалуйся на судьбу.
Поединок все-таки состоялся осенью 2016 года. Ломаченко с подчеркнутой легкостью деклассировал и вынудил ямайца капитулировать на табуретке между раундами. А дальше – очередной карьерный тупик. К слову, призывающий сегодня Василия помериться силами Джервонта Дэвис (пожалуй, сильнейший на текущий момент боксер этих весовых категорий), был чемпионом мира уже в те годы, но тогда об украинце не говорил. Карьера «Танка» находилась в надежных руках Флойда Мейвезера-младшего, заявившего, что он не видит смысла устраивать бои с бойцами других промоутерских компаний.
Словом, Ломаченко не оставалось ничего, кроме как снова сменить весовую категорию и перебраться в легкий дивизион, где он продолжает попытки собрать все пояса по сей день. Справедливости ради отметим, что в 2020 году стать обладателям трех из четырех основных титулов Василию помешал не злой рок и несправедливые выкрутасы судьбы, а его собственное посредственное выступление в бою с Теофимо Лопесом. «Хай-тек» откровенно прогулял первую половину поединка, а наверстать упущенное после экватора встречи не получилось. Как итог – неадекватное по счету, но заслуженное поражение единогласным решением судей.
Надо сказать, что в третьей по счету для себя категории Василий значительно уступает большинству противников как по весу в день боя, так и по антропометрии. Сообщалось, что в день поединков он весит не более 64 килограмм, тогда как вышеупомянутый Лопес и Дэвин Хэйни, которому Ломаченко спорно уступил в бою за четыре титула – все 70, а иной раз и больше. Но спускаться вниз ветеран не намерен, так как осознает, что самые большие бои и громкие имена – именно здесь.
Еще один занятный момент. Боксируя с крупными оппонетами, "Лома" уповает исключительно на собственное мастерство и боевую готовность. При этом единственный раз в жизни, противостоя сопернику меньше себя, он без проблем пошел на уступки. Речь, конечно, о поединке с Гильермо Ригондо, для которого Василий согласился на требуемые стороной кубинца ограничения по весу. Снова - уже фирменный почерк Василия: нужен большой бой - умей идти на жертвы.
Построение карьеры в профессиональном боксе, если удобно, можно сравнить с прохождением компьютерной игры. Одни игроки понижают уровень сложности, когда после нескольких попыток не могут одолеть сложного босса, пользуются микротранзакциями или прибегают к помощи друзей. Примерно то же самое и в спорте. Не удается отобрать титул у сильного соперника – можно присмотреться к кому-то попроще, не сильно потеряв в гонорарах. Опасаешься драться с кем-то, кто тяжелее и выше – не вылезай из родной категории, а если и вылезаешь, пользуйся многочисленными чит-кодами (промежуточные веса, лимит на регидрацию веса в день боя и т.д.). Продолжая аналогию с играми, можно сказать, Ломаченко – хардкорный геймер. Возможно, самый хардкорный из всех, кто выступает сегодня. Он «проходит» профессиональный бокс на высочайшем уровне сложности. Олдскул в чистом виде. А друзей в этом виде спорта у него никогда не было, ведь ни в одном близком бою он не получил решение судей в свою пользу.
Поэтому хочется обратиться ко всем, кто не застал пиковые годы Ломаченко в ринге или следил не пристально. Будете оценивать его достижения и достижения его современников – не делайте выводы, основываясь на красоте статистики побед и поражений. Смотрите глубже.