Актуальность задачи непрерывного обучения обусловлена временем: знания устаревают быстро. А это значит, мы вынуждены обучаться постоянно и учить этому своих детей. Но есть и хорошая новость: наши дети от природы любознательны. Так же, как и мы, они стремятся к развитию и узнаванию окружающего мира. Это закон природы. Поэтому главная задача родителя, который хочет научить ребенка учиться, не препятствовать его природной любознательности и стимулировать развитие навыков, необходимых для качественного усвоения информации.
Если мы говорим о дошкольниках, то тут важно не столько научить ребенка писать, читать, считать, сколько владеть своим телом, размышлять и анализировать. В раннем дошкольном возрасте гораздо важнее обратить внимание на развитие речи, пространственного мышления, воображения. Беседуйте на любые темы, гуляйте, бегайте, прыгайте, описывайте все, что видите, читайте сказки, замечайте красоту окружающей действительности, будьте примером сочувствия и любви.
Младшие школьники, поступив в школу, тоже нуждаются в помощи. Прежде всего нужно научиться самостоятельно делать уроки, отвечать у доски, собирать портфель, привыкать к новому коллективу. Адаптация к школе и у родителей, и у детей проходит легче, если мы знаем, как помочь ребенку на новом этапе развития. Из чего складывается успех в школе:
1. Самостоятельность. Способен ли ребенок выполнять и проверять домашние задания без помощи взрослого? Конечно. Просто нужно этому его научить. Для начала ребенок учится регулярно записывать домашние задания. Затем вместе с родителем выполняет их. Если сразу выполнить все задания сложно, можно выделять на каждый урок по 15-20 минут (я обычно рекомендую прямо в дневнике записывать карандашом сколько времени понадобиться на то или иное задание). После выполнения задания можно и нужно отдохнуть 5-10 минут (попрыгать, попить, отвлечься ненадолго), затем перейти к следующему заданию. Для того чтобы не растягивать выполнение домашнего задания на полдня, мотивируйте ребенка: «здорово, что ты так быстро справился, ведь сейчас столько еще успеешь: и погулять, и поиграть, и посмотреть мультфильм». Всего на выполнение домашних заданий в начальной школе не должно уходить более 40-60 минут в день. Как только вы видите, что ребенок справляется сам, можно уменьшать контроль и помогать, только если у ребенка возникают сложности. Разрешайте отвлекать себя любыми вопросами, чтобы ребенок не боялся спросить, ошибиться и не заблудился в стране знаний.
2. Интерес. Родитель может сознательно поддерживать интерес ребенка к тому или иному предмету, стимулируя внутреннюю мотивацию к обучению. Даже самая скучная, на первый взгляд тема урока, может заиграть яркими красками, если найти в ней взаимосвязь с той областью, которой интересуется ребенок. «Как здорово, что ты сейчас проходишь зарубежную Азию, ведь это значит ты узнаешь больше о стране, в которую мечтаешь поехать учиться и почему Северная и Южная Корея такие разные».
3. Поддерживающая среда. Обращая внимание на неудачи, оказывая давление, провоцируя страх перед неудачей, мы отдаляем успех в учебе. Испытывая стресс, ребенок будет еще хуже справляться с учебными задачами, все силы будут уходить на борьбу со стрессом. Поэтому в наших с вами интересах сделать все возможное, для того чтобы дети не боялись предстоящего дня, с радостью рассказывали о своих учебных и не только успехах, не боялись ошибок и оценок, с радостью ходили в школу, чувствовали свою важность и значимость независимо от учебных результатов. Здорово, если в школе у ребенка появятся друзья и общение с ними будет поддерживать его в учебе и в жизни.
4. Ответственность. Правила, установленные в образовательной организации, должны выполняться неукоснительно. Уяснив это правило в начальной школе, ребенок будет испытывать потребность выполнять его в дальнейшем, преодолевая лень и апатию. Показывая своим примером, что мы тоже выполняем требования организации в которой работаем или ответственно относимся к своим обязанностям в семье, мы тем самым помогаем ребенку осознать свою зону ответственности в получении знаний.
5. Режим дня. Специально выделенное время на выполнение уроков (с учетом индивидуальных особенностей ребенка) в одно и то же время поможет справится с длительным «раскачиванием» и уговорами. После школы необходим отдых, безусловно. Но не стоит выполнять домашние задания в поздний час, когда вместо возбуждения, необходимо успокоиться и настроиться на качественный сон. То же самое касается времени отхода ко сну или приема пищи. Четкий режим дня даст опору и уверенность что «все идет по плану», «я справляюсь».
6. Способы обучения. Использование разных форм и методов обучения, обработки и запоминания информации в зависимости от ведущей модальности ребенка помогут справится с домашними заданиями быстрее. Никто кроме родителей не знает ребенка лучше. Ни один педиатр, психолог, педагог дополнительного образования не проводит столько времени вместе и не способен изучить все особенности вашего чада «от и до». Только вы можете качественно помочь ему, подобрав методы обучения, которые будут работать. Все они есть в интернете: приемы мнемотехники, способы запоминания цифр и дат, логические задачи, интеллект-карты, блок-схемы, карты памяти для иностранных и словарных слов, рисунки и пиктограммы, правила составления конспектов и пр. Все, что ребенку нужно запоминать в школе можно разбить на 4 группы, а затем подобрать подходящие ребенку способы усвоения.
7. Самодисциплина. Поощряя самостоятельность и дисциплину, мы закрепляем успех ребенка. Каждый раз, когда ребенок самостоятельно сел на уроки или вовремя выполнил домашнюю обязанность без напоминаний необходимо хвалить и искренне радоваться таким успехам. Это говорит о зрелости и готовности к самостоятельному обучению.
8. Отдых, двигательная активность. Длительное вынужденное сидение за партой – то еще испытание, особенно для младших школьников. Ведь это возраст пика физической активности, всячески подавляемой и в детском саду, и в школе. Поэтому грамотно подобранная физическая нагрузка будет замечательным подспорьем в обучении. Если нагрузки недостаточно, ребенку будет сложно усидеть за партой и в школе, и дома. Кроме этого физические упражнения, прогулки, командные виды спорта отлично развивают память, внимание, мышление, координацию, пространственное мышление. Не спешите садить ребенка за учебу и интеллектуальный труд, сначала позаботьтесь о физическом развитии. Помните о трех китах хорошей учебы: здоровье, режим дня, физическая нагрузка.
9. Деление на части сложной задачи. Даже нам взрослым порой сложно решиться на проект или начать выполнение сложной задачи. Мы прокрастинируем, откладываем и всячески саботируем то, что кажется слишком сложным. Что уж говорить про детей. Упрощаем задачу с помощью дробления ее на небольшие шаги. Сложно сразу прочитать параграф и написать план? Можно разделить задачу: 1) сначала читаем текст вслух, 2) затем делим текст на 3 части, 3) выделяем главную мысль в каждой из частей, 4) составляем план всего текста. После каждого пункта можно делать отдых-паузу, поощрить, похвалить за выполненный этап.
10. Удовольствие не только от результата, но и от процесса обучения. Вспомните свой любимый предмет или лучшего лектора в институте, которого можно было слушать бесконечно. Обучение - радостный процесс. Благодаря новым знаниям наш опыт расширяется, мы становимся более эрудированными, интересными собеседниками и специалистами в своем деле. Но пути и способы получения знаний могут быть разными. Я за легкость и удовольствие в этом процессе. Если ее нет, можно самим сделать так, чтобы занятия приносили радость не только в виде оценки учителя. Мне помогает прописывание цели обучения: чего я хочу достичь в обучении, кем стать или повысить уровень своего мастерства. Затем я проверяю время от времени соответствует ли обучение моей цели, туда ли я иду. Естественно, делю цель на небольшие задачи, которые мне по плечу. То же самое и в обучении школьников. Путь ребенок сам продумает цель обучения или свою образовательную траекторию, которая будет отвечать на вопросы: «Зачем я учусь?», «Чем мне поможет полученное образование?», «Каким я вижу себя в будущем?»