Найти тему
Книги о Дхарме.

Майтрейя. Уттаратантра и Махаяна-сутра-аламкара.

В оформлении обложек использованы фотографии статуй Майтрейи из монастырей Шераблинг, Тикси и Дискит.
В оформлении обложек использованы фотографии статуй Майтрейи из монастырей Шераблинг, Тикси и Дискит.

Всем добрый день, в этой статье я хочу рассказать о книгах составляющих основу «Пятикнижия Майтреи». Всего издательством «Наланда» было выпущено 4 книги, они перед вами. Скажу сразу, на мой взгляд, что книги достаточно разные по восприятию. И рассчитаны не только на непосредственное чтение и понимание здесь и сейчас, но также на глубокое повторяемое изучение текста.

  1. Так наиболее понятной для меня стала «Махаяна-сутра-аламкара», в которой основной текст сопровождён комментариями практически на каждой странице. Тот факт, что комментариев может быть много это и плюс, но возникает и сложность, так как приходится постоянно отрываться от основного текста. Сами комментарии к книге были даны ранее Ронгтоном Шеджа Кунригом, основателем монастыря Пенпо Налендра, Джу Мипамом, буддийским монахом и учителем и Кхенпо Шенгой, важным учителем в движении Римэ. Сам текст поделён на 21 главу и даёт ключевые познания об исследовании, проповедовании и практики Дхармы. Уделено необходимое внимание парамитам, а также почитанию и вверению себя Учителю. 20 глава перечисляет прекрасные качества бодхисаттв, а в Завершении книги идут слова благодарности Будде.
  2. Книги «Мадхьянта-вибханга» и «Дхарма-дхармата-вибханга» дались мне сложнее всего. Как и к описанной выше книге, к ним также даны комментарии Ронгтона Шеджа Кунрига. На мой взгляд, сам текст требует большой подготовки для его прочтения. Так как количество терминов, уточнений, перечислений самых разных объектов и субъектов подразумевает как минимум наличие сильного аналитического ума. Прочитать, я, конечно прочитал, но для меня получилось это больше поверхностным ознакомлением. В конце прочтения «Мадхьянта-вибханга» приходит, скажем так, небольшое утешение в виде 112 стиха, где сам автор говорит нам - «этот трудный для понимания трактат...».
  3. «Уттаратантра», как следует из названия книги представлена с комментариями Арья Асанги. При чём сам трактат занимает 77 страниц, а комментарии 200 страниц. Комментарии очень глубокие и подробные и могут занимать до 2 полных страниц подряд, а также содержат отрывки из разных сутр. Как мне известно на данный момент в продаже существует ещё один переведённый комментарий, автором которого является Джамгон Конгтрул Лодро Тайе.

Страницы 239 и 240 содержат две строфы, о которых сказано, что цель этого учения (изложенного в книге) вкратце определена ими. Первая - вопрос, вторая - ответ.

- Почему же Победители после повсеместной проповеди: «Все объекты познания всегда пусты, подобны облакам, снам или иллюзиям», - теперь изрекли, что все существа обладают татхагатагарбхой?

- Изрекли для того, чтобы существа могли избавиться от пяти скверн: малодушия, презрения, ложных представлений, недооценки истинных достоинств и чрезмерного себялюбия.

На оборотной стороне обложек дано описание каждой книги.
На оборотной стороне обложек дано описание каждой книги.

Эта публикация была бы неполной без упоминания 5 книги «Пятикнижия Майтреи», которая была издана другим книгоиздательством. Это «Абхисамая-аламкара», которая была выпущена в 4 томах (всего 8 глав) под названием «Украшение постижений». На данный момент (май 2024г.) в продаже имеются 3 последних тома. Как следует из описаний книги в интернет магазинах, в данном трактате рассказывается о вопросах познания, психологии, развития качеств ума и достижения совершенства понимания. Книга содержит комментарии Харибхадры (8 век) и Цонкапы (14 век). Особое место в книге занимает курс лекций современного тибетского учёного геше Чжамьян Кенцзе.

Хочу порекомендовать эти книги всем, у кого есть возможность углубиться в философию. И не просто в философию ради сухого, аналитического восприятия прочитанного, но для непосредственного применения на практике. Думаю, что тот, чей ум натренирован так, что он сможет быстро анализировать большое количество терминов, правильно их сопоставлять и делать верные выводы от абзаца к абзацу, получит наибольшую пользу от прочтения. При этом повторюсь, что именно книги «Мадхьянта-вибханга» и «Дхарма-дхармата-вибханга» оказались для меня самыми непростыми.