В 2023 году глава государства Беларуси объявил, что в связи с геополитической обстановкой транспортные маршруты будут изменены, и логистические потоки будут перенаправлены из Европы в Россию.
Теперь в планах России и Беларуси создание крупного транспортного хаба в Мурманске. Это решение было принято при активной поддержке стран Прибалтики, которые, можно сказать, заставили два государства искать свои пути.
Ожидается, что новый маршрут значительно увеличит объем товарооборота. Перегрузка грузов из Беларуси будет осуществляться в Мурманске, а затем маршруты продлятся до Дальнего Востока.
Президент Беларуси также выразил заинтересованность в использовании Северного морского пути для перевозки товаров. Подобные идеи уже возникали в 2022 году, когда начались планы по строительству порта в Мурманске.
Это решение было связано с тем, что Литва отказалась пропускать удобрения из Беларуси на свою территорию. Этот конфликт начался еще в 2022 году, когда Литва по приказу своих хозяев заблокировала поставки удобрений из Беларуси.
В мае 2023 года белорусский премьер-министр посетил Мурманск. В ходе визита были рассмотрены три варианта местоположения порта на западном побережье Кольского залива. В результате премьер заявил, что все варианты были рассмотрены, и президент уже дал согласие на строительство терминала.
В правительстве Мурманской области был разработан детальный план, и сейчас проект находится на стадии юридической проработки и разработки бизнес-плана. Премьер Беларуси также подчеркнул, что на Северном морском пути возлагаются большие надежды, и все верят в будущее этого проекта.
Интересные данные также поступили от правительства Мурманской области. Возможно, терминал получит преференции как резидент Арктической зоны Российской Федерации, а также порт может получить особые льготы как "столица Арктики".
Весной 2024 года в ходе переговоров между Мишустиным и Головченко был обсужден проект по строительству мультимодального терминала в Мурманской области. После этого был подписан договор с компанией "Морской терминал «Ворота Арктики»". Эта организация зарегистрировалась на Кольском полуострове, чтобы стать резидентом "Столицы Арктики". Мощность транспортного узла будет составлять 25 млн. тонн в год.
Губернатор Мурманской области Андрей Чибис подтвердил, что было заключено соглашение о запуске терминала по перевалке различных грузов. Этому предшествовала огромная работа по расчету железнодорожных мощностей. Порт играет важную роль для Мурманской области, обеспечивая новые рабочие места и инвестиции в экономику региона. Основная цель проекта - расширение экспортных возможностей. О конкретных объемах инвестиций на данный момент не сообщается.