В нескольких предыдущих статьях (например, по разбору процедуры реализации имущества) я уже касался такой фигуры как финансовый управляющий. Мы с Вами разобрали, на каком этапе банкротства он "входит в игру" и какими полномочиями обладает. В этой статье поговорим в целом, что он из себя представляет, насколько он могуч и есть ли у него слабые места. Почему это важно? Потому что законодатель определил его главным в банкротстве гражданина. Фактически, он важнее назначенного на дело судьи, важнее любого кредитора, поэтому, если вступаете в "путь банкрота" необходимо с ним считаться и, конечно же, знать как правильно взаимодействовать. Статью для удобства восприятия разделю на 3 части. В первой рассмотрим общие положения, во-второй сильные, в-третьей слабые стороны финансового управляющего.
1. Финансовый управляющий. Общие положения.
Финансовый управляющий - это арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина (об этом указано в ст. 2 ФЗ-157). Законодатель определил в отдельной статье 213.9 ФЗ - 127 общие положения о нем. Исходя из статьи мы видим, что на дело его утверждает Арбитражный суд и его участие в любом банкротном деле физического лица - обязательное. Фиксированный размер (то есть минимально-обязательный) вознаграждения за единовременное проведение процедуры, применяемой в деле о банкротстве составляет 25 000 рублей (это указано в ст. 20.6 ФЗ - 127). Напомню, что если в Вашем деле были проведены 2 процедуры, то есть и реструктуризация и реализация, то придется дважды оплачивать эту сумму на депозитный счет Арбитражного суда. На эту сумму финансовый управляющий претендует только после завершения процедуры банкротства в целом. Помимо указанной суммы, финансовый управляющий имеет право на 7 % от суммы реализуемого имущества, а также на возмещение расходов в рамках банкротного дела (публикация сведений в ЕФРСБ, в торговых площадках, отправка почтовых писем-уведомлений и т.д.). Указанные расходы возлагаются на Должника (статья 20.7 ФЗ-157). В банкротном деле финансовый управляющий появляется с момента введения одной из процедур банкротства: реструктуризации долгов или реализации имущества. В этих процедурах роль финансового управляющего разная, но, учитывая, что в 95 % случаях любая процедура реструктуризации долгов заканчивается переводом в реализацию, нет смысла углубляться в это. Вспомнить реструктуризацию долга поможет одна из моих предыдущих статей на эту тему. Финансовый управляющий должен состоять в так называемых саморегулируемых организациях арбитражных управляющих (СРО арбитражных управляющих). Это специфическая некоммерческая организация, которая занимается регулированием и обеспечением деятельности входящих в них арбитражных управляющих. В настоящее время органом, контролирующим их деятельность, является Росреестр. Порядок назначения финансового управляющего на дело следующий: при подаче заявления Должник указывает СРО, из членов которой должен быть назначен финансовый управляющий. Далее суд, назначив заседание по рассмотрению обоснованности заявления, направляет запрос в это самое СРО, а те, в свою очередь, направляют кандидатуру финансового управляющего на утверждение. После принятия решения (или определения) судом, в банкротное дело вступает финансовый управляющий и жизнь банкрота во-многом начинает зависеть от него. Сейчас в большинстве банкротных фирм есть "свои" финансовые управляющие, поэтому, зачастую, при подаче заявления в суд, всем известно, кто именно будет утвержден в качестве финансового управляющего. Кто именно утвержден указывается непосредственно в судебном акте.
2. Сильные стороны.
Сильные стороны финансового управляющего вытекают из прав, которыми наделен финансовый управляющий. В той же статье 213.9 ФЗ - 157 они и перечислены. Финансовый управляющий, после своего утверждения, полностью контролирует финансовые операции банкрота, выделяя последнему лишь прожиточный минимум. Также, основное полномочие, которое делает финансового управляющего влиятельной фигурой банкротства - это возможность анализировать имущество и сделки должника-банкрота. Это делается путем направления запросов в государственные органы (Росреестр, ГИБДД, ГИМС, ГОСТЕХНАДЗОР, РОСПАТЕНТ, ФНС и т.д.). Также он может провести опись имущества путем выезда по месту жительства должника, получать сведения о движении денежных средств из банков, проанализировать имущество и сделки супруга должника. Дополнительным полномочием является возможность истребования сведений у самого должника, который обязан их предоставить в строго определенные сроки. То есть, уже спустя пару месяцев с момента начала процедуры реализации имущества, финансовый управляющий будет обладать всеми данными, которые позволят ему определить дальнейший ход действий. Например, обнаруженная сделка в период подозрительности позволяет ему оспорить ее путем подачи соответствующего заявления в суд, а наличие имущества даст ему возможность начать его продажу. В то же время, подозрительное поведение должника в момент получения кредитов и займов даст возможность финансовому управляющему усмотреть наличие признаков преднамеренного или фиктивного банкротства. А это уже основание для дальнейшего неосвобождения от долгов. В настоящее время круг полномочий финансового управляющего имеет тенденцию расширения, так как законодателем внесен соответствующий законопроект в Федеральное Собрание РФ. При вступлении в силу этого законопроекта, прав у финансового управляющего в части запросов по супругам и несовершеннолетним детям должника будет больше, а гос.органы будут обязаны предоставлять ему всю запрашиваемую информацию. Также достаточно много прав у управляющего при взаимодействии с кредиторами (а если последние не активны, то сложно переоценить его фигуру в этом деле). И, основное, на что влияет финансовый управляющий - освободят должника от долгов или нет. То есть, финансовый управляющий уполномочен на направление финального отчета, где помимо анализа своей деятельности в рамках дела, предоставляет на обозрение суда ходатайство о применении или же неприменении правила об освобождении должника от дальнейшего исполнения обязательств. В 99 % судья принимает итоговую позицию финансового управляющего (да, он может неоднократно откладывать заседания, запрашивать дополнительную информацию, но итог преимущественно будет один). Поэтому, в деле о банкротстве я ставлю финансового управляющего выше судьи, так как последний выступает преимущественно арбитром и следит за тем, чтобы процедура банкротства прошла в рамках закона, но не включается в процедурные процессы, которые происходят в рамках любого дела.
3. Слабые стороны.
Как ни парадоксально, но факт остается фактом, любые слабые стороны финансового управляющего вытекают из его же прав и обязанностей, которыми его наделил законодатель. Их широкий круг свидетельствует о том, что он обязан ими пользоваться. А если он ими не пользуется, или пользуется, но недостаточно, то у других появляется возможность обжалования. Этим правом наделены не только кредиторы, но и должник. То есть, если Вы видите, что в рамках Вашего дела финансовый управляющий делает что-то неправильно (не в рамках закона) или НЕ делает то, что должен (бездействует), Вы можете это обжаловать. Для этого у Вас есть три контролирующих органа (их больше, но рассмотрим именно основные): СРО, членом которого является этот финансовый управляющий, Росреестр и Прокуратура. Первый орган наиболее бесполезный, так как СРО зачастую прикрывает деятельность своего финансового управляющего и после проведенной проверки ее комиссия выносит решение в его пользу. Второй орган наиболее действенный на данный момент. В Росреестре есть отдельный отдел по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций, которая и осуществляет рассмотрение Вашей жалобы на действия (бездействия) финансового управляющего. В случае обнаружения признаков нарушений, Росреестр подает в Арбитражный суд заявление о привлечении финансового управляющего к административной ответственности по ст. 14.13 КоАП РФ. Как видим из санкций данной статьи, финансовый управляющий может быть как предупрежден, так и дисквалифицирован. Решение о привлечении к административной ответственности принимает Арбитражный суд. А в случае дисквалификации он отстраняется от дела. Если уж и Росреестр не помог, то можно подавать жалобу в Прокуратуру, которая, в рамках контроля и надзора, так же ее рассмотрит. В то же время не запрещается подавать жалобы параллельно всем указанным контролирующим органам. Также финансовый управляющий ежегодно страхует свою ответственность, а чем больше жалоб на его действия (бездействия) поступают, тем выше сумма этой страховки. Основания для жалоб различны, к ним можно отнести несвоевременный перевод прожиточного минимума, необоснованное продление (затягивание) процедуры и т.д. Эти инструменты полезны, если финансовый управляющий явно ведет свою деятельность с уклоном на интересы кредитора (или свои собственные). Если же финансовый управляющий делает все в рамках закона, то Ваши жалобы не будут удовлетворены, поэтому важно иметь правильную правовую позицию и понимание происходящего. Таким образом, можем подытожить в рамках рассмотрения слабых сторон финансового управляющего, что какой бы влиятельной фигурой он ни был, есть все возможности на него влиять (естественно, в рамках правового поля).
Важно помнить, что с финансовым управляющим необходим прежде всего диалог, а не направление жалоб при первой возможности. Ведь жалобы могут не удовлетворить, а обида (как человеческий фактор) у финансового управляющего останется и даст ему возможность использовать все свои сильные стороны, которые были разобраны мной выше. При выборе сопровождающей Вас банкротной фирмы уточняйте и про финансовых управляющих, которые есть у них "в обойме".