«Мы то, что мы едим», – говорил Гиппократ.
Сразу поверить в это сложно. Человек смотрит на бутерброд и отказывается верить, что он и сам немного бутерброд. Однако это так. Поглощая пищу, мы поставляем организму кирпичики, из которых строится наше тело. Мы действительно состоим из тех кашек и пирожков, которыми нас кормила бабушка, из маминых борщей, из обстоятельных супружеских обедов и легких перекусов «на бегу». Более того, согласно данным научных исследований, то, что мы едим, оказывает прямое влияние на последовательность генов в нашем организме.
Поэтому еще с античных времен мыслители и философы призывали задуматься о том, что мы отправляем в рот. Многие выдающиеся люди были сторонниками умеренности в еде. Например, Платон, рассуждая в своих трудах об идеальном подданном государства, нередко говорил о важности правильно (т. е. с умом) питаться:
Первая и основная наша потребность – предоставление пищи для существования и жизни.
Он называл людей, замеченных в злоупотреблении едой, «праздными зверями, откормленными ленью», а также был уверен, что каждый человек должен подобрать для себя идеальную, индивидуальную диету, которая станет залогом здоровья и долголетия. Его учитель Сократ отличался более радикальным взглядом и считал, что самая полезная пищевая привычка – это аскеза, а «лучшая приправа к пище – голод».
Для древних спартанцев еда была вопросом не удовольствия, а выживания, и эта философия, по-видимому, помогла этому воинственному народу достичь такой организованности и дисциплины. Следуя этой традиции, римский философ и оратор Марк Туллий Цицерон утверждал, что:
Есть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались, а не подавлялись.
В середине XX века основным направлением философии стал экзистенциализм, главный представитель которого – Жан Поль Сартр. Название главного его романа – «Тошнота» – имеет заметную гастроэнтерологическую иллюзию. По мнению Сартра, продукты питания – это прежде всего символы, по которым можно создать портрет человека, а гастрономические предпочтения людей могут стать отличным материалом для психоаналитиков.
Современный философ, американский публицист Дэвид Каплан в книге «Философия питания» рассматривает тему еды в нескольких контекстах:
• еда как питание (объективно необходимое условие для нормальной работы организма);
• еда как природа (чем естественнее продукты, тем лучше);
• еда как культура (социальные, ритуальные и культурные функции питания – феномен гастрономических традиций разных народов, уходящих глубоко в историю);
• еда как социальное благо (распределение продуктов питания – основной общественный институт с первобытных времен и, если упростить экономику, до сих пор);
• пища как духовность (прецеденты, когда определенные блюда или продукты занимают центральное место в религиозных практиках);
• еда как желание (контраст между голодом и сытостью порождает психологические конструкты, заставляющие человека желать не только насытиться, но и испытать удовольствие от насыщения);
• еда как эстетический объект (задевает самые тонкие струны человеческой души, радует глаз, вкусовые рецепторы и ассоциируется с красивой жизнью).
По мнению Каплана, еда в нашем мире все чаще становится неким маркером морального вектора потребителя, потому что многие люди в мире голодают, тогда как другие наслаждаются деликатесами в лучших ресторанах.
Интересно узнать ваше мнение по поводу питания? Что для вас еда?