Найти тему

Онлайн маршрут по местам русского рока в Санкт-Петербурге

Маршрут на яндекс картах:

Навигатор онлайн: построение маршрута на карте — Яндекс Карты

Предисловие:

Информация может корректироваться, а так же её может становиться больше

:)

1. Юбилейный

На Петроградской стороне (проспект Добролюбова, 18) рядом со стадионом «Петровский» и станцией метро «Спортивная».

Дворец спорта «ЮБИЛЕЙНЫЙ» распахнул свои двери в 1967-м году. С конца 80-х и по сей день здесь проходит огромное количество выступлений отечественных и мировых рок-звёзд, а также музыкальных фестивалей.

Главная арена «ЮБИЛЕЙНОГО» вмещает более 7000 зрителей. На время концертов трибуны Дворца спорта заполняют меломаны, а хоккейное поле переоборудуется в танцевальный партер, иногда — с фан-зоной.

В 1991 году в «ЮБИЛЕЙНОМ» состоялся финальный этап 8-го ФЕСТИВАЛЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО РОК-КЛУБА, а в 2011 – был организован большой праздничный фестиваль в честь 30-летия ЛРК.

Среди тех, кто играл на сцене ДС «ЮБИЛЕЙНЫЙ»: SCORPIONS, SEX PISTOLS, NINE INCH NAILS, NIGHTWISH, KORN, APOCALYPTICA, MARILYN MANSON, АЛИСА, ДДТ, КИНО, ЮГО-ЗАПАД, АКВАРИУМ, АРИЯ, АГАТА КРИСТИ, КОРОЛЬ И ШУТ, СПЛИН и другие не менее влиятельные рок-деятели.

Также в числе крупных рок-фестивалей, когда-либо проходивших на территории «ЮБИЛЕЙНОГО»: ЧАРТОВА ДЮЖИНА, МЫ ВЫБИРАЕМ ЖИЗНЬ и РОК-ИММУНИТЕТ.

Особые отношения с ДС «ЮБИЛЕЙНЫЙ» сложились у группы АЛИСА. В 1987 году газета «Смена» опубликовала статью В. Кокосова, где говорилось, что во время концерта в «ЮБИЛЕЙНОМ» Константин Кинчев крикнул нацистское приветствие, исполняя одну из песен. Последовавшие на этой почве судебные разбирательства негативно отразились не только на деятельности группы, но и на статусе самого ДС. Однако в 1988 году экспертизе была представлена аудиозапись с концерта, свидетельствовавшая о том, что ничего подобного Кинчев не делал. В связи с этим с артиста сняли обвинение, а редакция «Смены» принесла извинения на страницах издания. В 2007 году коллектив отпраздновал 20-летие этого инцидента программой «АЛИСА с косой чёлкой», отыграв в «ЮБИЛЕЙНОМ» ретроспективное шоу.

Мрачной страницей в истории Дворца спорта «ЮБИЛЕЙНЫЙ» стало убийство Игоря Талькова 6 октября 1991 года, произошедшее незадолго до предполагаемого выхода артиста на сцену. Об этом напоминает мемориальная доска с надписью: «Вечная память погибшему за Россию поэту, певцу и композитору Игорю Талькову от русского народа и русской партии», установленная на фасаде здания. Почти ежегодно 6 октября на ступенях дворца спорта устраивает выступления памяти своего отца Игорь «МИРИМИР» Тальков-младший.

22 июля 2013 года в «ЮБИЛЕЙНОМ» состоялась гражданская панихида по лидеру группы КОРОЛЬ И ШУТ Михаилу Горшенёву, чьи концерты проходили здесь с неизменным аншлагом.

2. Камчатка

Улица Блохина 15.

«Камчатка» — народное название угольной котельной на улице Блохина, д. 15 в Санкт-Петербурге, получившей известность благодаря работе в ней легендарного рок-музыканта Виктора Цоя, предводителя группы «Кино»; котельная после его смерти стала местом «паломничества» поклонников. Цой работал в ней в должности кочегара с осени 1986 по 1988 год

Гитаристом группы «Кино», Алексеем Рыбиным, была написана одноимённая книга, повествующая о «Камчатке», её завсегдатаях и значении для русского рока.

Котельная «Камчатка» стала центром паломничества огромного количества людей, в основном, молодёжи из разных городов и весей, практически со всей территории бывшего теперь Советского Союза. То паломничество продолжается и по сию пору. Так, невольно, котельная «Камчатка» приобрела статус мемориала.

— Алексей Рыбин «Это сладкое слово — Камчатка»

Сергей Фирсов и Виктор Цой устроились работать в эту котельную осенью 1986 года, оба они были приняты на должность кочегаров.

Со временем в «Камчатку» пришли работать такие не менее важные для русского рока личности, как Александр Башлачёв, Святослав Задерий, Андрей Машнин и другие.

Котельная была местом неофициальных концертов, чему способствовало отдельное расположение её здания.

Также здесь в 1987 году происходили съёмки фильма «Рок». В интервью, данном в фильме, Виктор Цой, подкидывая уголь в топку, сказал следующее: «Я просто чувствую себя свободным. Совершенно свободным».

Сейчас «Камчатка» — клуб-музей Виктора Цоя.

В 2006 году дом, в котором размещается музей (здесь представлены личные вещи Цоя — в частности, его гитара, приобретённая им ещё в 1970-х годах), был передан из муниципальной собственности частной фирме ЗАО «Градостроитель Санкт-Петербурга», которая планировала снести дом, а на его месте построить дорогую гостиницу. В мае 2007 года общественность Санкт-Петербурга и представители молодёжных левых движений добились сохранения музея.

У «Камчатки» есть директор — Сергей Фирсов, работавший там вместе с В. Цоем. «Камчатка» является клубом, где постоянно выступают различные рок-группы.

В декабре 2013 года вновь появилась информация о возможном сносе здания в связи с признанием его аварийным. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Лавленцев пообещал здание не сносить.

3. ДК имени Кирова

Большой проспект, ВО 83.

В одном из помещений ДК им. Кирова с 1998 г. по 2003г. находилась репетиционная точка группы "Король и Шут". Здесь велась работа над альбомами "Камнем по голове", «Акустический альбом», «Герои и злодеи». Также здесь проводились и некоторые фотоссесии самого коллектива.

На данный момент в ДК до сих пор есть комната, которая когда-то была реп точкой, но она заброшена и закрыта для свободного посещения. Находится на 7 этаже (на 5-ом стоит преграда), на лестнице с самого правого входа (там находится реклама пространства "Просто").

Если туда прийти можно максимум увидеть потолок, стены и лестницу, где раньше ходили музыканты. Так же можно попробовать спросить у охранников проход или ключ, но не могу точно сказать впустят или нет. Сама не пробовала. На крайний случай можно посмотреть видео, где полностью показана данная точка :)

(Данное видео находится чуть ниже фотографий)

4. TamTam

Малый проспект Васильевского острова, 49.

Бывший петербургский рок-клуб, существовавший с 1991 года по 1996 год. Основатель клуба — бывший виолончелист рок-группы «Аквариум» Всеволод Гаккель — посетил знаменитый нью-йоркский клуб CBGB и решил открыть аналогичный в Санкт-Петербурге. Клуб копировал уже упомянутый CBGB во всём, в частности идея «панковских» четвергов была скопирована с воскресных Punk/Hardcore Matenees, которые проводились в CBGB. До 1994 года единственный петербургский рок-клуб западного образца

На сцене заведения «родилось» множество жанрово разнообразных музыкальных коллективов — «Король и Шут», «Югендштиль», «Последние танки в Париже», «Сказы леса», «Нож для фрау Мюллер», Markscheider Kunst. Центральной фигурой сцены клуба «TaMtAm» стал Эдуард Старков со своей командой «Химера». Основным критерием вступления в клуб было то, что группа не должна была находиться под влиянием так называемого «русского рока». Само заведение напоминало сквот, где музыканты и посетители сами участвовали в поддержании нормального функционирования клуба

Помещение клуба оформил культовый художник, шаман и татуировщик Алексей Михеев, разработавший свой уникальный стиль росписи

В разное время в клубе выступали такие группы, как «Автоматические удовлетворители», «АукцЫон», «Вибратор», «Джан Ку», «Кенгуру», «Кирпичи», «Маррадёры», «Машнинбэнд», Military Jane, «The Пауки», «Пупсы», «Револьвер», Scang, Spitfire, «Сплин», Tequilajazzz, Wine и другие.

В середине 1990-х годов репутация клуба была сильно подпорчена из-за постоянных драк на концертах, фактически открытой продажи тяжёлых наркотиков и постоянных рейдов милиции, которая безо всяких причин избивала посетителей клуба. В 1996 году здание клуба было продано некоей коммерческой структуре, что вызвало протесты общественности и ряд митингов в защиту клуба. Тем не менее 22 апреля 1996 года клуб был закрыт, так как его создатели больше не были заинтересованы в его дальнейшем существовании, несмотря на весомую популярность этого клуба в городе и даже в мире.

Несмотря на своё недолгое существование, сцена клуба породила целую плеяду влиятельных альтернативных музыкальных коллективов, которых до сих пор обозначают термином «поколение TaMtAm’а», а сам клуб стал отправной точкой для последующего создания похожих заведений в Санкт-Петербурге и Москве, значительная часть которых представляла собой коммерческие проекты, что являлось прямой противоположностью DIY-идеологии клуба «TaMtAm».

Клуб довольно быстро приобрел культовый статус, поскольку долгое время был единственным местом, где могли выступить молодые музыканты.

В клуб приходила разная публика от художников авангардистов и хиппи, до скинхедов. Из-за присутствия представителей разных, иногда враждующих, субкультур в клубе и во дворе часто бывали драки. Правоохранительные органы, которых подчас трудно отличить от бандитов, запущенный грязный город, на улицах страшно — эта атмосфера не могла не проникнуть в такой радикальный клуб, как «Тамтам». Всеволод Гаккель пытается навести хоть какой-то порядок, для групп, провоцирующих хаос, он объявляет каникулы, то есть запрещает на некоторое время выступать Клуб очень сильно напоминал сквот: жили здесь неизвестно какие люди, с этой недвижимости не получали прибыль, это была такая нонпрофитная организация

Клуб закрылся быстро — спустя пять лет. Молодые люди, музыканты и тусовщики пытались бороться, делали сбор подписей. Но все было зря. Однако, несмотря на закрытие, клуб запомнился в памяти отечественной культуры не только опасными концертами, но и формированием новых музыкальных коллективов, которых впоследствии окрестили «поколением „ТамТама“»

5. Castle Rock

Лиговский проспект, д. 47.

Старейший в России, крупнейший в Европе, "Castle Rock" (или «Костыль», как его прозвали в народе) — не просто магазин, но место для неформальных тусовок. Сюда интересно прийти не только в поисках диска любимой группы или новинок, здесь можно просто встретиться с друзьями, поболтать, поглазеть на рок-сокровища в витринах и приобщиться к легендам, ведь «Кастыль» - своего рода музей, наподобие «Зала славы рок-н-ролла».

Здесь в витринах выставлены отпечатки ладоней, личные вещи, автографы и сувениры, обязанные своим появлением, скажем, Владимиру Холстинину и Виталию Дубинину («Ария»). Звезд отечественного рока можно увидеть и вживую: не только на многочисленных автограф-сессиях, организованных с легкой руки всесильного хозяина «Кастыля» Леонида Фридмана, лично знакомого с многими «светилами», но и запросто, как рядовых покупателей, в процессе присматривания себе очередной вещички.

Алексей Горшенев («Кукрыниксы»), Артур Беркут, Сергей Маврин, Илья Черт («Пилот»), Князь и Горшок («Король и Шут»), Юрий Шевчук, Борис Гребенщиков - кто только не спускался в таинственные глубины старинного питерского подвала! А некоторые завсегдатаи магазина клянутся, что собственными глазами видели и зарубежных звезд, например, Яна Гиллана и Тило Вольфа. Кто его знает, всякое может случиться, все-таки «Кастыль» - не замок с привидениями, туда приходят вполне реальные люди.

6. Реалии русского рока

Пушкинская улица, д. 10.

Музей «Реалии Русского Рока» в Санкт-Петербурге создан, буквально по крупицам, музыкантом, писателем, путешественником и просто философом Владимиром Рекшаном.

В 1991 году в Ленэкспо прошла грандиозная выставка «Реалии Русского Рока», собравшая огромное количество экспонатов, от которых, на данный момент, почти ничего не осталось. В чем-то подобное исчезновение — процесс естественный. Проходят эпохи, исчезают империи, забываются тираны. Остаются книги и музеи. Необходим и музей, посвященной русской рок-музыке.

В петербургском Арт-Центре «Пушкинская-10», в галерее «Navicula Artis» с 16 февраля по 17 марта 2013 года с большим успехом прошла тестовая выставка.

Посетители «Реалий Русского Рока» смогли увидеть и настоящие пленки знаменитой студии «АНТРОП», и предметы, связанные с творчеством С. Курехина, и предметы сценического быта прославленной группы «Санкт-Петербург» и музыкальные инструменты великого «Наутилуса», а также самодельные гитары 60-х, и много других реалий.

7. Грибоедов клуб

Воронежская улица, д. 2.

Слова Медведева (Денис Медведев – учредитель, композитор и музыкант):

“Мы много ездили по разным странам и обнаруживали, что везде есть веселье, а у нас в Советском Союзе – ни фига. Кроме техно-клуба «Тоннель», ничего. А так как мы рок-музыканты, хотелось чего-то другого. Первое, что мы сделали, – открыли бар «Нора». Пошло очень хорошо, и мы решили открыть большой клуб.”

“В 1996 году я вместе со своей питерской группой «Колыбель» выступал на сцене Pepsi Sziget, где также были Дэвид Боуи, Faith No More, Prodigy и еще десятка два названий великих групп, — вспоминает Михаил Егоров. — Определенных высот мы точно добились. И здесь в 1990-е годы вели совместную деятельность с «Самолетами» — репетировали на Пушкинской, 10. Это была яркая жирная туса — бурлящий конгломерат того, что называлось новой волной питерской клубной музыки.”

Егоров Евгений ( Российский певец, актер. Вокалист группы «Эпидемия») продолжает рассказывать о рождении «Грибыча», как его ласково называют завсегдатаи: «Через год мы из “Норы” свалили и начали строить другой клуб. И еще через год с небольшим мы, собственно, уже открывали “Грибоедов”. Его открытия просто ждали люди в городе — тогда была патимания. А назывались мы “Прогрессивная компания Два самолета” — эффект был достигнут ожидаемый: даже не мы говорим про клуб, а про нас говорят — мы ведь были участниками лучших коллективов этого города, общение было обширным. (“Грибоедов” никогда не рекламировался, хотя приходили и спрашивали, хотим ли мы рекламу — мы узнавали, сколько это стоит: “Идите вы, не нужна… ” Писать-то было все равно не о чем — значит, напишут о нас, ведь “Грибоедов” был явлением культуры, такого никогда и нигде не было, да и не будет — в 1990-е только начинались наша свобода, наше счастье и наше веселье”, — добавляет Белянкин.) Мы делали в нашем клубе, что и как хотели. Все приходили, даже не зная, что там будет — лучшие диджеи всегда появлялись в “Грибоедове”. Клубный прорыв был суперприбыльным делом, но было огромное количество обстоятельств, которые могли прервать твой успех, как со стороны госструктур, так и со стороны “соседей”, когда они вдруг пришли и сказали, что это их. Времена лютые были.

8. Ленинградский рок-клуб

Улица Рубинштейна, 13

Ленинградский рок-клуб или ЛенРокКлуб — советская общественная и концертная организация, созданная 7 марта 1981 года в Ленинграде и просуществовавшая до начала 1990-х годов.

Ленинградский рок-клуб, располагавшийся по адресу ул. Рубинштейна, дом 13, не был тем типичным рок-клубом, какие существовали тогда на Западе (а с недавних пор — и в России). Он скорее был похож на своего рода смесь ДК (с залом на 200 мест) с Союзом композиторов со своей системой членства. Во главе клуба стоял избранный музыкантами совет, в клубе также был свой устав и статус. Возглавлял рок-клуб президент: с 1981 по 1982 — Геннадий Зайцев, с 1982 — Николай Михайлов.

Годы существования рок-клуба оставили довольно яркий след в истории отечественной рок-музыки, многие группы, некогда там выступавшие, стали знаменитыми и культовыми, а некоторые и до сих пор с успехом продолжают свой творческий путь.

Первые попытки объединения ленинградских музыкантов для упорядочивания концертной деятельности относятся к 1970—1971 году. С 1973 года инициатива легализации рок-клуба в общей сложности появлялась четырежды.

Объединение с профсоюзами, которым принадлежал «Ленинградский межсоюзный дом самодеятельного творчества» (ЛМДСТ), позволяло законно организовывать концерты и избегать внимания органов правопорядка. Областной совет профсоюзов выделил 15 тыс. руб. на аппаратуру. Был организован механизм «литования» текстов песен, за который отвечала журналистка Нина Барановская. В клубе проводились семинары по рок-эстетике, рок-поэзии, работала студия ритма

7 марта 1981 года в зале ЛДМСТ состоялся первый концерт «ЛенКлуба Любителей Музыки», в котором приняли участие «Пикник», «Россияне», «Мифы» и «Зеркало». Этот день считается датой основания рок-клуба, однако «Рок-клубом» он стал называться только с 1982 года, когда наиболее «революционно» и свободомыслящих организаторов клуба администрация удалила из КЛМ. Вскоре был избран новый совет, во главе которого встал Николай Михайлов.

Впрочем, рок-клуб занимался не только чисто концертной деятельностью, но даже организовывал фестивали. На фестивале группа должна была представить публике и жюри новую программу. Первый из них случился в 1983 году, с тех пор и до закрытия рок-клуба он проводился ежегодно. Именно в то время рок-клуб открыл такие группы как «Кино», «Алиса», «Телевизор», «Поп-механика» и др., которые впоследствии стали классикой русского рока.

Однако, в то же время наступившая перестройка дала и отрицательный результат для рок-клуба. Так, главные «звёзды» рок-клуба, «Кино» и «Алиса», во второй половине 1980-х перебрались в Москву и более того, рок-музыканты всё больше предпочитали большие концертные площадки клубу. В октябре 1988 года прошло последнее общее собрание рок-клуба, после чего рок-клуб как объединение независимых музыкантов фактически прекратил существование, а на его территории появился молодёжный музыкальный центр «Ленинградский Рок-клуб», ставший преемником старого рок-клуба

В 1990-е годы в связи с распадом СССР и экономическими реформами рок-клуб стал уступать место маленьким рок-клубам западного образца с одной стороны и дискотекам, рейвам и ночным клубам — с другой. В декабре 1995 года был проведён IX фестиваль рок-клуба, а в ночь с 29 на 30 марта 1996 года в Гигант-Холле состоялся концерт, посвящённый 15-летию клуба. Тем не менее, по словам Инны Волковой: «…в 90-е Ленинградский рок-клуб уже не был таким восхитительным, со смешными правилами вступления, над которыми все время хохотали, но и исполняли их строго. <…> Правила стали куда-то деваться, потому что расхлябанность, которая началась в стране, и там тоже брала свои права. Люди уже не вступали в рок-клуб, а вываливались из этой сетки, потому что можно было жить шире и свободнее». Не могла добавить симпатий рок-клубу и обнародованная информация о патронаже КГБ.

9. ДК Невский

Проспект Обуховской Обороны, д. 32

Так получается в жизни, что все - не вечно, и всему старому когда-нибудь настает конец. Именно этот конец и настал знаменитому в Санкт-Петербурге дворцу культуры "Невский". Не побоюсь этого слова, гигантское по своим масштабам здание, расположенное на набережной Невы, заброшено вот уже много лет. Находясь без охраны, оно постепенно разворовывается и совсем скоро будет снесено. На его месте появится новый жилой комплекс, как это обычно и бывает.

В составе авторского коллектива был ещё арх. Лукьянов, которому и пришлось вести авторский надзор за строительством объекта в 1968-1972 гг. (после смерти Е. А. Левинсона в 1968 г., и перехода Ю. И.Земцова в институт "Гипроторг"). Лукьянов также, работая в 10 мастерской Ленпроекта у И. И.Фомина, разрабатывал интерьеры зрительного зала ДК Невский с его оригинальным подвесным потолком, и интерьер двусветного фойе.

Первый проект ДК был создан под руководством Е. Левинсона в 1953-1954 гг. Здание было спроектировано в стиле сталинского ампира, напоминало Биржу на стрелке ВО.

Строительство, тогда Клуба Невского завода, началось, но было приостановлено на десятилетие. Строительство возобновилось по новому проекту, с использованием ранее заложенного фундамента.

Сразу после открытия дворец стал центром неформальной культуры Ленинграда. 10-20 сентября 1975 года именно здесь прошла вторая разрешенная властями выставка неофициальных неформальных художников. В ней участвовало 88 художников. В зал пропускали ограниченное количество человек, поэтому у ДК стояли огромные очереди.

Тогда выставка стала второй и последней.

Зайдя внутрь, тяжело себе представить, но именно здесь проходили все концерты музыкального андеграунда. В 1981 году здесь был образован Ленинградский рок-клуб, а уже 4 мая 1981 года в зале дворца культуры прошел первый крупный концерт, в котором участвовали такие знаменитые группы, как Аквариум, Пикник, Мифы и Дилижанс.

Когда то давно, в 1980-е году, здесь выступала группа Кино с Виктором Цоем, Алиса с Константином Кинчевым и Аукцыон с Олегом Гаркушей. Без преувеличения, можно точно сказать, что именно здесь зарождался тот самый русский рок, который мы слышим сейчас.

В 1986 году здесь прошел фестиваль рок-групп, после чего до середины 90-х годов во дворце работали кружки, а до начала нулевых проходили дискотеки.

В таком подвешенном состоянии "Невский" проработал примерно до 2015 года, после чего оказался законсервирован и даже охранялся некой охраной, которая, по всей видимости, и сама внесла немалый вклад в разграбление данного памятника истории.

В конце 2021 года здание окончательно было брошено на произвол судьбы, исчезла хоть какая-то охрана, камеры были отключены, а двери в ДК открыты всем желающим. Творческая местная молодежь вновь ринулась в ДК и предпочла распивать внутри различные напитки, рисовать на стенах и ломать все, что можно.

Литература:

· Книги А. Балунова «Король и шут: между Купчино и Ржевкой», «Король и шут: бесконечная история»

· https://rock-guide.ru/post/62b087cd2c16a36c5cd85647

·https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%B0_(%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F)#:~:text=

· https://ru.wikipedia.org/wiki/Tamtam_(%D1%80%D0%BE%D0%BA-%D0%BA%D0%BB%D1%83%D0%B1)

· https://vk.com/clubtamtam

· https://steeper.fandom.com/ru/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%BA-%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD_Castle_Rock

· http://rekshan.ru/realrusrock/

·https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%BE%D0%BA-%D0%BA%D0%BB%D1%83%D0%B1

· https://www.sobaka.ru/photo/nightlife/49979

· https://dzen.ru/a/YjcmxIGKGhDOwhLi

· https://www.citywalls.ru/house2452.html