Найти в Дзене

«Трёхгрошовая опера» (Die Dreigroschenoper)

«Трёхгрошовая опера» (Die Dreigroschenoper)
Год: 1931
Страна: Германия
Жанр: #комедия, #драма, #мюзикл
Режиссёр: Георг Вильгельм Пабст
КП: 7.2
IMDB: 7.2 «Трёхгрошовая опера» — это остроумная, саркастическая и беспощадная экранизация культовой пьесы Бертольта Брехта, воплощённая на экране режиссёром Георгом Вильгельмом Пабстом. Это фильм, который с особой чёткостью обнажает безнравственность общества и по-новому ставит вопросы о морали, справедливости и истинной природе власти. Сохраняя основные элементы и атмосферу оригинального спектакля, картина привносит дополнительные слои с помощью мастерской операторской работы, великолепного актёрского ансамбля и музыкального сопровождения, превращая зрителя в своего рода участника, втянутого в причудливую игру с социальной сатирой. Сюжет разворачивается в бедных районах Лондона, где процветают преступность и отчаяние, а закон существует лишь на бумаге. Главный герой фильма, бандит и соблазнитель Мэкки-Нож, наслаждается статусом «хозяина города»

«Трёхгрошовая опера» (Die Dreigroschenoper)
Год: 1931
Страна: Германия
Жанр: #комедия, #драма, #мюзикл
Режиссёр: Георг Вильгельм Пабст
КП: 7.2
IMDB: 7.2

«Трёхгрошовая опера» — это остроумная, саркастическая и беспощадная экранизация культовой пьесы Бертольта Брехта, воплощённая на экране режиссёром Георгом Вильгельмом Пабстом. Это фильм, который с особой чёткостью обнажает безнравственность общества и по-новому ставит вопросы о морали, справедливости и истинной природе власти. Сохраняя основные элементы и атмосферу оригинального спектакля, картина привносит дополнительные слои с помощью мастерской операторской работы, великолепного актёрского ансамбля и музыкального сопровождения, превращая зрителя в своего рода участника, втянутого в причудливую игру с социальной сатирой.

Сюжет разворачивается в бедных районах Лондона, где процветают преступность и отчаяние, а закон существует лишь на бумаге. Главный герой фильма, бандит и соблазнитель Мэкки-Нож, наслаждается статусом «хозяина города», практически не сталкиваясь с угрозой правосудия. Его циничное восприятие мира позволяет ему мастерски играть на человеческих слабостях. Прямо на глазах у полиции он ухаживает за Полли Пичем, дочерью короля лондонских нищих. Их свадьба становится своего рода театром абсурда: воры и мошенники устраивают церемонию в заброшенном складе, украшая его награбленными вещами, а «благословение» даёт трусливый пастор Кимбл. Уникальная атмосфера сцены — это сама жизнь, грубая и правдивая, где каждый персонаж со своими мотивами воплощает ту или иную сторону порока.

Актер Рудольф Форстер и актер Райнхольд Шюнцель в фильме Георга Вильгельма Пабста «Трёхгрошовая опера» (Die Dreigroschenoper)
Актер Рудольф Форстер и актер Райнхольд Шюнцель в фильме Георга Вильгельма Пабста «Трёхгрошовая опера» (Die Dreigroschenoper)

Режиссёр воплотил на экране конфликт между высокомерием и бессилием власти. Чиновники, во главе с начальником полиции Брауном, оказываются неспособны поймать опасного преступника, поскольку их внимание рассеяно и сосредоточено на поддержании видимости порядка. Противопоставление в фильме предельно простое, но благодаря виртуозной работе режиссёра и съёмочной группы его акценты поражают зрителя неожиданной точностью. Ироничные и сатирические «зонги», исполняемые уличным певцом (в роли Эрнст Буш), создают дополнительный эффект отчуждения и напоминают зрителю, что история Мэкки и Полли — это лишь часть большого и бессмысленного спектакля.

«Трёхгрошовая опера» также воплощает идею социальной несправедливости через фигуру самого Пичема, организатора нищих, который символизирует капитализм в его крайних проявлениях. С помощью нищих он не только управляет городом, но и строит свою собственную империю, противостоя империи Мэкки. Этот симбиоз бандитизма и бизнеса раскрывает суть системы, где общественный порядок и законы представляют собой инструмент в руках тех, кто стремится к власти. В этом отношении Пабст следует идеям Брехта, показывая, что истинное зло — это не столько индивидуальные поступки героев, сколько сами условия, их порождающие.

Кадр из фильма «Трёхгрошовая опера» (Die Dreigroschenoper)
Кадр из фильма «Трёхгрошовая опера» (Die Dreigroschenoper)

Фильм, несмотря на политические и художественные разногласия, сохраняет остроту и актуальность. Более того, экранизация «Трёхгрошовой оперы» обрела своё место в мировом киноискусстве, став в 1931 году победителем в номинации «Лучший зарубежный фильм» по версии Национального наблюдательного совета. В дальнейшем фильм был включён в программы Берлинского международного кинофестиваля в 1997 году и кинофестиваля в Локарно в 1966 году, что подтверждает его ценность как произведения, глубоко трогающего зрителя и привлекающего к себе внимание киноведов и зрителей по сей день.

Смотреть необходимо, чтобы не только понять стилистику и уникальность фильмов эпохи Веймарской республики, но и увидеть, как искусство становится мощным оружием критики и изменения общества.

После ознакомления с фильмом «Трёхгрошовая опера» 1931 года, рекомендую Вам погрузиться в обсуждение другого выдающегося произведения Георга Вильгельма Пабста — «Ящик Пандоры» 1929 года. В этой статье вы сможете расширить свои знания о режиссёрском мастерстве Пабста и его вкладе в историю немого кинематографа.