Найти тему
Aristologia

Архитектурный ликбез. Поговорим об архитектурных ордерах

Оглавление

Редкое историческое здание можно описать, не упомянув «колонны такого-то ордера». Что же это за зверь такой – архитектурный ордер - и как их различать? Давайте разбираться.

Архитектурный ордер придумали древние греки для своих древнегреческих храмов.

Они взяли архитектурные элементы, которые придумали до них в Египте (например, колонны) или Малой Азии, и соединили их в четкую систему с выверенными пропорциями.

Само слово ордер означает порядок, строй. Его ввел в обиход уже римский архитектор Витрувий, автор знаменитого трактата «Десять книг об архитектуре», который издается до сих пор.

Архитектурный ордер – это определенное сочетание несущих (вертикальных) и несомых (горизонтальных) частей строечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка.

Несущий элемент – это колонна, состоящая из капители, ствола и базы. Несомый элемент – это антаблемент, состоящий из архитрава, фриза и карниза.

Мы не будем останавливаться сейчас на несомых частях ордера, потому что его самой и яркой и характерной чертой, безусловно, является часть несущая, то есть колонна.

Колонна – самый важный и выразительный элемент древнегреческой архитектуры – получила такую интерпретацию и такое масштабное соотношение со зданием и со зрителем, что ее стали сравнивать с образом человека. Известно, что знаменитый древнеримский архитектор и теоретик Витрувий сопоставлял дорические колонны с мужчиной, ионические – с женщиной, коринфские – с юной девушкой.
Каннелюры – желобки, вертикально идущие по поверхности колонны, сопоставимы со складками драпированных древнегреческих одежд, а небольшое утолщение в средней части ствола колонны (энтазис) можно сравнить с набухшими от напряжения мышцами. Не случайно их могли заменять статуи атлантов (мужские) и кариатид (женские) соответственно.
«Архитектура. Искусство понимать». Марина Яровая

Классическая греческая архитектура знала три основных ордера – дорический, ионический, коринфский. В дальнейшем к ним прибавилось еще два – композитный и тосканский.

-2
-3

Давайте быстренько пробежимся по каждому из них.

Дорический ордер

-4

Самый старый ордер – дорический, поэтому с него и начнем. Дорический орден прост и брутален, как спартанский воин. Этот ордер архитекторы называли «мужским», потому что считалось, что дорический ордер соответствует пропорциональному построению обнажённого мужского тела.

Его колонна массивна и состоит из каменных цилиндров, или барабанов, положенных один на другой. Чтобы разрывы между барабанами были не так заметны, на них наносили продольные желобки – каннелюры – которые создавали вертикаль. В дорическом ордере они врезались не очень глубоко, образуя острые грани.

Внешний и внутренний вид развалин храма Посейдона в Пестуме. V в. до н.э. Иллюстрация из книги Огюста Шуази "Всеобщая история архитектуры"
Внешний и внутренний вид развалин храма Посейдона в Пестуме. V в. до н.э. Иллюстрация из книги Огюста Шуази "Всеобщая история архитектуры"

Греческий дорический ордер – самый массивный из ордеров, соотношение высоты колонны к толщине – от 4:1 до 6:1.

Дорическая колонна лишена базы и стоит прямо на стилобате.

Стилобат в античной архитектуре - верхняя плоскость объёмного цоколя, на которой водружали стены, колонны, пилоны античных построек.

Антаблемент дорического ордера также массивен, его высота составляет четверть высоты колонны.

Антаблемент – одна из основных частей архитектурного ордера, его верхний, несомый компонент. Делится по горизонтали на три части: архитрав, фриз и карниз. Грубо говоря, антаблемент – это все, что лежит на колоннах.

Фронтоны храмов нередко украшались скульптурами и рельефами. Сюжетом рельефов обычно были мифы об эллинских богах и героях. Помним, что все это было очень яркое, раскрашенное, с преобладанием красных и синих цветов.

Рельефы и декор Парфенона. Реконструкция. 1836 г. Иллюстрация из книги Огюста Шуази "Всеобщая история архитектуры"
Рельефы и декор Парфенона. Реконструкция. 1836 г. Иллюстрация из книги Огюста Шуази "Всеобщая история архитектуры"
Храм богини Афайи на острове Эгина. Реконструкция. 1906 г. Иллюстрация из книги Огюста Шуази "Всеобщая история архитектуры"
Храм богини Афайи на острове Эгина. Реконструкция. 1906 г. Иллюстрация из книги Огюста Шуази "Всеобщая история архитектуры"

Примеры дорического ордера.

-8
Северо-восточный портик Парфенона в разрезе. Афины. 447-438 гг. до н.э. Иллюстрация из книги Огюста Шуази "Всеобщая история архитектуры"
Северо-восточный портик Парфенона в разрезе. Афины. 447-438 гг. до н.э. Иллюстрация из книги Огюста Шуази "Всеобщая история архитектуры"
Фронтальный вид дорического храма Зевса в Олимпии. IV в. до р.э. - II в. н.э. Реконструкция. Иллюстрация из книги Огюста Шуази "Всеобщая история архитектуры"
Фронтальный вид дорического храма Зевса в Олимпии. IV в. до р.э. - II в. н.э. Реконструкция. Иллюстрация из книги Огюста Шуази "Всеобщая история архитектуры"
Фредерик Эдвин. Парфенон. 1871 г.
Фредерик Эдвин. Парфенон. 1871 г.
Храм Конкордии (Деметры) в Акраганте. 430 г. до н.э. Иллюстрация из книги Огюста Шуази "Всеобщая история архитектуры"
Храм Конкордии (Деметры) в Акраганте. 430 г. до н.э. Иллюстрация из книги Огюста Шуази "Всеобщая история архитектуры"
Мемориал принцессы Дианы в поместье Элторп
Мемориал принцессы Дианы в поместье Элторп
Вход в Галерею королевы в Буингемском дворце, оформленный в виде дорического портика
Вход в Галерею королевы в Буингемском дворце, оформленный в виде дорического портика

Ионический ордер

Храм Ники Аптерос на Афинском Акрополе. Архитектор Калликрат. 427-424 гг. до н.э. Иллюстрация из книги Огюста Шуази "Всеобщая история архитектуры"
Храм Ники Аптерос на Афинском Акрополе. Архитектор Калликрат. 427-424 гг. до н.э. Иллюстрация из книги Огюста Шуази "Всеобщая история архитектуры"

Ионический ордер более лёгкий и изящный, чем дорический. Возводя храмы ионического ордера, греки заимствовали пропорции женской фигуры. Ионическая колонна намного стройнее дорической: соотношение ее высоты к толщине 1:8.

Ионическая колонна устанавливалась на основание - базу, которая состояла из круглых дисков, разделенных желобками. Количество каннелюр на стволе больше, чем в дорических (до 24), сами желобки глубже и разделяются плоскими участками.

Эрехтейон на Афинском Акрополе. 421-406 гг. до н.э. Реконструкция Иллюстрация из книги Огюста Шуази "Всеобщая история архитектуры"
Эрехтейон на Афинском Акрополе. 421-406 гг. до н.э. Реконструкция Иллюстрация из книги Огюста Шуази "Всеобщая история архитектуры"

Наиболее характерной деталью этого ордера является капитель со спиралевидными волютами, располагающимися по две пары на каждой капители.

-17

Ионический ордер олицетворял красоту и грацию женщины: выпуклые каннелюры напоминают складки спадающих вниз женских одежд, а завитки капители -искусно убранные женские волосы.

Храмы ионического ордера, как правило, было гораздо богаче и изысканнее декорированы, чем дорические.

Элементы ионического ордера часто использовались в русской усадебной архитектуре.

Примеры ионического ордера.

Коринфский ордер

-19

Коринфский ордер – самый молодой из классических и самый изящный. Он имеет стройные пропорции 1:9.

Памятник Лисикрата в Афинах с фрагментом фриза и капителью. Реконструкция XIX в.  Иллюстрация из книги Огюста Шуази "Всеобщая история архитектуры"
Памятник Лисикрата в Афинах с фрагментом фриза и капителью. Реконструкция XIX в. Иллюстрация из книги Огюста Шуази "Всеобщая история архитектуры"

Коринфская колонна отличается особой грациозностью, ее увенчивает капитель, обильно украшенная резными листьями аканта.

-21

В Греции коринфский ордер не нашел широкого применения, но зато активно использовался в архитектуре Древнего Рима.

Примеры коринфского ордера.

-22
Казанский собор в Санкт-Петербурге
Казанский собор в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Усадьба Ярополец Гончаровых
Усадьба Ярополец Гончаровых

Тосканский ордер

-26

Тосканский ордер – это такая римская вариация дорического ордера, поэтому его даже иногда называют римско-дорическим.

Колонна тосканского ордера чуть более изящна по пропорциям, чем дорическая, не имеет каннелюр, то есть абсолютно гладкая, и у нее есть база, представляющая собой наложенные друг на друга диски разного диаметра.

-27

Этот ордер был широко распространён в России с первой четверти XVIII до середины XIX века и часто использовался в архитектуре русских усадеб.

Примеры тосканского ордера.

-28

Композитный ордер

Композитный, или сложный ордер представляет собой синтез ионического и коринфского ордеров. Это больше всего заметно по капители – тут и волюты, и листья аканта. По принципу «надела все лучшее сразу: и ракушечки, и листочки». На мой взгляд, гармония при этом теряется.

-29

Самым старым образцом композитного ордера считается Арка Тита в Римском форуме, построенная около 82 г. н.э.

-30

Примеры композитного ордера.

-31
-32
-33

Самый наглядный пример использования трех основных архитектурных ордеров: Римский Колизей. Здесь дорический, ионический и коринфский ордеры представлены очень последовательно и логично. Внизу у него – колонны дорического ордера – самого старого и «сильного» - они как бы держат все здание, второй этаж представлен колоннами ионического ордера – более изящными и с завитушками, а третий этаж создают утонченные коринфские колонны с корзинкой из аканта на капители.

-34

Ордер в своем строгом понимании применим именно к открытым греческим храмам. То есть весь храм или его значительная часть представляет собой олицетворение ордера. Уже в римской архитектуре, а тем более позже, элементы ордера использовались в качестве архитектурного декора. Очень часто портиком какого-либо ордера оформляли вход во дворец, усадьбу или еще какое-нибудь внушительное здание.

Архитектурный ордер – это всегда про величественное, высокое и грандиозное. Архитектурный ордер в обычном доме или, боже упаси, в квартире – это всегда про дурной вкус.

И в завершение – шпаргалка!

Чтобы определить архитектурный ордер, смотрим на капитель (оформление верхней части) колонны.

Если все гладенько – дорический или тосканский.

Если ракушка – ионический.

Если «корзинка» из загнутых вниз листочков – коринфский.

Если над «корзинкой» четко видны крупные ракушки – композитный.