Редкое историческое здание можно описать, не упомянув «колонны такого-то ордера». Что же это за зверь такой – архитектурный ордер - и как их различать? Давайте разбираться.
Архитектурный ордер придумали древние греки для своих древнегреческих храмов.
Они взяли архитектурные элементы, которые придумали до них в Египте (например, колонны) или Малой Азии, и соединили их в четкую систему с выверенными пропорциями.
Само слово ордер означает порядок, строй. Его ввел в обиход уже римский архитектор Витрувий, автор знаменитого трактата «Десять книг об архитектуре», который издается до сих пор.
Архитектурный ордер – это определенное сочетание несущих (вертикальных) и несомых (горизонтальных) частей строечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка.
Несущий элемент – это колонна, состоящая из капители, ствола и базы. Несомый элемент – это антаблемент, состоящий из архитрава, фриза и карниза.
Мы не будем останавливаться сейчас на несомых частях ордера, потому что его самой и яркой и характерной чертой, безусловно, является часть несущая, то есть колонна.
Колонна – самый важный и выразительный элемент древнегреческой архитектуры – получила такую интерпретацию и такое масштабное соотношение со зданием и со зрителем, что ее стали сравнивать с образом человека. Известно, что знаменитый древнеримский архитектор и теоретик Витрувий сопоставлял дорические колонны с мужчиной, ионические – с женщиной, коринфские – с юной девушкой.
Каннелюры – желобки, вертикально идущие по поверхности колонны, сопоставимы со складками драпированных древнегреческих одежд, а небольшое утолщение в средней части ствола колонны (энтазис) можно сравнить с набухшими от напряжения мышцами. Не случайно их могли заменять статуи атлантов (мужские) и кариатид (женские) соответственно.
«Архитектура. Искусство понимать». Марина Яровая
Классическая греческая архитектура знала три основных ордера – дорический, ионический, коринфский. В дальнейшем к ним прибавилось еще два – композитный и тосканский.
Давайте быстренько пробежимся по каждому из них.
Дорический ордер
Самый старый ордер – дорический, поэтому с него и начнем. Дорический орден прост и брутален, как спартанский воин. Этот ордер архитекторы называли «мужским», потому что считалось, что дорический ордер соответствует пропорциональному построению обнажённого мужского тела.
Его колонна массивна и состоит из каменных цилиндров, или барабанов, положенных один на другой. Чтобы разрывы между барабанами были не так заметны, на них наносили продольные желобки – каннелюры – которые создавали вертикаль. В дорическом ордере они врезались не очень глубоко, образуя острые грани.
Греческий дорический ордер – самый массивный из ордеров, соотношение высоты колонны к толщине – от 4:1 до 6:1.
Дорическая колонна лишена базы и стоит прямо на стилобате.
Стилобат в античной архитектуре - верхняя плоскость объёмного цоколя, на которой водружали стены, колонны, пилоны античных построек.
Антаблемент дорического ордера также массивен, его высота составляет четверть высоты колонны.
Антаблемент – одна из основных частей архитектурного ордера, его верхний, несомый компонент. Делится по горизонтали на три части: архитрав, фриз и карниз. Грубо говоря, антаблемент – это все, что лежит на колоннах.
Фронтоны храмов нередко украшались скульптурами и рельефами. Сюжетом рельефов обычно были мифы об эллинских богах и героях. Помним, что все это было очень яркое, раскрашенное, с преобладанием красных и синих цветов.
Примеры дорического ордера.
Ионический ордер
Ионический ордер более лёгкий и изящный, чем дорический. Возводя храмы ионического ордера, греки заимствовали пропорции женской фигуры. Ионическая колонна намного стройнее дорической: соотношение ее высоты к толщине 1:8.
Ионическая колонна устанавливалась на основание - базу, которая состояла из круглых дисков, разделенных желобками. Количество каннелюр на стволе больше, чем в дорических (до 24), сами желобки глубже и разделяются плоскими участками.
Наиболее характерной деталью этого ордера является капитель со спиралевидными волютами, располагающимися по две пары на каждой капители.
Ионический ордер олицетворял красоту и грацию женщины: выпуклые каннелюры напоминают складки спадающих вниз женских одежд, а завитки капители -искусно убранные женские волосы.
Храмы ионического ордера, как правило, было гораздо богаче и изысканнее декорированы, чем дорические.
Элементы ионического ордера часто использовались в русской усадебной архитектуре.
Примеры ионического ордера.
Коринфский ордер
Коринфский ордер – самый молодой из классических и самый изящный. Он имеет стройные пропорции 1:9.
Коринфская колонна отличается особой грациозностью, ее увенчивает капитель, обильно украшенная резными листьями аканта.
В Греции коринфский ордер не нашел широкого применения, но зато активно использовался в архитектуре Древнего Рима.
Примеры коринфского ордера.
Тосканский ордер
Тосканский ордер – это такая римская вариация дорического ордера, поэтому его даже иногда называют римско-дорическим.
Колонна тосканского ордера чуть более изящна по пропорциям, чем дорическая, не имеет каннелюр, то есть абсолютно гладкая, и у нее есть база, представляющая собой наложенные друг на друга диски разного диаметра.
Этот ордер был широко распространён в России с первой четверти XVIII до середины XIX века и часто использовался в архитектуре русских усадеб.
Примеры тосканского ордера.
Композитный ордер
Композитный, или сложный ордер представляет собой синтез ионического и коринфского ордеров. Это больше всего заметно по капители – тут и волюты, и листья аканта. По принципу «надела все лучшее сразу: и ракушечки, и листочки». На мой взгляд, гармония при этом теряется.
Самым старым образцом композитного ордера считается Арка Тита в Римском форуме, построенная около 82 г. н.э.
Примеры композитного ордера.
Самый наглядный пример использования трех основных архитектурных ордеров: Римский Колизей. Здесь дорический, ионический и коринфский ордеры представлены очень последовательно и логично. Внизу у него – колонны дорического ордера – самого старого и «сильного» - они как бы держат все здание, второй этаж представлен колоннами ионического ордера – более изящными и с завитушками, а третий этаж создают утонченные коринфские колонны с корзинкой из аканта на капители.
Ордер в своем строгом понимании применим именно к открытым греческим храмам. То есть весь храм или его значительная часть представляет собой олицетворение ордера. Уже в римской архитектуре, а тем более позже, элементы ордера использовались в качестве архитектурного декора. Очень часто портиком какого-либо ордера оформляли вход во дворец, усадьбу или еще какое-нибудь внушительное здание.
Архитектурный ордер – это всегда про величественное, высокое и грандиозное. Архитектурный ордер в обычном доме или, боже упаси, в квартире – это всегда про дурной вкус.
И в завершение – шпаргалка!
Чтобы определить архитектурный ордер, смотрим на капитель (оформление верхней части) колонны.
Если все гладенько – дорический или тосканский.
Если ракушка – ионический.
Если «корзинка» из загнутых вниз листочков – коринфский.
Если над «корзинкой» четко видны крупные ракушки – композитный.