В течение двух ближайших дней 13 и 14 мая выйдут две последние и, несомненно, самые интересные серии десятого сезона телеромана «Мосгаз». Напомню, эксклюзивный показ премьеры «Метроном» стартовал в понедельник, 29 апреля в онлайн-кинотеатре Okko. А далее, на протяжении двух прошедших недель мы посмотрели по три серии (всего шесть).
Называя факты своими именами, прошедшие временные отрезки выхода шести эпизодов произвели диаметрально противоположное впечатление. Ведь насколько не понравились три серии первой недели показа, настолько интересными оказались четвертая, пятая и шестая.
Что мы увидели в трех стартовых эпизодах? Поочередное убийство различных сотрудников Москонцерта: народного артиста Гринякина (Георгий Мартиросьян), старшего билетного кассира Мальцева (Эдуард Чекмазов), начальника службы безопасности Ковтуна (Сергей Мурзин) и директора концертного зала Гаранина (Артур Ваха).
Плюс нам показали немощного, еле передвигающего Черкасова (Андрей Смоляков), и полную деградацию МУРа во главе с генералом Саблиным (Вадим Андреев). Таким разобщенным бывший отдел Ивана Петровича никогда не был. Здесь Ковалев (Андрей Мерзликин) сам по себе, с другой стороны, бегают и суетятся Гаркуша (Алексей Бардуков) и Осадчий (Александр Голубев), а бедная Соня Тимофеева (Марина Александрова) пять из шести серий провела за решеткой. И лишь один подполковник Пожидаев (Юрий Тарасов) все так же верно служит своему хозяину.
Но, главное, очень сильно удивил факт полного, безоговорочного подчинения генерала Саблина приказу генерала КГБ Капитонова (Михаил Горевой) о не возбуждении уголовного дела по факту убийств четырех сотрудников Москонцерта.
Напомню, это был сентябрь 1982 года, то есть, последние месяцы брежневской эпохи, когда противостояние двух силовых ведомств Щелокова и Андропова достигло своего апогея. Поэтому никак не мог генерал КГБ отдавать приказ генералу МВД о не возбуждении уголовного дела.
И, конечно же, особенно умиляли пачки денежных советских купюр на столе достоинством 25, 10 и 5 рублей после каждого концерта. Хотя в то время таких цен на билеты просто не было. Эти цены стали повышаться гораздо позже, уже в шестилетнюю эпоху горбачевской перестройки.
Плюс совершенно нелепая «картина маслом» с выброшенными в корзину корешками билетов на проданный концерт. Это вообще было из области современных сказок – фэнтези. На самом деле, билетные книжки вместе с корешками были бланками строгой отчетности. И любая внеплановая проверка ОБХСС сразу бы закрыла не только концертный зал, но и весь Москонцерт.
А здесь полная бесконтрольность и безнаказанность директора Москонцерта Ольшевского (Игорь Золотовицкий) и всей его веселой компашки. Чудеса современного кинематографа! Вот такое сложилось впечатление после просмотра первой, второй и, особенно, третьей серии.
И еще один факт полного несоответствия последних лет правления «горячо любимого» народом Ильича. В дебюте фильма народный артист РСФСР Гринякин поет знаменитую песню Марка Бернеса:
«Я люблю тебя, жизнь, что само по себе и не ново.
Я люблю тебя, жизнь, я люблю тебя снова и снова.
Вот уж окна зажглись, я шагаю с работы устало.
Я люблю тебя, жизнь, и хочу, чтобы краше ты стала»
Затем она несколько раз звучала в различных сериях. На самом деле, в то время самой популярной песней, которая открывала все праздничные, все правительственные концерты, была совершенно другая песня «Родина», созданная композитором Серафимом Туликовым:
«Родина, мои родные края! Родина, весна и песня моя!
Гордою судьбою, светлою мечтою мы навеки связаны с тобой!
Да будет над страною небо голубое и рассветный луч золотой!
Родина, тебе я славу пою! Родина, я верю в мудрость твою!
Все твои дороги, все твои тревоги я делю с тобой, земля моя!
Дай мне такое дело, чтобы сердце пело! Верь мне, как тебе верю я»
Честно говоря, 1 мая, после просмотра третьего эпизода лично у меня не было никакого желания смотреть десятый сезон дальше. Но спустя неделю, с выходом трех последующих эпизодов возникла мысль – не может же быть все так глупо в самом популярном проекте Первого канала. И, как я уже отметил, четвертая, пятая и шестая серии произвели диаметрально противоположное впечатление. Здесь произошло еще два убийства народного судьи Кононенко (Алексей Маклаков) и солиста Москонцерта Лидова (Владимир Фекленко), которого я до последней минуты считал вместе с «инвалидом» Копыловым (Федор Лавров) организаторами всех совершенных преступлений.
Но, если Лидов погиб, а мнимый Копылов все так же прикован к инвалидному креслу, кто же тогда на самом деле стоит за всеми шестью убийствами? Ответ на этот вопрос мы получили в шестой серии, благодаря светлой голове Ивана Черкасова. Он все-таки нашел одно незавершенное дело годичной давности о «самоубийстве» солистки Москонцерта Кати Спириной (Наталья Цветкова), в котором свидетелями проходили Ольшевский, Гаранин, Мальцев, Гринякин и Лидов. И вот здесь пазл сложился, ведь таких совпадений просто не бывает.
По факту, из них в живых остался только Ольшевский. Теперь совершенно очевидно, что все произошедшие убийства к незаконной деятельности Москонцерта не имеют никакого отношения. Уверен, это месть за смерть Кати. Что на самом деле там произошло: насилие с участием сына Ольшевского (Евгений Антропов) или доведение до самоубийства, мы узнаем в двух оставшихся эпизодах.
Несомненно, Иван Черкасов найдет убийцу! А вот кто им окажется: загадочный сторож Максим Стариков (Сергей Шакуров), «инвалид» Копылов или совершенно новый персонаж, который пока остается за кадром? Как вы думаете?
График выхода серий:
понедельник, 13 мая – седьмая серия
вторник, 14 мая – восьмая серия