Часто от родителей и даже специалистов можно услышать: "Подождите до 2/3/4 лет", "Ничего, заговорит: все говорят", "Мой до 4 молчал, а потом так заговорил, что не остановить!". Но правда в том, что качество речи определяет когнитивные способности ребёнка и способность к обучению. Например, у речевых в прошлом детей в дальнейшем могут возникать проблемы с чтением, письмом, счетом, пониманием текста, речи, инструкций, заданий. Но сегодня не об этом, а о том, что могут сделать мама и папа самостоятельно, чтобы речь развивалась нормально.
Делюсь подборкой самых простых, но действенных способов, которые стимулируют речь у детей раннего возраста. Родители помогают развитию речи, когда:
💫Эмоционально и выразительно разговаривают с малышом, сопровождая все свои действия комментариями: "Сейчас я одену тебя и мы пойдём гулять"; "Сегодня на обед зелёная, вкусная брокколи с варёной курочкой"; "Посмотри, какая красивая роза! Хочешь её понюхать?".
💫 Использовуют во время проведения малышковой гимнастики или массажа стишки, пестушки, пальчиковые игры. Тут самое главное - контакт с мамой и, конечно же, сочетание речи с движением и ритм. Ведь вся наша речь имеет ритмическую структуру!
💫 Поют колыбельные на ночь, напевают детские песенки. Если совсем не хочется этого делать, тогда можно включать аудиофайлы без видеоряда.
💫 Читают книжки. Лучше начать с коротких стихов с простыми, незашумленными картинками, коротких сказок. Постепенно усложняя. Дети очень много запоминают из прочитанного и потом могут удивить Вас своим словарём. Здесь важно понимать, что если ребёнок до 2-3 лет не слушает, выхватывает книгу, то это нормально. Пусть изучает картинки или саму книгу "на вкус", а Вы начитывайте текст сами или включайте аудиосказки к этой книге. Можно брать маленькие фигурки животных (до 10 см, натуральных цветов) по сюжету сказки и проигрывать какие-то эпизоды. Если и это пока не интересно, то просто отложите на время и включайте в свою жизнь больше речедвигательных игр, сопровождайте пробуждение, купание и т.д. простыми стишками.
💫 Позволяют исследовать мир, много двигаться, везде лазать, много гуляют. Это не только развивает кругозор, но и совершенствует переработку сенсорной информации, насыщает кровь так необходимым для его работы кислородом.
💫 Обращают внимание на полноценность рациона питания. Достаточное количество продуктов, содержащих железо в ежедневном меню (мясо, бобовые, гречка и т.д.), жиры (сливочное масло, растительные масла ежедневно, рыба 2-3 раза в неделю). Также продукты, содержащие йод (брокколи, позже - йодированная соль, морская капуста и др.). Эти продукты необходимы для здорового развития мозга ещё до года. В дальнейшем потребность в них только растёт. Нормальный уровень гемоглобина обеспечит мозг кислородом, а полезные жиры участвуют в формировании миелиновых оболочек нервных волокон. Дефицит йода может приводить к задержке развития.
💫 НЕ занимаются ранним обучением цифрам, буквам, чтению и т.д. Всему своё время. Лет до 5 в этом нет никакой необходимости.
💫 Делают жизнь ребёнка спокойной и предсказуемой. Уберегают от лишних стрессов. Есть режим, постоянный ухаживающий взрослый рядом (мама/бабушка/няня). И он в контакте с ребёнком. Например, если мама в депрессии, то это влияет на ребёнка очень сильно. Важно своевременно обратиться к психиатру и психологу, если такая проблема есть.
💫 Минимизируют просмотр телевизора, использование гаджетов до 2 лет и ограничивают после 2 лет. Идеал - ноль экранного времени до 2 лет и не более 2 часов в день в дальнейшем (чем меньше, тем лучше). Но все мы не идеальны и не стоит корить себя, если Ваш годовалый ребёнок смотрит 10 минут в день мультик или в 2 года Вы включаете ТВ на пол часа несколько раз в неделю. Просто понимайте, к чему стоит стремиться. Ведь главное для ребёнка- двигаться, общаться и познавать мир, экспериментируя со всем, что попадается в поле зрения.🙂 А для этого нужно много свободного от экрана времени! Плюс гаджеты, ТВ перевозбуждают ЦНС.
❗️При этом, если:
👉 к 1 году ребёнок молчит, не понимает обращению речь, нет указательного жеста,
👉 к 1,5 годам нет нескольких десятков облегченных слов (например, бу = булка, кова =корова),
👉 к 2 годам нет хотя бы 100 облегченных, искаженных слов и простой фразы (например, дай пи=дай пить), обязательно обратитесь к неврологу и логопеду, специализирующемуся на раннем возрасте.
Светлана Пестова,
логопед, нейропсихолог