Найти тему
Учёба в радость!

Вестибулярная система, мозг и обучаемость

Ребёнок качается в гамаке
Ребёнок качается в гамаке

Дети любят качели, различные балансиры, карусели... и это не просто так! Мозг ребенка заточен под то, чтобы испытывать удовольствие от физической активности и сенсорной стимуляции, так необходимым для его развития, адаптации и обучения. И важно поддерживать в этом детей! Ведь вестибулярная система отвечает за ощущения силы тяжести, движений головы и равновесие и связана почти со всеми отделами головного мозга.

Э. Джин Айрес в книге "Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития" говорит о том, что "если активность сенсорных сетей хорошо упорядочена и сети интегрированы друг с другом, то нервная система работает как единое целое". При этом "активность вестибулярного аппарата задаёт рамки всему остальному нашему опыту и "настраивает" всю нервную систему на эффективную работу. Нарушение функций этой системы (непоследовательность и неточность при обработке информации) приводит к ошибкам в интерпретации всех прочих ощущений, и нервная система даёт сбой." 

Девочка на подвижном подвесном мостике
Девочка на подвижном подвесном мостике

О каких сбоях в работе нервной системы идёт речь и как это связано с обучаемостью ребёнка? Что мы видим, когда есть неполадки в работе вестибулярной системы?

👉 Неуклюжесть, частые травмы: ребенок спотыкается, натыкается постоянно на мебель, падает с лестницы, шагает за край дивана, словно не понимая, что пол и диван находятся на разных уровнях. Плохо чувствует своё тело и его положение в пространстве. Например, двигаясь на стуле, может упасть с него. Такие дети часто не пытаются предотвратить падение.

👉 Ребёнку-дошкольнику с вестибулярными проблемами может быть трудно справиться с задачей положить один лист бумаги на другой, ему будет непросто правильно располагать буквы на письме.

👉 Враждебность к миру, отчужденность, агрессивность из-за гравитационной неуверенности и недостатка вестибулярной стимуляции в младенчестве.

👉 Иногда могут быть проблемы с контролем мочеиспускания и дефикации.

👉 Трудно удерживать голову прямо, сидя за столом.

👉 Сложно писать на доске, списывать с неё текст.

👉 Проблемы с чтением (сложно следить за строкой и пр.).

-3

В зависимости от степени нарушений в работе вестибулярной системы эти проявления могут быть более или менее заметными.

Что полезно для слаженной работы вестибулярной системы?

👍 Качание младенцев на руках/фитболе, использование подвесной люльки, кроватки с маятником;

👍 Возможность вдоволь кататься на качелях, горках, каруселях;

👍 Подвесные мостики в детских игровых комплексах;

👍 Гамак;

👍 Виды деятельности, требующие удержания равновесия: ходьба по бревну, бордюру, езда на велосипеде, катание на коньках, "лазалки", "паутинки" на детских площадках и пр.

👍 Используйте балансиры дома для разнообразной физической активности (доска Бильгоу, балансир с лабиринтом, дорожка и прочее);

👍 Различная деятельность (рисование, чтение и пр.) в положении лёжа на животе с опорой на локти.

👍 Игры с участием обеих сторон тела: прыжки со скакалкой, плавание, гребля, игра на музыкальном инструменте и пр.

👍 Стрельба по мишени, игры с мячом, кидание предметов, настольный теннис.

❌️ Не рекомендуется вращать ребёнка слишком сильно или слишком долго.

Помните! Двигательный опыт крайне важен для развития ребёнка! Ежедневно выделите время на подвижные игры, включающие раскачивание, скольжение, прыжки, игры на скорость и быстроту движения.

Светлана Пестова,

логопед, нейропсихолог.

По материалам книги Э. Джин Айрес "Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития".