Россия - интересная страна. Здесь, с петровских времен, развиваются сложные и наукоемкие производства, русские люди деятельны, а российская наука по праву гордится великими умами.
Казалось бы, на такой благодатной почве уже давно должны были появиться "единороги" (компании стоимостью более $1 млрд), но спустя 30 лет "рынка" в мире количество таких компаний составляет 971 штуку, в США их 479, в Китае 253, в ЕС более 51, а в России 0.
Особенно актуальны такие компании в IT, торговле, производстве, биотехнологиях и... космосе.
Не секрет, что космос требует значительных капиталовложений. Особенная сложность заключается в том, что капиталовложения должны быть долгими. К примеру, компания вроде SpaceX вышла на прибыль лишь спустя 18 лет со своего основания. Чтобы понять наглядно, представьте, что в 30 лет вы сделали первые инвестиции, а первый результат получили только в 48.
Именно поэтому как на Западе, так и в Китае, государство сначала сформировало правила игры, приняв ряд важных законов, допустивших частников в отрасль, а затем стало одним из первых инвесторов, обеспечив частные космические компании "форвардными" контрактами.
Здесь многие читатели скажут, что частные компании вроде живут на подачки государства и это никакие не частники, а государство, но под другой вывеской. Действительно, это распространенное заблуждение, но секрет в том, что деньги, полученные с форвардных контрактов, необходимо отрабатывать в рыночных ценах, и в этом главное отличие от российских дотаций, которые даются "просто так" и тратятся неведомо куда.
Нет нужды повторять, что в России попросту отсутствуют большинство законов, регулирующих взаимоотношения частных компаний и государства в части космоса. К примеру, вы создали компанию и решили построить космодром. Куда идти и какие лицензии вам нужно собрать? Никто этого не знает и ответа вам дать не сможет.
Зайдем с другой стороны. Вы хотите проектировать ракеты, но делать это без ГОСТов или без использования федеральной системы сертификации космической техники равносильно пустой трате денег. И несмотря на то, что эти ГОСТы можно обнаружить в сети интернет, формально они являются государственной тайной, и чтобы получить к ним доступ, нужно пройти большой путь.
Но зато у нас умные люди, скажете вы. Научная школа, Королев и Гагарин. С такими людьми можно свернуть горы.
Вроде бы все так, но есть нюанс. Во-первых, самым молодым участником крупных проектов вроде Буран-Энергия сегодня под 70 лет, а во-вторых, работать эти люди привыкли с размахом и к осуществлению задач привлекать многотысячные предприятия, где на каждую гайку и болт был расписан свой собственный конструктор.
Частники себе такого позволить не могут и традиционно опираются на труд максимально разносторонней инженерной команды. К примеру, SpaceX создает ракетные двигатели и другие компоненты ракет, космические корабли, космические аппараты, наземную инфраструктуру, про
изводит пуски и все это силами коллектива с численностью менее 10 тысяч человек. Российский центр им. Хруничева имеет штат сотрудников численностью более 20 тысяч человек, и его главным продуктом является ракета "Ангара", при том, что двигатели для этого изделия делает НПО "Энергомаш".
Набирая людей в свою компанию, вы будете работать с теми, кто привык к такой модели труда и растянутому штату. А что значит растянутый штат для частника? Правильно, лишние расходы.
Таким образом, ответим на главный вопрос - почему в России по-прежнему нет крупных, по мировым меркам, частных космических компаний?
Во-первых, в стране за 30 лет по-прежнему не сложился деловой климат. Во-вторых, в стране попросту нет законодательной базы, закладывающей основы для частно-государственного партнерства. И в третьих, не так много людей готовы играть по новым правилам эффективной работы.
Изменится ли что-то в ближайшие годы? Будем надеяться, что да, но в нашем ли веке?