Когда мы говорим об инквизиции, перед нами возникают страшные образы: горящие костры, крики мучеников и фанатичные служители церкви, готовые прибегнуть к любым пыткам. Этот термин наполнен темными страницами истории, связанными с религиозными преследованиями и фанатизмом, особенно известными стали испанские инквизиторы.
Давайте вспомним некоторые события XVI века. В одном из крупных городов проходит целый месяц подготовки к важному событию, обозначенному как "Х". Важные чиновники и члены королевской семьи съезжаются с окрестных земель. Наступает долгожданный день события. Все начинается с молитвы в течение ночи, за ней следует завтрак, еще одна торжественная служба и величественное шествие по главным улицам. Среди толпы заметны множество людей в ярких желтых одеждах. Это не актеры или артисты, а священнослужители.
Когда шествие достигает главной площади, часть людей в желтых одеждах преклоняется на колени, а другие стоят вокруг костра. Это аутодафе - церемония торжественного раскаяния и наказания для еретиков. Представим, как Европа пришла к этому темному моменту. Ее путь был усеян жестокими богословами, безжалостными карьеристами, нестандартными методами допросов и массовыми казнями, замаскированными под правосудие.
Последствия инквизиции стоили жизни десятков тысяч людей, но удивительно, что инквизиторы никогда не преследовали ведьм. Знаменитое руководство о преследовании ведьм, Malleus Maleficarum, не было произведением злодеев, а скорее попыткой рассмотреть тему серьезно.
Сам термин "инквизиция" происходит от латинского слова, означающего расследование, что указывает на первоначальную цель этой институции. Инквизиторы стремились выявлять еретиков, которых, по их мнению, можно было найти повсюду, даже внутри церкви.
Чтобы понять, как это произошло, давайте рассмотрим пример. Библия - это сборник священных текстов, которые христиане считают божественно вдохновленными. Но как определить, какие из них истинные? Бог не писал их физически. Существует множество религиозных текстов, появившихся в первые века христианства, часто противоречащих друг другу, но все претендующих на истину. Различные христианские течения принимали разные книги как священные, создавая диссонанс.
Те, кто отклонялся от официальной веры, называли еретиками. Термин "ересь" имеет греческое происхождение и означает "выбор", хотя это определение не всегда точно передает суть.
Понятие "ересь" в трактовке отцов Церкви обозначает убеждения, несовместимые с церковной доктриной. В раннем христианстве решения о канонических текстах и вероучении принимались на собраниях богословов. Они собирались и голосовали, определяя ортодоксальные взгляды. Однако без современных средств связи сложно было достичь единства мнений между отдаленными областями. Был и вопрос о различиях между христианскими общинами, где правила могли разниться в зависимости от властителя.
Исторические события показывают, что в разные периоды и в разных местах установления церковных правил были разные. Например, западный римский император мог провести собор, где утверждался один набор правил, в то время как восточный император проводил свои собрания с иными решениями. Это приводило к путанице и неопределенности, особенно когда правитель сменялся.
В первые века вокруг христианства велись ожесточенные споры о сущности Христа. Важно отметить, что участники этих дискуссий были искренни в своих убеждениях, стремясь к истине и спасению душ. Ревность и чувство праведности двигали их, так как компромисс в вопросах веры был недопустим.
Перенесемся в средневековую Европу, после разрушения Римской империи. Это была эпоха, известная как Темные века. Церковь оказалась раздробленной, а знания и наука оставались в монастырях.
В длинные вечера монахи-ученые занимались размышлениями над различными вопросами. Они стремились разгадать тайны Библии, пытаясь понять, почему всё обстоит именно так, а не иначе. Однако из-за ограниченных возможностей обмена мнениями разные толкования порождали ереси, вспыхивавшие как грибы после дождя. Имена проповедников, таких как Присцилла, Арнольд, Святая Присцилла, Пирамида, пополняли список еретиков, чьи верования были непонятны и сложны.
Церковь пыталась бороться с распространением ересей, изгоняя их последователей из монастырей, налагая штрафы и даже применяя смертную казнь. Начиная с XI века, женщины также стали жертвами костра. Некоторые священники не поддерживали жестоких методов борьбы с еретиками, считая их несовместимыми с духом христианской милосердия. Однако их голоса становились все более тихими, поскольку многие придерживались убеждения, что защищать веру следует огнем и мечом - именно так появилась инквизиция.
Новая волна борьбы с еретиками привела к появлению катаров, которые стали ужасным кошмаром для католической церкви в XII веке. Они контролировали практически всю провинцию Лангедок на юге Франции, где местное дворянство по сути считалось независимым государством, игнорируя вассальные связи с королем. В Лангедоке расцвели катары и их проповеди.
Не будем углубляться в дебри христианских диспутов катаров, так как для простых жителей эпохи это было неважно. Они замечали лишь одну ключевую особенность: катары обвиняли католическую церковь в отклонении от истинного учения Иисуса, призывая к простоте и бедности. Это ставило их в противоположность католическим священникам, которые жили скромно и не брали плату за религиозные обряды. Интересно, что катары признавали женщин равноправными членами общества, что явно отличало их от католиков.
Большинство местных жителей называли себя католиками, но склонялись к симпатии к катарам.
Эти люди были практичными. Они внимательно выслушивали обе стороны, мало вникая в теологические споры. Им было важно спасение души, и если какая-то молитва предоставляла удвоенные шансы на спасение, они были готовы к этому. Местные феодалы либо мирно сосуществовали с катарами, либо даже присоединялись к их вере. Однако было очевидно, что ситуация требовала решения.
В 1202 году папа римский отправил в Лангедок легатов для проповеди против катаров. Это не принесло особых результатов. В Риме приняли решение отстранить местных священников от должностей, объявив, что они неэффективно борются с ересью. Это имело свои основания: местные священники были склонны к катарству и не проявляли интереса к расследованиям, которые могли обернуться против них. Римские эмиссары поняли, что их усилия сталкиваются с преградами, и начали терять темп.
Один из легатов даже отлучил графа Тулузского от Церкви, но граф публично раскаялся и пообещал вести борьбу с катарами. Легат вернулся домой с чувством выполненного долга, но скончался по дороге, предположительно, от несчастного случая. Папа, возможно, сомневался или предпочел не верить, не обратил внимания на подобные совпадения. Вместо этого он начал Альбигойский крестовый поход, где религия и политика стали взаимосвязанными. Для Франции это была возможность захватить богатые земли и устранить непокорных местных феодалов. Имущество еретиков конфисковывалось, а земли обещались крестоносцам. Многие желали участвовать в этой борьбе, и последующие события были полны войн, разграблений и уничтожения населения и культуры региона. Подробности этой кровопролитной войны известны многим, но из нее возникла известная фраза: "Убейте их всех, Бог узнает своих".
Со временем после окончательного уничтожения катаров инквизиция стала могущественной силой. Теперь руководство инквизиционными судами было передано специально назначенным из Рима лицам, сравнимым с современными федеральными агентами.
Начальный этап работы инквизиторов не сопровождался прямыми жестокими мерами. Они также выполняли еще одну важную функцию помимо поиска еретиков. Многие из них видели свою миссию как борьбу за порядок. В их представлении они были против сил тьмы не только потому, что отстаивали правильную веру, но и потому, что противостояли экстремистам. Если рассмотреть ситуацию с высокой точки зрения, то многие религиозные общины, кроме осуждения ереси, выражали ярость по поводу коррупции и жадности католических священников, и в этом они были правы.
До начала XX века в Европе доминировала сословная система, где социальная мобильность была крайне ограничена. Переход от одного класса к другому был редким явлением. Единственным путем возвышения было вступление в армию или приход в священники. Любой человек мог вступить в монашество, а монах имел возможность стать епископом, кардиналом или даже Папой Римским.
Из-за такой структуры многие священники были амбициозными карьеристами, стремящимися к власти и богатству. Они превратили служение в Церкви в средство наживы, ведя роскошный образ жизни как средневековые магнаты. Своими делами они часто противоречили своим нравственным учениям, проповедуя скромность перед прихожанами, в то время как сами погружались в пагубный роскошный образ жизни.
Такие обстоятельства позволили нашедшим широкую поддержку тем, кто стремился вернуть церковь к духовной бедности и благочестию.
В средневековье, боясь наступления апокалипсиса, верующие часто ждали его прихода. Это становилось почти ритуалом каждый год. Люди торжественно оставляли свои дела и готовились к пришествию конца времен. Под давлением католической церкви религиозные фанатики отказывались платить налоги и настаивали на возвращении к простоте и нищете. В результате возникали мятежи. Поэтому инквизиторам приходилось стараться сохранить существующий порядок, считая, что мир во всем своем недостатке лучше войны.
Доминиканский орден стал основой для всех инквизиторов. Они готовили профессиональных проповедников, которые должны были распространять христианство и умело отвечать на аргументы еретиков. Монахов-доминиканцев называли "гончими Господа", а их противников считали "бешенными псами". Инквизиторы использовали новаторский подход в борьбе с ересью - они поощряли массовые донесения. Любая поддержка еретика рассматривалась как поддержка самой ереси, независимо от того, кто ее оказывал. Если кто-то услышал богохульные высказывания и не сообщил об этом, он сам становился виновным. Процесс расследования был бескомпромиссным. Этика и гуманизм ставились на второй план. Стать защитником еретика означало стать еретиком, и помощь еретику была равнозначна совершению ереси.
В различных странах инквизиция имела свои особенности, но в общих чертах процесс выглядел следующим образом: сначала инквизиторы получали доносы, которые могли быть как письменными, так и устными. Затем инквизитор приезжал в местность, где предполагалось нарушение, и предлагал обвиненным признаться без последствий. Это вызывало тревогу, так как обычно инквизитор не являлся просто так, и многие предпочитали признаться заранее.
После того как желающие покаяться шли на уступки, инквизитор начинал расследование. Часто дела заводились даже на основе незначительных сообщений, типа "сосед ворует молоко и летает на метле". Такие сообщения, хоть и казались абсурдными, все же фиксировались и рассматривались. Инквизиторы, чтобы оправдать свои действия, цитировали статистику, утверждая, что каждое дело рассматривалось внимательно. Они утверждали, что не сжигали людей по мелочам, но факты говорили об обратном. Как только инквизитор находил даже слабое подтверждение подозрений, начиналось расследование, и если обвинения подтверждались, подозреваемого отправляли в церковную тюрьму.
Обычно подобные суды проводились при монастырях, принадлежащих доминиканскому ордену. Вместо физических пыток использовались душевные беседы. Основная цель была не в обвинении, а в том, чтобы обвиняемый осознал свои проступки и открыто признался в них. Если обвиняемый отказывался, то, верно, прибегали к пыткам, но они были специфическими. Важно отметить, что Церковь стремилась избегать жестокости, отличаясь от секулярных властей. Папа Римский даже издал указ, по которому инквизиторы получали прощение за применение пыток. Однако пытки могли продолжаться только один день и не должны были привести к серьезным травмам или смерти. Также было запрещено извлекать кровь. Несмотря на это, эти методы трудно считать гуманными. Средневековый ум нашел множество способов причинения мучительной боли, не нарушая указов Папы Римского. Словно "испанский сапог" или пытка водой, когда конечности обвиняемого погружали в воду повторно, чтобы избежать кровотечения.
Цель инквизиции заключалась в возвращении еретиков к единой Церкви, а не в наслаждении пытками. Признавшиеся еретики получали прощение и подвергались наказанию. Наказание могло быть разным: от покаяния и молитв до ношения специальной одежды или выплаты штрафа. Смертная казнь ожидала тех, кто отказывался признаваться или был обвинен в ереси неоднократно. Кроме того, существовали грехи, за которые предполагалась казнь без всяких сомнений.
Все это может показаться ужасным и варварским, но нужно помнить, что это были Средние века. Ведь, к примеру, популярным развлечением для крестьян было подвешивание кошек в мешке над костром для смеха. Так что в тех временах инквизиторы были лишь одним из многих примеров жестокости.
Следует отметить, что светские суды казнили людей гораздо чаще и безжалостнее. Пытки были обычным явлением и широко применялись повсеместно. Никого не беспокоило, что под пытками большинство людей готовы оклеветать себя в чем угодно. Для судей это означало только одно: если признался, то виновен, если не признался, то виновен вдвойне. Таким образом, сомнения в гуманности инквизиции вполне оправданы, учитывая, что большинство обвиняемых были невиновны и признавали себя виновными лишь под давлением пыток.
Позвольте навсегда развеять миф о кровавой деятельности инквизиции. С юридической точки зрения, инквизиция не казнила ни одного человека. Каждый судебный процесс начинался с заявления священников о стремлении Церкви вернуть заблудшую душу к свету. Однако, если душа не желала возвращаться, то Церковь отстраняла еретика и передавала его светским властям. Эти власти исполняли приговор, а священники могли утверждать, что это решение не их, а властей.
Теперь перейдем к конкретным случаям. Все речи о справедливости и непредвзятом подходе были хороши на словах, но в реальности все зависело от людей. Среди инквизиторов были не только справедливые, но и жестокие садисты. Проблема заключалась в том, что организация была создана для поиска предательства и ереси. Ее успех зависел от эффективности поиска ереси. Чем мощнее организация, тем сильнее стремилась она найти ересь. Когда инквизиторы разобрались с катарами во Франции, они обратили свое внимание на другие регионы и обнаружили, что еретики есть повсюду.
История о знаменитом инквизиторе Конраде фон Марбурге из Франции ярко это подтверждает. Направленный в немецкий город Майнц, он провел великолепную кампанию, принимая донесения и считая каждого виновным до доказательства обратного.
Его проповеди были огненными, заполняя сердца суеверных крестьян страхом и требованием выдать местных еретиков. "Спасайте свои души, вызывая врага!" - грозил он местным дворянам. Конрад вызывал раздражение, но никто не смел пойти против него. Папа Римский оказывал ему полную поддержку, издав указ, обязывающий немецких феодалов помогать инквизитору, назвав его "выдающимся сыщиком". Он раскрыл масштабный сатанинский культ, овладевший немецкими землями. Однако Конрад не позволял себя обманывать. Он проник в самое сердце секты, где новобранцы отрекались от веры, целуя бледного человека в губы. Там происходили кошмарные оргии поклонения Сатане. Местные власти были призваны помочь Конраду в поиске и наказании виновных, в том числе, в крестовом походе против крестьян из Бремена, отказывающихся платить десятину. Однако Конрад не ограничивался крестьянами - он видел сектантов везде. Он даже обвинил одного из местных графов, вынудив его защищаться перед епископом. Хотя граф был оправдан, это не удовлетворило Конрада, который уверовал, что в заговоре замешаны даже священники. Уходя из города, он обещал, что те заплатят за свои грехи.
Дворяне, слегка почесав головы, решили не испытывать терпения этого безумца перед Папой Римским. Они устроили для инквизитора ловушку и, вместе со всеми его слугами, отправили его в ад. Власть инквизиторов была велика, но это не делало их непобедимыми. Они сталкивались с сопротивлением, особенно в регионах, где местная власть была сильной, что делало поиск еретиков менее успешным. В итоге, инквизиция почти исчезла в Скандинавии, Англии, Неаполе и многих германских государствах. После событий с Конрадом III влияние инквизиции ослабло.
Однако, когда речь заходит об инквизиции, первое, о чем вспоминают, - это Испания. В Испании инквизиция практически не существовала до конца XV века. Испанские королевства долгое время были одними из самых терпимых в Европе в религиозных вопросах. На Пиренейском полуострове долгие годы не было конфликтов между мусульманами и христианами. Население было многонациональным - мавры, иудеи и христиане жили рядом и вступали в браки без особых проблем. В Кастилии даже была должность королевского раввина. Это было необычно, учитывая, что евреи уже были изгнаны из Англии, а их общины уничтожались в Германии.
Всему хорошему приходит конец, и католическая церковь в Испании не стала исключением. С ее укреплением ухудшилось положение для остальных верующих. Начались еврейские погромы, и после резни 1391 года многие евреи были вынуждены принять христианство, чтобы спастись от смерти. Многие мавры последовали их примеру, но их обращение вызывало подозрения, особенно если они были влиятельными и богатыми.
Это привело к тому, что в будущем они стали объектом преследования со стороны инквизиции. Теоретически, принудительное обращение в христианство не считалось действительным, и если кто-то утверждал, что его заставили, его не считали предателем. Однако на практике суды трактовали это узко. Например, если еврея заставляли принять христианство, используя физическое насилие, это считалось принуждением. Но если они делали это добровольно под угрозой, то это считалось свободным выбором.
Ситуация становилась все более запутанной, и непонятно было, кто истинный католик, а кто нет. Это привело к созданию испанской инквизиции, которая должна была разобраться в этой ситуации.
Важно отметить, что инквизиция в Испании не преследовала целью укрепить власть папы римского, как могло бы показаться, а наоборот - она стала инструментом королей, используемым для укрепления государства. Это решение было подкреплено Томасом де Торквемадой, близким другом королевы и страстным сторонником. Де Торквемада, будучи членом доминиканского ордена, обладал глубоким пониманием темы крещеных евреев.
Под его руководством инквизиция приобрела свой особый характер. Здесь работали амбициозные священники, фанатики и те, кто стремился обогатиться за счет конфискации имущества еретиков. На территории, где множество людей принимали католичество из страха перед смертью, найти еретиков не составляло труда.
Наиболее активные инквизиторы оперативно действовали по всей стране. Де Торквемада сделал казни похожими на грандиозные шоу, привлекая внимание общественности. Авто-да-фе превращались в зрелищные события, похожие на средневековые карнавалы. Многие люди приходили на них в ярких нарядах, чтобы наблюдать за казнями, которые стали мощным пропагандистским средством, демонстрируя судьбу тех, кто скрывал свою веру.
Хаос, царивший в Испании, привлек внимание даже из Рима. Испанских инквизиторов трижды призывали умерить свою страсть. Но успехи ослепили их. Великий инквизитор скончался в 1498 году, но его влияние оставалось. Инквизиция в Испании стала не только средством борьбы с еретиками, но и политическим инструментом.
Они даже стремились сжечь на костре архиепископа Метелло Бичи, выступавшего за диалог с мусульманами, обвинив его в тайном собрании еврейской общины. Это стало типичным для Испании, где преследование тайных евреев стало методом борьбы за власть. Большинство инквизиторов, как и Торквемада, были новообращенными, что делало их уязвимыми для обвинений в ереси.
На вопрос о количестве сожженных в Испании нет однозначного ответа. Оценки варьируются, но можно утверждать, что их было десятки тысяч. Английская пропаганда распространяла огромные цифры, чтобы дискредитировать Испанию, но многие из этих данных являлись преувеличениями. В других странах Европы преследования также были массовыми. В конце XVI - начале XVII века были осуждены не менее 50 000 человек, преимущественно женщин. Решения принимались бездумно.
Процессы над ведьмами велись по определенной схеме, очень схожей с тем, как проводились суды по делам о колдовстве. Обвиняемого не требовалось присутствие на месте преступления, ведь считалось, что колдовство - это невидимое зло. Отсутствие алиби делало защиту практически бесполезной. Если кто-то подозревал вашего соседа в колдовстве, этого подозрения было достаточно, чтобы вынести приговор в суде. Даже само подозрение могло послужить основанием для судебного преследования. В итоге это приводило к абсурдной ситуации, когда те, кто подозревал других в безумии, могли оказаться сами на скамье подсудимых. В некоторых регионах Германии в результате судов по делам ведьм погибло почти все женское население отдельных деревень.
Эта массовая истерия пришла в период Великого раскола, когда немецкие княжества массово принимали протестантизм. Но даже переход в другую веру не спасал от обвинений в колдовстве. Протестанты также были подвержены страху и желанию сжечь как можно больше ведьм. К середине XVII века гонения на ведьм постепенно стихли. Однако вопрос о роли инквизиции в этом процессе остается открытым. Видимо, роль инквизиции в процессах над ведьмами была не столь прямолинейной, как могло бы показаться на первый взгляд.
Инквизиторские суды обычно не занимались делами о колдовстве. Фактически, инквизиторы относились к магии с недоверием, считая ее лишь глупым предрассудком. Это кажется логичным: какие инквизиторы, такие и их взгляды, верно? Однако есть одно но. Хотя архиепископы не были инквизиторами, они часто участвовали в судебных заседаниях по делам ведьм. Так что церковь была не совсем чиста от участия в этих процессах. А что касается широкомасштабной охоты на ведьм, то она была частично побуждена известным бестселлером "Malleus Maleficarum", или "Молот ведьм", написанным доминиканским монахом и папским инквизитором Генрихом Крамером. Итак, это выглядит как противоречие: я утверждаю, что инквизиция не занималась ведьмами, но в то же время ведущая книга по этой теме была написана инквизитором. Однако создание этой книги было скорее личной инициативой Крамера, чем официальной позицией церкви.
Теперь о самом Генрихе Крамере. Сначала он был послан на поиски еретиков в австрийских землях, но ему почему-то показалось, что его миссия охватывает более важные сферы. Вместо того чтобы искать еретиков, он начал борьбу с ведьмами почти на полвека раньше, чем это стало обыденной практикой.
Для Крамера это стало личным вызовом. Он обвинил в колдовстве пятьдесят женщин, ожидая поддержки, но ее не получил. Епископ на суде даже насмехался над его методами. Крамер пытался установить связь между предполагаемым поведением женщины и смертью людей. Однако суду не понравилась его "гениальная" логика, и его призвали доказать факт убийства. Крамер привел в качестве доказательства лишь то, что женщина не посещала его проповеди и оскорбляла его. В итоге ее приговорили к молитвам, что ошарашило Крамера. Он, как посланник Папы Римского, не мог смириться с таким унижением. Вместо того чтобы уйти, он написал длинное письмо в Рим, перекрутив и преувеличив события. Его психическое состояние стало сомнительным. В ответ Папа выразил полную поддержку и потребовал безоговорочного подчинения своему посланнику. Но Крамер не смог пережить игнорирование местным епископом его угроз. Он ответил яростным письмом в Рим, полным собственных искаженных представлений. Папа выпустил буллу в защиту Крамера, но местные епископы остались недовольными, и Крамер был изгнан.
Однако это лишь начало. Отстраненный инквизитор ушел в свой кабинет, чтобы начать работу над своим амбициозным проектом. Месть - это блюдо, которое подают холодным, как гласит поговорка. В результате Крамер создал труд, который можно назвать шедевром демагогии и пропаганды — сборник мыслей религиозного экстремиста XV века. Он утверждал, что колдовство реально, основываясь на том, что существует дьявол. Если дьявол существует, значит, и колдовство существует. В качестве доказательства он использовал папскую буллу. Но этого ему показалось недостаточно. Крамер приписал предисловию своей книги подписи ученых из Кельнского университета, создав впечатление, что весь факультет поддерживает его работу. Однако это была ложь, так как его книгу сразу же отклонили, когда он представил ее в университете. Это произошло в конце XV века, и уже тогда "Malleus Maleficarum" был признан неэтичным и незаконным руководством, которое противоречило католической точке зрения на демонологию.
Однако Крамер не остановился на этом. Во втором издании книги появилось еще одно имя на обложке — якобы соавтором стал известный теолог Якоб Шпренгер. На тот момент Шпренгер уже давно скончался, так что опровергнуть это утверждение было невозможно. Какие же мысли кружились в голове этого безумного монаха? Основная идея книги заключалась в обвинении женщин во всех бедах. По его мнению, они были источником порока и греха, и поэтому легко попадали под влияние дьявола. Крамер начал свои обвинения с Евы, виня ее за соблазнение змеем. В книге были описаны методы ведения судебных процессов над ведьмами и техники пыток для получения признаний. Например, там были подробные инструкции о том, как обходить церковный запрет на применение пыток дольше одного дня. Согласно Крамеру, если в указании не упоминается "календарный день", то формально время пыток не засчитывается. Поэтому пытки можно было продолжать неделями и даже дольше.
Однако почему этот абсурд, который даже католические богословы считали неэтичным, стал причиной массовых казней ведьм по всей Европе? Неожиданно здесь играет роль Гутенберг и его печатный станок. В то время люди не привыкли к мысли, что книги могут быть написаны и изданы злонамеренными лжецами. Упоминания о Папе Римском и ученых богословах придавали книге авторитет. Она быстро распространилась по Европе, была переиздана несколько раз, принося автору славу и богатство. Мелкий мизогин стал успешным, а его книга стала причиной гибели десятков тысяч женщин. Конечно, здесь были и другие факторы, но работа Крамера стала основой и пособием для священников, проводивших суды над ведьмами. Профессиональные инквизиторы осуждали "Malleus Maleficarum". Хотя как я уже говорил, участвовали в процессах, связанных с ведьмами, но поскольку эти дела формально находились в компетенции светских властей, нам было мало что доступно, особенно в тот период, когда у нас было множество других проблем.
В 1610 году инквизиция вступила в противостояние с Галилеем, которое стало одним из самых известных в мировой истории. Галилей предложил теологам взглянуть в телескоп, чтобы убедиться в правоте его утверждений. Однако богословы отказались, утверждая, что глаза могут обманывать, а Библия - нет. Для них, если в Священном Писании говорится, что Солнце остановилось, то так оно и было. Галилей был вынужден отказаться от гелиоцентрической модели мира, предложенной Коперником. Его работы были признаны ложными, а книги добавлены в список запрещенных книг. Парадоксально, учитывая, что всего за тридцать лет до этого церковь приняла григорианский календарь, основанный на Коперниковых расчетах. Это вызывает удивление - признать, что календарь, основанный на гелиоцентрической модели, точно определяет время, и в то же время отвергнуть эту же теорию только потому, что она противоречит Библии. Галилею грозили пытками, и его вынудили отречься от своих исследований, после чего он был осужден на домашний арест до конца своих дней.
Инквизиция, в своё время, была могущественной и влиятельной организацией, но со временем её роль и значение изменились. В XIX веке, вследствие изменений в общественном мнении и потери авторитета церкви, институт инквизиции был постепенно упразднён почти во всех странах, став частью истории. В настоящее время, её наследие живёт лишь в Ватикане под именем Конгрегации доктрины веры. Эта организация занимается продвижением истинной веры и защитой её от искажений, а также выдаёт заявления о неприемлемости однополых браков и осуждении мастурбации. Вопрос о том, как долго эти "грехи" будут оставаться грехами, остаётся открытым.
Однако, следует отметить, что инквизицию нельзя рассматривать исключительно через призму её насильственной и карательной деятельности. В определённом контексте, она также выполняла роль защитника общества от фанатиков и давала определённую стабильность. Однако, она также подавляла свободомыслие и иногда препятствовала научным исследованиям и прогрессу. Инквизиция осуществляла свою защиту истинности на основе традиционных убеждений, что часто приводило к репрессиям против тех, кто не разделял эти взгляды. Более того, её безграничная власть предоставляла удобную площадку для карьеризма, коррупции и злоупотреблений.