Резкий рост стоимости перевозки контейнеров со стороны Китая может отразиться на цене автомобилей и автозапчастей.
Перевозки контейнеров в Россию и Белоруссию Станут существенно дороже, китайцам пришлось поднять цены в связи с нехваткой контейнеров для перевозок и высоким трафиком перевозок через границу. Корректировке подверглись цены как на морские, так и на железнодорожные перевозки.
По словам основателя и старшего партнера компании Optimalog Георгия Властопуло, китайские компании стали повышать тарифы на железнодорожные и морские перевозки из-за нехватки оборудования и желания заработать. 40-футовые контейнеры, находящиеся в собственности у операторов, в мае стали поставляться в Москву в среднем дороже на $300, однако в ряде случаев речь может идти о повышении цен на $500–800, а с Белоруссией — на $800–1 500.
Это наводит на простые мысли, что все что привозится с китая может повлиять на ценники всего. Но у нас тут про машины, так что не будем сильно заострять на этом внимание.
Чем это грозит автовладельцам?
Контейнеры активно используются для перевозки товаров, а так же машин целиком или запчастей. И импорт товара сильно перевешивает экспорт, следовательно в терминалах слишком много пустых контейнеров, которые не идут обратно с товаром. Это сильно сказывается на количестве контейнеров которые "оборотные". Основная часть поставок автопрома ведётся из Китая или через него и взамен на контейнерах ничего почти не приходит, возможно это лочное решение поднять цены, на грузоперевозки.
Повышение стоимости перевозки контейнеров может отразиться на стоимости перевозимых товаров. Нельзя исключать и роста сроков поставок машин и комплектующих. Однако напрямую сроки поставок и цены не связаны.
Подорожание машин
Масштабы подорожания ввозимых в Россию из Китая автомобилей контейнерами нетрудно рассчитать. В 40-футовый контейнер гарантированно поместятся лишь две машины: длина тары — чуть более 12 метров. Если за нижнее значение принять подорожание фрахта на $300 на контейнер, то каждая машина, перевезенная в нем, вырастет в цене на $150 или чуть менее чем на 13 500 руб. По верхней планке в $1 500 за фрахт речь идет о 68 000 руб. на каждую машину.
По оценкам автодилеров подорожание машин из-за повышения стоимости перевозок окажется безболезненным для покупателей более дорогих автомобилей. По их словам, поскольку импортировать в Россию автомобили дешевле 2-3 млн руб. смысла не имеет, целевая аудитория может даже не заметить повышения цен. Например, директор департамента продаж новых автомобилей «РОЛЬФ» Николай Иванова считает, что речь идет о дополнительных 20–40 тыс. руб. на одну машину.
На сколько вырастут цены на запчасти
По запчастям и комплектующим расчет выполнить сложнее. Однако, по словам Ильи Плисова, о действительно масштабном подорожании или о предпосылках к дефициту запчастей сейчас говорить не приходится. Более того, эффект от изменения стоимости перевозок не будет мгновенным: он растянется, как минимум, на 2–3 месяца.
«Мы рассматриваем несколько направлений: это Китай — железная дорога, Китай — море, Индия, Эмираты, Иран, Турция. И не видим нигде проблемы, кроме одного направления — это Китай ж/д», — уточнил Илья Плисов. По оценкам специалиста, фрахт 40-футового контейнера подорожал в среднем на $1 300: с прежних $6 000 до $7 300.
Про поставку и сроки
Глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев отметил увеличение сроков поставки импортных автокомпонентов в Россию: по его оценке, они выросли до 45 дней. Правда, дело не в увеличении стоимости фрахта контейнеров, а в проблемах с платежами между Россией и Китаем, Турцией и ОАЭ. Для сравнения, в 2023 году срок поставки составлял 2–3 недели. Основной причиной проблем с платежами стало ужесточение проверок транзакций иностранными банками в сочетании с трудностями с зачислением средств.
Теперь ремонт по ОСАГО достигает по времени 50 дней. В этот срок включены очередь на станцию ТО, дефектовка, заказ запасных частей и собственно ремонт, а также выставление счета страховой компании.