23 мая 1991. Cнос памятника В.И. Ленину в столице Эфиопии Аддис-Абебе
23 мая 1991 года в столице Эфиопии Аддис-Абебе был снесён памятник Владимиру Ильичу Ленину — первый на африканском континенте. Двумя днями ранее, в день своего рождения, был свергнут марксистский правитель страны — Менгисту Хайле Мариам (родился 21 мая 1937). Это произошло в результате гражданской войны, которую вела против него коалиция оппозиционных партий.
Некоторый урок этого события заключается в том, что эта коалиция тоже была марксистской, точнее, ходжаистской, основанной на идеях лидера Албании Энвера Ходжи (1908—1985). Разумеется, Ходжа был и марксистом, и ленинцем, и сталинцем, и СССР критиковал со сталинских позиций. И вот его сторонники, придя к власти, первым делом повалили памятник Владимиру Ильичу Ленину, первый на Чёрном Континенте. Парадокс?
Никакого парадокса тут нет, если вспомнить слова того самого Владимира Ильича: «Глупы те, кто в политике судит о людях и о партиях по словам их». Называть себя эфиопские ходжаисты могли и марксистами-ленинцами, и супер-революционерами. Но первые же их дела показали, что это по факту антикоммунистическая и проамериканская (да-да) партия...
Сам Менгисту, по свидетельству советского разведчика, генерал-лейтенанта КГБ Вадима Кирпиченко
(1922—2005), ведшего с ним переговоры, считал виновником своего падения Михаила Горбачёва. Он говорил в 1990-м: «Что происходит в СССР? Есть ли будущее у советско-эфиопских отношений? На вашу экономическую помощь мы уже не рассчитываем, но просим сохранить хотя бы военную. Без вашей военной помощи мы не сможем успешно вести переговорный процесс с вооружённой оппозицией и наше положение в ближайшие месяцы станет катастрофическим». В конце беседы президент бросил упрёк: «Вы сами ориентировали нас на социалистический путь развития, и вы же сами от нас сейчас отворачиваетесь!»
Политику Менгисту за годы его правления можно характеризовать по-разному, но даже газета «Вашингтон пост», отнюдь не левая, писала 28 декабря 1982 года: «Даже противники (революционного) правительства признают, что оно достигло значительного прогресса в различных социальных областях, тогда как при императоре развитие шло черепашьим шагом». Например, количество больниц в Эфиопии за первое десятилетие после революции возросло с 650 до 1850, число медперсонала с 6500 до 16.000 человек.
Не поздоровилось и другим изображениям классиков марксизма в Аддис-Абебе:
Портреты Маркса, Энгельса и Ленина в Аддис-Абебе. Май 1991
Формально наследники тех победивших ходжаистов остаются у власти в Эфиопии посейчас. Только они очень скоро отказались от чистого ходжаизма в пользу т.н. мелесизма (по имени своего лидера), который характеризовался как «бриколаж из марксизма, ленинизма, маоизма и либерализма». Ну, вы поняли, что в этом «бриколаже» преобладало, хотя противников его, случалось, и убивали. И всё это опиралось, само собой, на благословенный рыночег...
Собственно говоря, это и было главное.