«Кто берется писать житие святого, обязан изучить всю его биографию, в которой не должно быть никаких темных мест и выдуманных пассажей. Агиограф исследует человека так, как если бы он жил рядом с ним. Как в древности, когда послушник пребывал рядом со старцем и записывал факты его биографии. Ты исследуешь до тех пор, пока ясно не начнешь представлять человека, что он думает, что делает и как поступит в тех или иных случаях, и ты получаешь в конце концов одобрение от него самого на написание того или иного эпизода».
«Мученики – это плоды прихода в мир Спасителя, Его страданий, но главное – Его воскресения. Это плоды Его сеяния. Для Русской Церкви этим важнейшим событием завершилось тысячелетие ее существования. Это плоды Русской Православной Церкви. С одной стороны, подведен итог, с другой – в лице новомучеников люди получили небесных заступников, с третьей – была закрыта пропасть незнания об истории Русской Церкви этого трагического с человеческой точки зрения периода. Благодаря изучению биографий новомучеников мы знаем, что тогда происходило. Церковное предание тех лет зафиксировано. Теперь предстоит длинный путь просвещения, приобщения к этому знанию других, увековечения памяти новомучеников и исповедников. Некоторые мученики оставили богатое духовное наследие, которое следует изучить, подготовить к печати и издать. Сегодня это поприще нашей общей церковной деятельности.
Агиограф несет ответственность за безупречность основанного на действительных фактах изложения жития святого, которое выполнено в соответствии с церковными правилами. Выводы из жизни мучеников и исповедников люди делают сами. Жизнь мучеников – это зеркало, в котором отражается свет горнего мира. И с другой стороны, жизнь новомучеников – это жизнь нашего XX века, нашей Церкви и в целом нашей страны».
Из интервью архимандрита Дамаскина (Орловского) Журналу Московской Патриархии. Текст интервью читайте на сайте Фонда "Память мучеников и исповедников Русской Православной https://fond.ru/materialy-o-novomuchenikakh/interv-yu-vystupleniya/915-aarkhimandrit-damaskin-orlovskij-podvig-muchenikov-v-sledovanii-za-khristom