Уже в июне, максимум в июле у нас появится девятый в современной истории Воронежа глава города. Действующий мэр Вадим Кстенин оставит пост 13 июня. В своём телеграм-канале 23 мая он сообщил, что «принял решение завершить службу на посту главы Воронежа».
Правда, не поделился с горожанами — почему. Не была озвучена причина и на встрече Вадима Кстенина с губернатором Александром Гусевым, которая состоялась в этот же день. Стало понятно лишь, что Вадим Кстенин точно не уходит на повышение. «Свою жизнь связываю с Воронежем, это мой любимый город, работать продолжу тут», — приводит его слова пресс-служба администрации города.
Выборы главы города (правда, не горожанами, а депутатами Гордумы) состоялись всего год назад. То есть, впереди у Вадима Кстенина было почти четыре года полномочий. Напомним, эти выборы были для него вторыми, в первый раз он был избран мэром весной 2018 года.
Экс-губернатор Владимир Кулаков и экс-мэр Сергей Колиух в беседе с автором этих строк в своё время, не сговариваясь, признали — власть очень затягивает. «История знает единичные случаи отказа от власти по собственному желанию», — отметил Сергей Колиух.
Александр Гусев прекрасно знаком с историей. И постарался дать понять, что в случае с Вадимом Кстениным в целом всё в порядке, и что это отказ от власти как раз по собственному желанию. «Поскольку Вы, Вадим Юрьевич, уходите не срочно, скорее планово, у нас с депутатами городской Думы ещё будет время спокойно выбрать достойную кандидатуру на должность мэра», — цитирует губернатора облправительство.
Далее, конечно, логично будет подвести итоги работы Вадима Кстенина на посту мэра. Тем более, администрацией города он руководил дольше большинства предшественников — шесть лет. Для сравнения — Александр Гусев работал главой города четыре с небольшим года, Сергей Колиух — пять лет, Борис Скрынников — четыре года, Александр Ковалёв — меньше трёх лет.
Цифры, которые назвал сам Вадим Кстенин, впечатляют. Введены в строй 11 школ и 24 детских сада. Расселено из аварийного жилья около 3 тысяч человек. Благоустроено 363 двора и 40 общественных пространств. Город получил 260 автобусов большого класса.
Однако есть очень важный нюанс — всё это, конечно, имеет отношение к мэру. Но не прямое. И это вовсе не попытка обидеть Вадима Юрьевича. Всё дело в том, как менялись полномочия администраций городов и мэров в современной России.
6 августа 1990 года глава Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин, выступая в Казани, произнёс хрестоматийную фразу: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». Конечно, она была адресована национальным республикам в составе России. Но принятый в 1991 году закон «О местном самоуправлении в Российской Федерации» по духу соответствовал именно этой фразе.
Его суть была в том, что муниципалитеты получали в свои бюджеты большую часть налогов, которые собирались на их территории. Но при этом руководили почти всей бюджетной сферой и были обязаны её финансировать. Не все помнят, что до конца нулевых годов больницы и поликлиники у нас были муниципальными, социальная защита в девяностые годы также считалась муниципальной функцией. Администрация города имела широкие контрольные и надзорные функции, во многом заменяя собой нынешние Роспотребнадзор и Росприроднадзор. А также утверждала тарифы на коммунальные услуги.
То есть, полномочия избранного горожанами мэра и полномочия совета депутатов в конкретном населённом пункте были даже шире полномочий губернатора. Соответственно, там, где к власти приходили хорошие управленцы, всё было нормально. Там, где плохие, сами понимаете…
В 2003 году, с принятием нового закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», федеральный центр взял курс на выстраивание вертикали власти. Процесс не был быстрым. Но в итоге к середине 2010-х у муниципалитетов изъяли большую часть налогов и большую часть полномочий.
А в 2016-м ушли в историю и выборы мэра горожанами. Точнее, закон дал городской Думе право сохранить прямые выборы главы города или отменить их, заменив на выборы мэра самими депутатами. Городская Дума Воронежа намёк из Москвы поняла и прямые выборы отменила.
Рассказанная нами история помогает понять — на посту мэра Вадим Кстенин не мог не сделать всего того, что он перечислил в день заявления об отставке.
К примеру, расселение из аварийного жилья изначально было идеей федеральных властей. И финансируется оно из федерального, областного и муниципального бюджетов (причём муниципальная доля крайне невелика). Благоустройство дворов и общественных пространств также софинансируется из федерального бюджета, в рамках федерального проекта «Формирование современной городской среды».
То же и с закупкой автобусов. Правда, из федерального бюджета она софинансировалась не во всех случаях. В 2022 году 63 автобуса были куплены для Воронежа за счёт средств областного бюджета. Однако всё началось с чёткого указания из Москвы — чтобы развивать отечественный автопром, регионы должны купить за счёт средств бюджета автобусы ЛиАЗ и НефАЗ. Некоторые школы и детские сады Воронежа также строились с привлечением федерального финансирования.
От мэрии в этом случае зависело грамотное и быстрое составление проектов и заявок. Кстати, за качество заявок на участие в федеральных программах Воронеж несколько раз хвалили.
Но в любом случае администрация города под руководством Вадима Кстенина не могла отказаться от участия в перечисленных выше программах. Но и выбить заметно больше положенного не могла бы. Вряд ли министерства и ведомства выделили бы Воронежу больше средств в ущерб, к примеру, Новосибирску.
Наверняка, кто-то сейчас подумал, что описанное выше похоже на уклад хозяйства в СССР, где руководители на местах проводили в жизнь линию партии. Но нет — современному мэру города сложнее, чем председателю горисполкома в советское время. Ведь он подотчётен не совету народных депутатов, а городской Думе. А между Горсоветом и Гордумой лежит пропасть.
В Горсовет входили заслуженные учителя, рабочие, представители интеллигенции. Всех их объединяло, в том числе, то, что в управлении городом у них не могло быть бизнес-интересов. Максимум — получение квартиры или машины вне очереди.
В Гордуму сейчас избираются в основном предприниматели, которые как раз отстаивают интересы своего бизнеса. Например, строительного. Поэтому любой избранный депутатами мэр крупного города ведёт себя с бизнесом таких депутатов очень аккуратно. Можно сказать, ходит между струйками.
В этой ситуации наше сравнение главы города с кассиром в сетевом магазине — это не попытка обидеть мэра. Как кассир не может самостоятельно изменить цены или закрыть магазин раньше времени, так и назначенный депутатами мэр никаких революционных изменений не произведёт. А значит, кого бы сейчас ни нашли на смену действующему мэру, назначенный депутатами новый глава города будет делать на посту примерно то же самое, что и Вадим Кстенин. Возможно, с небольшими вариациями. Так что, если говорить о принципах управления городом, то на смену Вадиму Кстенину придёт Вадим Кстенин.