Ее называли "русской Софи Лорен", а каждое ее появление на экране становилось событием. Неважно, кого она играла: сексапильную маму Клавы Веру Сергеевну из фильма "В моей смерти прошу винить Клаву К.", Любовь Прутковскую в сериале "Моя прекрасная няня" или разбитную исполнительницу ламбады в "Моей морячке". В любом образе она была органична и естественна, вот только красота сыграла с актрисой злую шутку. Главных ролей из-за "несоветской" внешности ей не давали.
В этом году одной из самых красивых артисток нашего кино Любови Полищук исполнилось бы 75 лет…
К юбилею звезды - материал газеты "Жизнь".
Большие роли ей доставались редко, несмотря на невероятную природную красоту, но даже эпизод с участием Полищук всегда был ярким и запоминающимся. Режиссеры называли ее актрисой с несоветской внешностью, а кто-то из журналистов даже присвоил Любови громкий титул "русская Софи Лорен". Могла ли мечтать о таком простая девочка, родившаяся в рабочей семье из холодного Омска? Вряд ли…
- Держалась она всегда очень просто. Как-то на гастролях в Омске зазвала всех домой: "Мамка пельменей налепила на всех!" Было что-то даже парадоксальное в сочетании необычайной ее красоты с этой простотой, - рассказывал коллега Любови по мюзик-холлу ЛЕВ ШИМЕЛОВ.
Артистка из рабочей семьи
Мама будущей актрисы работала швеей, а папа трудился на стройке, они были простыми советскими гражданами, жили в бараке по соседству с бывшими зэками и работягами, честно трудились и думали больше о хлебе насущном, нежели о чем-то возвышенном. Люба же с детства чувствовала тягу к прекрасному.
- Отец вкалывал сутками, мама тоже. Нас, детей, трое было, тяжело жилось. В основном общение происходило "тихо сам с собою". Куклам [я истории] рассказывала. У меня была такая тряпичная кукла, мама нарисовала глазки синенькие, курносый носик... - вспоминала актриса.
Маленькой Любе интересно было все... Она мечтала заниматься творчеством, поэтому пробовала себя в разных направлениях. Сначала хотела пойти в балет, но ей отказали из-за слишком высокого роста. Занималась девочка и в хоре, но позже поняла, что ее манит сцена, поэтому после школы Полищук отправилась в столицу за мечтой: там она поступила в ГИТИС, но после окончания вуза вернулась в родной Омск и начала работать в филармонии.
Однако судьба вернула талантливую девушку в столицу. Директор филармонии выбрал лучших артистов и забрал их с собой в Москву, когда его назначили директором Росконцерта. Так Полищук снова оказалась в огромном городе, где ей суждено было стать звездой.
Первая роль и танец с Мироновым
Дебют Полищук в большом кино состоялся в картине "Скворец и Лира". Там у нее была крошечная роль девушки на приеме у баронессы. Имя Полищук даже не было указано в титрах, однако в ходе съемок юную красавицу приметили режиссеры, ведь в роль она вкладывала больше, чем просто талант: она становилась своей и очень понятной для каждого зрителя.
Ну а первой заметной работой Любови стал эпизод в картине знаменитого Марка Захарова "12 стульев": яркая девушка с цветами в волосах танцует танго - и не с кем-нибудь, а с самим Андреем Мироновым. Многим тогда запомнился выразительный взгляд и природное очарование роковой красотки.
- Этот номер Любы с Мироновым был выдающимся, и, действительно, многие режиссеры хотели бы с ней поработать. Но в те годы существовало понятие "несоветское лицо". И все! На большие роли начальство порекомендовало ее не брать: ее лицо слишком чувственное. Но как же она играла эпизоды! Очень жаль, что ее потенциал в кино так мало использовали. А возможно, Люба наговорила резкостей кому-нибудь из Госкино, и он ей отомстил, - вспоминал режиссер АНДРЕЙ ЖИТИНКИН.
Однако кроме славы, которая настигла актрису почти мгновенно после выхода ленты на экраны, Полищук получила и серьезную травму - и именно в этом до сих пор многие поклонники видят причину безвременного ухода своей любимицы. Во время съемок очередного дубля технические работники забыли положить на пол мат, и из крепких объятий Миронова актриса упала, повредив спину. Именно то падение могло стать первым толчком к возникновению у Любови в дальнейшем проблем с позвоночником. Правда, семья Полищук и ее коллеги по фильму опровергали эту версию, но кто знает, как все было на самом деле...
Через три года актриса была уже на пике популярности, а роль в картине "В моей смерти прошу винить Клаву К." и вовсе сделала ее суперзвездой. В подростковой драме Полищук сыграла роль мамы главной героини, с которой она, бесспорно, справилась на отлично. Особенно зрителям запомнилась сцена, в которой женщина дает советы своей дочурке. Фраза, произнесенная Любовью тогда, актуальна до сих пор.
"Главное в жизни - никогда и ни о чем не жалеть", - сказала героиня.
Потом была "Интердевочка" - фильм, которому суждено было стать легендарным. В этой картине "королева эпизода" лишь подтвердила свой статус - она перевоплотилась в подружку главной героини фильма, валютную путану Зину Мелейко, и сыграла бесподобно. Ее персонаж получился настолько колоритным, что запомнился зрителям.
Чтобы достичь такого вау-эффекта, Полищук на протяжении нескольких месяцев наблюдала за реальными проститутками и подмечала интересные фишечки, дабы потом наделить свою героиню той самой изюминкой. Во взгляде Зины читается усталость, даже безнадега, но она все еще продолжает мило беседовать с товарищем милиционером.
Мама "Моей прекрасной няни" и работа через боль
И если в молодости Любови доставались роли разбитных красавиц, то в начале 2000-х она все чаще играла мам. Так актриса попала в ситком "Моя прекрасная няня". Виртуозная и такая точная в воплощении провинциальной мамаши - никто бы не справился с этим образом лучше.
На съемочной площадке актриса была неподражаема настолько, что коллеги даже не подозревали: каждый шаг и вздох даются ей уже через боль. Саркома позвоночника прогрессировала быстро, с каждым днем актрисе становилось все хуже. В перерывах между моторами Любовь плашмя лежала в гримерке, но об этом знали лишь несколько человек.
- Мы долгое время не знали, что она больна. А когда это стало известно, не понимали, как себя вести, боялись заходить к ней в гримерку. Она испытывала жуткие боли, но никому не жаловалась. В глазах у Любы появился испуг, но она продолжала работать в полную силу. И это был настоящий подвиг с ее стороны, - рассказывал СЕРГЕЙ ЖИГУНОВ газете "СОБЕСЕДНИК".
На съемках своего первого значимого фильма актриса получила травму, а позднее попала в аварию, где опять повредила спину. Это, очевидно, и спровоцировало развитие страшной болезни. Рак не пощадил красавицу, которая, по словам близких, очень боялась забвения.
Умерла актриса во сне - близкие не смогли разбудить ее 28 ноября 2006 года. Блокады, многочисленные обезболы, капельницы и усилия врачей не помогли: болезнь оказалась сильнее.
Два мужа и дети-актёры
На счету Полищук более 80 ролей, а могло быть и больше, если бы не слишком "несоветская" внешность. Самое интересное, что сама Любовь Григорьевна никогда не считала себя красивой или даже уверенной в себе. При этом мужчины сходили по ней с ума...
- Мужчин Люба моментально очаровывала. У многих раздувались ноздри в ее присутствии. А она кокетничать не умела! Мало того, терялась, когда слышала комплименты: Любочка была жутко неуверенной в себе женщиной и красавицей себя не считала, - рассказал коллега актрисы по мюзик-холлу ЛЕВ ШИМЕЛОВ.
Первым супругом актрисы стал Валерий Макаров - с ним она познакомилась еще во время учебы. Любови было всего 22 года, когда одногруппник и партнер по дуэту "Омичи на эстраде" Валера сделал ей предложение. Влюбленные поженились, а вскоре на свет появился сын Алеша, который пошел по стопам родителей и теперь сам известный актер.
Брак с Валерием у Любови Григорьевны не сложился. Как актриса признавалась позднее, с ним она так и не смогла стать счастливой. Да и как тут станешь? В их дуэте она затмевала супруга, а он, как это часто бывает, сильно ревновал жену к успеху. На этой почве в семье стали происходить конфликты.
- Среди этих девчонок одна выделялась ну совершенно точно. Во-первых, высокого роста. Во-вторых, глазастая. Две такие фары. Ну, дальше она и пела сольно, и пела хором, и танцевала. И сразу было ясно, что она в этом коллективе лидер. Она звездочка, - вспоминал МАРК РОЗОВСКИЙ.
Валерий начал топить печаль в спиртном, а в состоянии алкогольного опьянения превращался в настоящего монстра, даже мог поднять руку на жену. Полищук терпела, но потом решила все прекратить. Раз и навсегда... Поэтому подала на развод, забрала сына и уехала из Омска. Без сожалений... Сор из избы она выносить не стала, поэтому о причинах расставания с супругом говорила весьма сдержанно.
- Я стремилась в жизни достичь чего-то большего, а Валера считал, что он уже всего добился. Поэтому наши пути разошлись, - отмечала актриса.
Из-за плотной занятости и бесконечных гастролей актриса не могла много времени проводить с сыном, поэтому отдала мальчика в интернат, о чем не раз жалела, ведь она не видела, как растет ее Алеша, а мальчик считал себя брошенным.
- У кого мама актриса, тот меня поймет. Женщина-артистка не принадлежит ни себе, ни семье. Она не хозяйка, понимаете? Из этого все вытекает. Вся ее жизнь заточена на профессию, и ради нее она готова на все, - говорил как-то Алексей.
Со временем отношения с Алексеем актриса наладила - молодой человек смог понять и простить мать. Немалую роль в этом сыграло то, что он сам стал актером и понял, что эта профессия требует полной самоотдачи - в противном случае о тебе просто забывают.
Вторым избранником актрисы стал художник Сергей Цигаль, и он просто боготворил жену. Впервые он увидел Любовь на сцене и уже не мог ее забыть, поэтому познакомился с ней и стал заботиться о любимой женщине.
- Если муж и жена любят друг друга, то главное - не противиться тому, что уже происходит. Нужно тактично позволить проявиться тому, о чем ты и не подозревал. Можно прощать, не надо воспитывать друг друга, поздно: вы уже в одном вагоне, - говорила в одном из интервью Полищук.
Они стали семьей, а позднее и счастливыми родителями дочурки Мариэтты, которая, к слову, не так давно сыграла Фаину Раневскую в сериале "Раневская". Сергей до конца был со своей избранницей - нашел общий язык с сыном любимой от первого брака, поддерживал, когда было тяжело, а главное - оставался рядом до последних дней самой важной в его жизни женщины.
Она хотела очень много сказать и сыграть, но сгорела... Судьба отмерила ей всего 57 лет, но зато каких ярких!..
Автор: Ольга Сливченко