Давным-давно, в мире, где апокалипсис, судный день, рай и ад были лишь абстрактными понятиями, не связанными с благородством, римскими казнями или рок-операми вроде "Луизы" Вебера, существовало нечто совершенно иное. Священный огонь, завоевание Малой Азии и слова Заратустры и Фридриха Ницше сотканы в уникальную веру, не схожую ни с чем другим. Это - зороастризм, претендующий на звание самого древнего монотеизма.
Давайте окунемся в историю, вернемся примерно на три с половиной тысячи лет назад, когда бронзовые орудия труда стали модными, а цивилизация долины столкнулась с экологической катастрофой, ставшей началом первого из Великих переселений народов Евразии.
Миграции ариев, загадочная и мало изученная тема, предполагают, что арии рассеялись либо с Кавказа, либо с северных районов Черного моря, вероятно, из степей современной Украины и юга России. Эти воинственные кочевники, обладающие колесницами и навыками использования огня, пронеслись через Грецию, Малую Азию и Месопотамию около 1200 года до нашей эры, проникнув также в Индию и обосновавшись в Персии. Существует теория, согласно которой римская культура могла повлиять на верования различных народов, таких как древние греки, индийцы и славяне, создавая устойчивые параллели в их религиозных практиках, например, в поклонении солнцу.
Результаты римских миграций оказались значительно более значимыми, чем просто аналогии в культурных обычаях. Считается, что кастовая система, характерная для индуизма, напрямую связана с арийскими нашествиями. Арии, подчиняя местное население, выделили себя через эту систему. Таким образом, иранский и индийский политеизм имеют корни еще в древние времена, когда арии, или индоиранцы, вели полукочевой образ жизни в Центральной Азии.
Развитие этих культур имело сходные черты: от поклонения природным явлениям до божеств, ответственных за них, и затем к абстрактным концепциям, таким как война или земледелие, олицетворенным в виде пантеонов богов. Взаимодействие с реальностью осуществлялось через сделки с этими божествами, осуществляемые через жертвоприношения. Если вы желали, чтобы ваша телега двигалась ровно, бросали в огонь волоку. Мечтая стать великим воином, приносили в жертву любимого коня, а возможно, и человека. Жертвоприношения определялись специализированными жрецами, тайной группой знатоков.
Однако не следует думать, что жертвоприношения всегда сопровождались кровавыми ритуалами и грудами черепов. Фактически, общение с богами было довольно обыденным. Жертвоприношения скорее имели символический смысл - это был знак общения с богами. Зачастую достаточно было запаха или дыма от костра, на котором готовилось мясо.
В древнем иранском культе молитвы играли важную роль, однако сам процесс был еще более увлекателен. Основное внимание уделялось чистоте, в частности, двум ее источникам - огню и воде. Часто воде и огню приносились подношения, такие как несколько капель молока или семян определенных растений, брошенных в чашу с водой или в горящий костер. Даже сами костры считались подношениями. Огонь представлял некоторые сложности, так как для принятия подношений он должен был гореть, но поддерживать огонь было непросто. Именно это техническое ограничение привело к появлению множества традиций по сохранению священного огня у различных народов.
Еще одним важным аспектом древнеиранского культа был священный напиток из растения эфедра, из которого получали эфедрин, необходимый в современном производстве, например, для получения витаминов. В Индии этот напиток называли сомой, а в Иране - хаомой. В древних ведических гимнах описывается его воздействие на человека: "Я так высок, что касаюсь неба, я касаюсь широты земли. Я обрушил на землю тяжелые удары. Я расправил свои крылья: одно - к небу, другое - к земле. Я велик, велик. Я поднялся до облаков". Это один из самых древних документированных отчетов о путешествии в истории. Современные зороастрийцы до сих пор используют его, невзирая на то, верите ли вы в это или нет.
Однако всему этому разнообразному культурному наследию настал конец по мере завершения арийских миграций. Жители, поселившиеся, столкнулись с серьезными вызовами, а их религиозные верования начали изменяться. В Индии возник индуизм, в Греции - олимпийский политеизм. В Иране, вначале, религия превратилась в типичный политеистический культ с Ахурой Маздой в роли главного бога, подобно Зевсу. Однако вскоре последовала настоящая духовная революция, связанная с появлением человека, который стал известен как Заратустра.
В Европе к античным временам Зороастр уже стал полумифической фигурой, чье происхождение могло быть в любой точке того времени. Даты его жизни также были неопределенными: его называли современником царя Дария и пророка Моисея. Современные источники указывают, что он жил примерно за 258 лет до Александра Македонского, между 628 и 551 годами до н.э. Однако эта информация основывается на очень позднем иранском источнике, написанном примерно спустя столетие после жизни Зороастра.
Лингвистический анализ "Гатх", самой священной части авестийских текстов, приписываемых Зороастре, указывает на то, что его деятельность приходится на XII-X века до н.э. Однако существует неопределенность относительно самого существования Зороастра. Некоторые исследователи предполагают, что в период между II и I тысячелетиями до н.э., после того как арийцы освоили Иран, их верования начали эволюционировать. Из множества богов начал формироваться культ главного божества - Ахура Мазды. Спустя время эти изменения они олицетворили, создав фигуру пророка, идеального реформатора. Аналогичные концепции существуют и относительно Будды, и, естественно, Иисуса Христа.
Важно подчеркнуть, что Зороастр имел значительные различия с авраамическими пророками. Во-первых, он не был мучеником, и во-вторых, не проявлял сверхъестественные способности в том же смысле. Это имеет значение для тех исследователей, которые продолжают рассматривать его как историческую личность. В его текстах "Гатах" есть автобиографические детали: он был жрецом, имел семью и детей, происходил из рода, занимавшегося коневодством, и так далее. Это также важно для понимания, что ему не требовалось быть мучеником или творить чудеса. Такие аспекты ценны, когда ваша религия является альтернативой уже существующей. Например, в христианстве чудеса были способом продемонстрировать истинность веры, а мученичество - выражением готовности умереть за нее.
Однако Зороастр скорее был реформатором, чем революционером. Несмотря на конфликты с ортодоксальными священниками, его "Благое послание" скорее продолжало традиции, чем отрицало их. Ушел из мирской жизни примерно в 30 лет, как это принято для пророков, он получил божественное откровение и начал внедрять серьезные концептуальные новации под названием "Благая вера".
Было время хаоса и множества богов, где божества боролись за влияние, а ответственность за различные аспекты мира была запутанной. Тогда пришли три радикальных изменения. Первое новшество ввело жесткую иерархию: великий Ахура Мазда стал главным богом, а остальные боги стали его подчиненными. Вторая реформа привела к созданию такой же строгой иерархии противников. Различные боги, вроде Индры и Митры, были объявлены злыми демонами, служащими злому Ангра Майнью, брату-близнецу Ахура Мазды.
Третье изменение включило каждого в космическую борьбу: каждый человек должен был бороться со злом, чтобы помочь Ахуре Мазде. Людям следовало жить по принципу добрых мыслей, слов и дел. Когда все люди будут жить так, Ахура Мазда победит, и начнется обновленный мир. Праведные будут воскрешены, и наступит вечная блаженная жизнь.
Миллионы людей верят в эти идеи до сих пор. В древние времена эти концепции, вероятно, казались потрясающими: рай, воскрешение, борьба добра со злом, светлое будущее. Старое арийское язычество со своими кровавыми ритуалами не могло предложить ничего подобного. И эти идеи останутся в основе мировой истории на протяжении тысячелетий.
Зороастр высказывал критику в адрес других жрецов за чрезмерные жертвоприношения и частое употребление растения хаома, которое вызывало эйфорию. Однако его мнения не были одобрены среди коллег-жрецов, и в итоге он был изгнан из своего племени. Зороастр нашел приют у Виштаспы, лидера племени фраваши, который принял его веру и поддержал.
Успешные войны с соседними народами содействовали распространению авестийского культа. Вначале этот культ привлекал племенных лидеров и основателей, а со временем стал одной из основных религий Малой Азии. Конфликт между зороастризмом и жречеством, а также секрет его успеха, оказались более сложными, чем представлялось.
Зороастрийская реформа представляла значительную угрозу для традиционной иранской социальной структуры. Старый культ обещал рай только элите, в то время как зороастризм говорил о надежде для всех, независимо от статуса (я думаю этот факт напоминает еще несколько религий). Это вызвало опасения среди старой аристократии.
Кроме того, заявление о том, что многие боги являются злыми духами, с которыми следует бороться, было радикальным изменением. Ранее считалось, что зло нужно умиротворять, а не бороться с ним.
При первом взгляде казалось, что два элемента - обещание райской жизни после смерти и моральные нормы авестийского кодекса, - являлись источниками потенциальных конфликтов. Однако истинный стратегический успех зависел от других факторов. Во-первых, обещание райского блаженства после жизни мотивировало тех, кто ранее об этом не задумывался. Во-вторых, моральные принципы, предписанные авестийским кодексом, способствовали единству общества, создавая общую цель и сплоченность. Это обеспечивало стабильность и социальную гармонию.
В-третьих, зороастризм был более приспособлен к жизни оседлых людей, в отличие от традиционных культов. Например, жертвоприношения скота имели смысл для кочевников, но были не столь выгодны для земледельцев, у которых скот был дефицитом.
Конфликт между Ахурой Маздой и Ангра Майнью, возможно, отражал разделение иранского общества. Одна часть общества становилась оседлой, в то время как другая оставалась кочевой, предпочитая военные действия и набеги.
Упоминание в гатхах мужских союзов, против которых выступал Зороастр, может быть связано с традициями кочевников. Эти союзы, возможно, совершали набеги на соседние племена или оседлые общества, служа при этом способом инициации юношей и средством уменьшения внутренних конфликтов внутри племени.
Зороастр стал объектом нападений со стороны мародеров, что, возможно, привело к его смерти в возрасте 77 лет. История говорит, что он мог погибнуть от рук людей, принадлежащих к этой опасной группе, которые, по версии одной из легенд, были одеты в волчьи шкуры. Однако его наследие осталось живым. Отказ от кочевого образа жизни и стремление к утверждению единого закона стали двигателем зороастризма, открывшим путь в будущее, хотя и долгим.
Распространение зороастризма в Малой Азии заняло несколько столетий. В это время вера обогатилась различными мифами и легендами. Сторонники Зороастра поняли, что борьба между добром и злом стала мощным мотиватором, но для утверждения религии требовалось больше.
В священных текстах появилась легенда об идеальном царе Хоме, правившем 900 лет и спасшем человечество от страшной зимы. Он построил убежище и спас всех существ, отправив в него по паре каждого живого существа. Это убежище, описываемое в текстах, напоминает город Аркаим, обнаруженный на Южном Урале, что может указывать на его арийское происхождение.
Распространение зороастризма продолжалось, набирая обороты и проникая в различные области жизни.
В начале своего существования зороастризм не получил широкого распространения, однако впоследствии был принят вавилонскими магами и уже существовавшим иранским жречеством, которое ранее передавалось по наследству. С того времени священниками стали представители избранных семей, утверждавшихся якобы от первых учеников Зороастра. Кандидаты из этих семей должны были быть физически здоровы и не совершать непростительных грехов. Право на жречество передавалось только их потомкам.
Первый значительный прогресс зороастризма связан с эпохой Ахеменидов в Персидской империи. Дарий, возможно, первый правитель, который принял культ Ахура Мазды как единственный божественный культ своего государства. Он сделал его обязательным для всех слоев общества и различных этнических групп. Это было весьма полезно для стабильности империи. Город Персеполис, построенный Дарием, предположительно, был первоначально посвящен Наврузу, зороастрийскому празднику разжигания костров. Хотя сейчас он уже не является исключительно зороастрийским, для персов он имел огромное значение, олицетворяя новый подход к официальной государственной религии.
Ранее конфликты между последователями различных богов решались путем сравнения их силы. Однако персы признавали Ахура-Мазду как своего единственного бога, а его культ был введен для всех завоеванных народов.
Сравнивая зороастризм с дохристианским Римом, можно заметить значительные различия в подходе к интеграции новых богов. В других религиях новые божества просто добавлялись к уже существующим, расширяя космополитическое многообразие. Однако зороастризм следовал иному принципу.
Во времена Дария, властвовавшего в Персеполисе, была применена совершенно иная стратегия. Множество авестийских текстов было сохранено во время его правления. Эти тексты хранились во дворце, возведенном Ксерксом, который позднее был захвачен Александром Македонским. Это был существенный удар по зороастризму, так как он лишился значительной части своих священных текстов.
Более того, греки, одержавшие победу, активно распространяли свои верования, что лишало зороастризм его государственного статуса. С востока же пришел буддизм, который вытеснил зороастризм из Центральной Азии и Северной Индии.
В период Парфянской империи зороастризм вновь стал государственной религией, однако его влияние существенно ослабло в месопотамских городах, где поклонялись древним богам, таким как Мардук и Ашур.
Иудаизм и даже христианство пришли в Вавилон с Ближнего Востока. Однако возрождение зороастризма случилось в период правления династии Сасанидов. Они усилили свою власть, опираясь на древнюю "добрую религию" и отменив государственный культ парфян.
В течение своего 400-летнего правления Сасаниды осознали потенциал зороастризма и сделали его центральной религией. Они провозглашали себя потомками божества, что придавало им легитимность. Универсальные правила чистоты стали основой для устранения религиозных разногласий и создания общего кодекса правил.
Поддержка зороастризма также выражалась в риторике, пропагандирующей возвращение к традиционным иранским учениям. Это сделало Сасанидов истинными правителями, в отличие от их предшественников из династии Парфян.
Шапур II, один из правителей Сасанидов, еще более укрепил свою власть, поддерживаемый авестийским жрецом по имени Адурбад Махрспандан. Этот священник организовал публичные религиозные дискуссии и даже, по преданию, прошел испытание расплавленным металлом, оставаясь невредимым. Это убедило многих в принятии зороастризма. В этот период был окончательно записан священный текст "Авеста", завершенный этим жрецом.
Этот текст взращивался в течение тысячелетий, передаваемый устно от поколения к поколению, прежде чем был наконец зафиксирован в письменной форме как "Авеста" - основной сборник религиозных текстов зороастризма. В него также вошла "меньшая Авеста" - сборник молитв для ежедневного использования, распространяя влияние этой религии на повседневную жизнь обычных людей.
Однако использование книг не ограничивалось лишь храмами и священными кострами. Начались репрессии и преследования верующих других религий, таких как христианство и ересь. Сасаниды видели в них конкурентов, не нужных зороастризму.
Это чрезмерное внимание к религиозным вопросам со стороны Сасанидов было ответом на действия их главного геополитического соперника - Византийской империи. Особенно это проявилось в реакции на принятие христианства императором Восточной Римской империи Константином. Эта идеологическая борьба определила окончательный облик зороастризма.
В это время возникла одна из многочисленных зороастрийских ересей - зурванизм. Его сторонники считали, что если есть Ахура Мазда и Ангра Майнью - два брата-близнеца, то должен быть кто-то, кто их породил. Они пришли к выводу, что этим был Зурван, бог безграничного времени и пространства.
Зурванизм значительно изменил зороастризм, превратив его из дуалистической религии в монотеистическую. Поздние Сасаниды поклонялись лишь одному главному богу. Это представление о зороастризме познакомило с ним средневековых европейцев и начинающийся ислам.
Европейцы начали считать зороастризм древней монотеистической религией, сопоставимой только с иудаизмом. Мусульмане же рассматривали зороастрийцев как "людей Книги", хотя Авесту никогда не признавали так же, как Тору или Коран. Они также преследовали многих персов, что создавало некоторые трудности.
Исламские завоеватели оказались в непростом положении, ведь они захватили Сасанидскую империю, окруженную зороастрийцами. Хотя зороастризм уже не был господствующей религией, его остатки оставались в стране во время исламских завоеваний. Когда мусульмане вторглись в страну, многие жрецы были убиты, защищая свои священные костры. Эта традиция, как известно, уходила корнями в древнюю историю ариев.
Зороастризм, однажды великая религия, теперь находится на грани вымирания. Число его последователей сократилось до нескольких сотен тысяч. В прошлом мусульмане жестоко преследовали зороастрийцев, но сегодня их признают официально, включая представителей в иранском парламенте. В этом парламенте даже есть депутат-зороастриец, что, вероятно, символизирует уважение к древней истории своей религии.
Зороастризм демонстрирует удивительную способность религиозных взглядов к эволюции. В мире множество религий возникло из распыления арийцев: германские, греческие, римские, индийские. Римская, греческая и германская религии исчезли, уступив место христианству, в то время как индийские верования превратились в разнообразные секты. Зороастризм же остается единственным примером древней религиозной традиции, сохранившейся с бронзового века до наших дней. Он постоянно адаптируется к изменяющимся условиям, сохраняя ключевые аспекты своего культа, включая центральные фигуры и ритуалы.
В одном из иранских городов до сих пор горит Священный огонь, зажженный более пятнадцати веков назад. Эта история зороастризма оставляет вопросы о том, что ждет эту религию в будущем.