Найти в Дзене
Философия просто

Сократ и его метод ведения диалога

Биография Сократ (469–399 гг. до н. э.) — выдающийся древнегреческий философ. Благодаря ему в истории философии выделяют два периода: досократический и сократовский. В отличие от своих предшественников, которые пытались понять, как устроен мир, Сократ сосредоточился на изучении человеческой природы.
Его интересовали вопросы морали и нравственности: он стремился понять, что такое добродетельная жизнь, и обсуждал общественно-политические проблемы. Его философские труды легли в основу западной философии.
К сожалению Сократ не оставил после себя письменных работ, поэтому о его идеях мы узнаём из сочинений его учеников, в частности Платона и Ксенофонта. В этих трудах, написанных в форме диалогов, Сократ и его собеседники вместе исследуют различные вопросы, обмениваясь мнениями и аргументами.
В 399 году до н. э. Сократа обвинили в нечестии и развращении молодёжи. После судебного разбирательства его приговорили к смертной казни. Однако даже после смерти Сократ остался в памяти людей как фи
Оглавление
Сократ думает
Сократ думает

Биография

Сократ (469–399 гг. до н. э.) — выдающийся древнегреческий философ. Благодаря ему в истории философии выделяют два периода: досократический и сократовский. В отличие от своих предшественников, которые пытались понять, как устроен мир, Сократ сосредоточился на изучении человеческой природы.
Его интересовали вопросы морали и нравственности: он стремился понять, что такое добродетельная жизнь, и обсуждал общественно-политические проблемы. Его философские труды легли в основу западной философии.


К сожалению Сократ не оставил после себя письменных работ, поэтому о его идеях мы узнаём из сочинений его учеников, в частности Платона и Ксенофонта. В этих трудах, написанных в форме диалогов, Сократ и его собеседники вместе исследуют различные вопросы, обмениваясь мнениями и аргументами.
В 399 году до н. э. Сократа обвинили в нечестии и развращении молодёжи. После судебного разбирательства его приговорили к смертной казни. Однако даже после смерти Сократ остался в памяти людей как философ, который добровольно принял смерть ради своих убеждений.

Метод Сократа

Метод Сократа — это особый подход к диалогу, в котором один человек задаёт вопросы, а другой на них отвечает. Задача задающего вопросы — заставить собеседника задуматься о своих знаниях и, задавая уточняющие вопросы, помочь ему найти правильный ответ. Он объясняется так:

«Если вы ведете диалог или спор, и вам кажется, что ваш собеседник говорит чушь, но вы никак не можете ему это доказать, просто скажите ему: «На основе чего ты сформировал такое мнение?»

После этого может быть 2 варианта:

  1. Он поймет , что его выводы не аргументированы или аргументы нелепы , и поменяет точку зрения
  2. Либо вы узнаете что-то новое

P.S. Очень действенный метод

Ирония Сократа — это умение тонко высмеивать самоуверенность тех, кто считает себя «всезнающим».

Сократ притворялся несведущим и задавал человеку вопросы на тему, в которой тот являлся "
экспертом". Вопросы были тщательно продуманы, чтобы постепенно запутать собеседника и привести его к противоречиям в собственных суждениях. В результате Сократ лишал собеседника самонадеянности, показывая несоответствия между его исходными утверждениями и конечными выводами.

После этой части диалога собеседник избавлялся от излишней самоуверенности и был готов вместе с другими искать истину. За «иронией» следовала «майевтика» — искусство помогать рождению знаний.
Сократ верил, что знания уже есть в голове у каждого человека, и задача учителя — лишь помочь этим знаниям проявиться. Для этого он задавал наводящие вопросы или находил противоречия в новых утверждениях собеседника.

Пример обучения, построенного на сократовском диалоге, приводится в диалоге Платона «Менон»:

Сократ решил обучить геометрии мальчика-раба, который жил в доме Менона. Для этого он нарисовал на песке квадрат и задал юноше несколько вопросов.
В результате раб пришёл к выводу, что отрезки, соединяющие середины прилежащих сторон квадрата, образуют квадрат, площадь которого в два раза меньше площади исходного.
Сократ был очень рад. Он объяснил, что этого раба не обучали геометрии, но он смог самостоятельно прийти к такому выводу. Это означало, что знания, которые он использовал, были у него ещё до рождения, и ему просто нужно было их вспомнить.

Вывод

Сократ — настоящий мастер слова. Его способность вести диалог и спорить, находя вместе с собеседником истину, достойна восхищения. Нам остаётся только учиться его мудрости и внедрять его метод в нашу жизнь.