68,7K подписчиков

Казалось бы, при чем здесь Ленин?

113 прочитали
Аргентинский нуар «Вторжение» (1969) в известной мере повторил судьбу советской ленты «Первороссияне» (1967) – все прокатные копии были изъяты и уничтожены,  негативы оказались «арестованы».
Аргентинский нуар «Вторжение» (1969) в известной мере повторил судьбу советской ленты «Первороссияне» (1967) – все прокатные копии были изъяты и уничтожены,  негативы оказались «арестованы».-2

Аргентинский нуар «Вторжение» (1969) в известной мере повторил судьбу советской ленты «Первороссияне» (1967) – все прокатные копии были изъяты и уничтожены, негативы оказались «арестованы». То, что мы сейчас можем видеть на экране - это восстановленная версия, которую приходилось воссоздавать в буквальном смысле слова по крупицам.

Различие состояло в том, что советское руководство посчитало излишним, чтобы отечественный зритель был знаком с эстетикой «ранних революционных мистерий», а латиноамериканская криминальная картина была «изъята» в ходе государственного переворота, после того, как многие годы уже была в прокате.

Что же смутило аргентинских военных в фильме, напоминавшем по стилю изложения материала «Альфавилль» Годара, а сценаристом был литературная гордость страны – Борхес?

Канва сюжета вроде непредосудительная – группа людей пытается противостоять вторжению. И видит своей главной целью уничтожение антенны, кою «вторженцы» хотят установить на стадионе, дабы тем самым координировать свои действия.

Впрочем, в действиях видна некоторая странность. Вторженцы – не оккупанты, не инопланетяне. Они некоторая внутренняя сила. То есть вторжение претворяется в жизнь «изнутри». А потому сопротивляющиеся ему группы выглядят тоже необычно. Как пел легендарный рок-бард: «На своём поле как подпольщики».

Ответ на эту тайну можно обнаружит в финале ленты. В тот самый момент, когда получающий оружие персонаж говорит: «Мы пойдем другим путем» - подразумевая иную тактику сопротивления, нежели была у уничтоженных ранее групп, придерживавшихся метода «индивидуальных действий».

Аргентинский нуар «Вторжение» (1969) в известной мере повторил судьбу советской ленты «Первороссияне» (1967) – все прокатные копии были изъяты и уничтожены,  негативы оказались «арестованы».-8

Именно эту фразу приписывали будущему «вождю пролетариата», как якобы реакцию на известие на казнь его брата-народовольца Александра Ульянова. С учетом этого всё встаёт на свои места, включая запрет ленты за «тайный марксизм».

Аргентинский нуар «Вторжение» (1969) в известной мере повторил судьбу советской ленты «Первороссияне» (1967) – все прокатные копии были изъяты и уничтожены,  негативы оказались «арестованы».-9

Взяв за основу рассказ Борхеса, была использована модель развития революционного движения, предложенная Лениным в 1912 году в статье «Памяти Герцена» («Декабристы разбудили Герцена…»). В фильме вам предложены «три возраста» борцов с Системой (именно так надо трактовать «вторжение изнутри»).

Аргентинский нуар «Вторжение» (1969) в известной мере повторил судьбу советской ленты «Первороссияне» (1967) – все прокатные копии были изъяты и уничтожены,  негативы оказались «арестованы».-10

«Неготовый к патриотическим актам» дон Порфирио - это мыслитель-вдохновитель (своего рода Герцен). Он подвиг к радикальному действию и героическому самопожертвованию индивидуальные группы (так сказать «народовольцы»).

Аргентинский нуар «Вторжение» (1969) в известной мере повторил судьбу советской ленты «Первороссияне» (1967) – все прокатные копии были изъяты и уничтожены,  негативы оказались «арестованы».-11

Однако предотвращение Вторжения способны осуществить лишь сплоченные «южные отряды», которые придерживаются дисциплины и делают ставку на массовость и сплоченность («большевики»). В противном случае фильм может оказаться «экзистенциальной безделушкой», что никак не объясняет его уничтожение в 1978 году.

Кадр из фильма «Вторжение» (1969)