Когда я вышла из декретного отпуска и набрала свою легендарную группу, в нашем детском саду только-только начала функционировать пристроенная часть здания. В новострое разместилось четыре группы. На первом этаже малыши, на втором – средняя и старшая. Подготовишки доживали свой дошкольный век в старой части, ясельки вообще обитали в отдельном домике с печным отоплением. В освободившихся групповых помещениях сделали спортивный зал, а потом и столовую.
Я с малышами разместилась в самой тёплой группе. Зимой в ней температура опускалась лишь до пятнадцати градусов, не то, что в угловой на втором этаже. Когда мы перебрались туда в средней группе, то зимой, в сильные морозы, пока няня, моя полы, отжимала тряпку, у стены вдоль плинтуса, образовывалась корочка льда. Да уж, было дело. У второй младшей, более теплой группы, имелись свои вход и прогулочная площадка. Отдельно от остальных. Напротив кухни. Это было немного скучно, но безопасно. Все свои на виду. Через год дети перешли в среднюю группу и поменяли дислокацию. Как самой группы, так и участка для прогулки. Мы примкнули к большинству и это было крайне увлекательно. Потому что, пока шло строительство, территория, где раньше размещались основные прогулочные площадки, потеряла товарный вид. Кусты погибли, заборчики- постройки сломались под ударами строительной техники. Теперь это была одна бескрайняя площадка с несколькими верандами по периметру. Игрушек совсем немного, только те, что сохранились с прежних советских времен. Новые уже давно перестали поступать в сады. Безденежье. Я, за свою профессиональную жизнь так редко получала игрушки для группы, что пересчитать эти события хватит пальцев одной руки. Мы приносили из дома баночки и коробочки, которыми дети с удовольствием и играли. Голь на выдумки хитра.
Когда все группы выходили на прогулку, они моментально перемешивались, и собрать детей на своей веранде составляло немалого труда. Пока выловишь одного, двое других дали деру на противоположную сторону. Поэтому, мы работали сразу со всеми. Неважно, из какой он группы. Все наши. Сортировали детей потом у входа в здание, когда заходили с прогулки. Постепенно, конечно, стали появляться ограждения участков, устанавливались малые игровые формы и всё потихоньку утряслось. Но начинали мы работать весело. Дети разных возрастов на огромной площадке в броуновском движении.
Вот в такой период, когда на прогулке царила полная идиллия и ФГОС, Максим и Катя решили покопать песочек. Лопаток свободных, увы, не нашлось. Тогда мальчик сказал, что дома у него есть замечательная лопатка, надо только за ней сходить. Катюша была отзывчивой доброй девочкой и с радостью составила ему компанию, взяв парня за руку. Так их и встретила незнакомая женщина в районе детской библиотеки, на повороте на улицу Ленина.
Когда она привела детей к детскому саду и спросила «ваши?», у меня подкосились ноги. Двое моих четырехлеток убежали, а я даже не заметила. Случись, это в наши дни, я, наверное, по требованию общественности, уже была бы четвертована и повешена одновременно. Слава Богу, родители детей оказались понимающими. Валя посмеялась и сказала, что сын последнюю рубашку готов отдать ради дамы. Катюшкина мама вообще лежала со мной в роддоме, поэтому казнить меня не собиралась. Достаточно было того, что я казнила сама себя.
К слову, именно после этого случая, благоустройство территории детского сада стало двигаться быстрее. Всё-таки следить за двадцатью детьми на своём участке более реально, чем когда они среди нескольких десятков других.
Как практик я уверена, предел возможностей педагога заканчивается в районе пятнадцати детей. Если их в группе больше, то ты то и дело, невольно теряешь из виду кого-нибудь. Может, со мной и не согласятся, но за два десятка лет работы на группе я прочувствовала это на себе. А все эти нормативы, которые учитывают только квадратные метры помещений, а не человеческие возможности женщины - воспитателя, я считаю бестолковыми.
Вот так.