«Я готовил себя к судьбе непризнанного гения. Я думал, что буду неизвестный, вечно безденежный».
Сегодня в Москве оборвалась жизнь Валерия Чтака. Художнику было всего 42 года.
Чтак родом из Москвы. С 1998 года посещал Школу современного искусства Авдея Тер-Оганьяна и с 2000 по 2005 гг. состоял в группе «Радек» - сообществе художников, музыкантов и культурных активистов, возникшем на базе школы Тер-Оганьяна. С 2002 года Чтак регулярно участвовал в групповых выставках в России и за границей, реализовал большое количество персональных проектов.Работы Чтака экспонировались в Espace Louis Vuitton, Париж, Франция (2007), Московском музее современного искусства (2016), Мультимедиа Арт Музее (2020, 2015), Музее Москвы (2014), Музее Москва-Сити (2017), Центре современного искусства Заря (2016), были частью параллельной программы европейской биеннале современного искусства Manifesta-10 (2014) и Московской биеннале современного искусства (2013, 2011) и многих других.
До 34 лет у московского художника было все, о чем можно мечтать: успешная карьера, признание, семья и безупречное здоровье. В интервью для благотворительного фонда - https://vesnafund.ru/valery-chtak мы взяли рассказ Чтака о его недуге.
"Однажды молодого мужчину накрыла непреодолимая усталость. Захотелось все бросить и прилечь отдохнуть, хотя бы на секундочку. Загадочный симптом он списал на переутомление. Но однажды жизнь сменила улыбку на оскал. На улице стоял промозглый октябрь. Капли осеннего дождя били по окнам с такой силой, что он проснулся раньше обычного. Едва открыв глаза, увидел то, чего никак не мог ожидать".
"Зрение двоилось, перед глазами стоял туман. Испытал ужас. Первая мысль была: я больше не смогу рисовать». Валерий Чтак отправился на обследование. Затем последовало долгое ожидание. Больничный коридор был заполнен пациентами. Снимки выдавала медсестра. И так было до тех пор, пока в дверях не появился врач и не спросил: «Кто здесь Чтак?». Валера вскочил. Его пригласили в кабинет. Помедлив, врач произнес: «Молодой человек, у вас очень серьезное заболевание, оно называется рассеянный склероз".
Начиная с этого момента, Жизнь Валерия Чтака сильно изменилась. Многие масштабные работы Валерию помогала создавать его ассистентка. Несмотря на все сложности карьера шла в гору, Валерий Чтак неоднократно получал статус художника года по версии Cosmoscow. Мастер создал художественное оформление фильма «Тряпичный союз». В 2016 году он вошел в рейтинг Топ-20 самых влиятельных художников в российском искусстве, его также включали в другие авторитетные рейтинги выдающихся современных художников в возрасте до 50 лет.
Помимо основной деятельности Валерий интересовался музыкой. Он основал рок-группу Sthow’s Seths, в состав которой помимо него вошли художник Евгений Куковеровиз арт-группы «ЕлиКука» и музыкант Дмитрий Власик. В прошлом году, помимо Склероза у Чтака начались осложнения, врачи выявили онкологию. Известный аукцион Vladey даже проводил благотворительное мероприятие со сборами на лечение.
Один из наших выпусков посвящен Валерию Чтаку и его выставке в Сергиевом-Посаде. Обязательно смотрите его на ARTПатруль https://youtu.be/174uIzMDQUM?si=9UFxDqRjEYgo2r3E
Творчество
В память о художнике, хотели бы рассказать о его творчестве. Картины Валерия Чтака могут напоминать надписи на уличных стенах, плакаты и даже транспаранты, но это, скорее, ментальные проекции художника — поток сознания. Чтак использовал скупой изобразительный язык, как бы не отвлекающий от мысле-чувств, заложенных в его работах. Цветовой минимализм он взял у Йозефа Бойса, а у Жан-Мишеля Баския позаимствовал иконические изображения и идею включения текста в картины. В лаконичном и герметичном искусстве Валерия Чтака, как в некой письменности, есть свои изобразительные правила, повторяющиеся знаки, определенный синтаксис его ребусов.
Отечественное искусство имеет богатую логоцентричнуютрадицию, и это не только русская литература. Силу текста, изображенного определенным образом, открыли еще русские авангардисты в начале XX века, которые и стали включать его в свои художественные произведения, что во многом нашло свое отражение в советских агитплакатах. Значительно расширил эту практику московский концептуализм в 1970-1980-х годах. Валерий Чтак работал с текстом совершенно особенным образом, делая упор больше на синтаксические и лексические особенности разных языков, на игру слов и многозначность их восприятия.