Доставка зерна, муки из южных областей России была важна для обеспечения Москвы продуктами питания. Для решения проблемы Николай II в 1897 году разрешил строительство новой ветки частной железной дороги Павелец – Москва. Это была крупная дорога, связывающая 12 губерний с большим числом жителей. В 1900 году на ней появилось здание Павелецкого вокзала.
На привокзальной площади зашумела бурная торговля. Здесь построили трактиры, гостиницы, магазины. Стал работать самый дешевый рынок Москвы – на Зацепе. В те времена он был настоящим чудом из стекла и фанеры, притаившимся рядом с невзрачным зданием Павелецкого вокзала. Рынок исчез во время бомбежки немцами, которые приняли его за здание вокзала.
Руководство Рязанско – Уральской железной дороги в царской России получило долгожданный выход в Москву.
История Павелецкого вокзала
Изучая страницы жизни Павелецкого вокзала, сталкиваешься с двумя неоднозначными вариантами его появления. По одним документам архитекторами проекта являлись Ю. Ф. Дидерихс и Н.А. Квашнин. По другой информации здание возводили по предложению архитектора А.Ф.Красовского. Это версия наиболее популярна. Александр Красовский был студентом Московского училища. Здесь он получил первые знания о ваянии, зодчестве, живописи. В дальнейшем он строил доходные дома Петербурга, участвовал в реставрации Эрмитажного театра. Висячего сада в Зимнем дворце. По его проекту построили первое здание высшего учебного заведения для женщин в России (Бестужевские женские курсы).
Читайте также: Пять самых экологически чистых районов Москвы - рейтинг 2023: названия и чем они выделяются
Вторая неоднозначность спрятана в имени вокзала. По одним данным первоначально он назывался Саратовским. Это связано с расположением в Саратове действующего управления Рязанско-Уральской дороги. Название «Павелецкий» появилось после Второй мировой войны по имени поселка Павелец в Рязанской области, где находился финальный участок железной дороги к Москве. Строение под именем «Павелецкий» упоминается во многих изданиях газет тех времён (в 1900 до 1911 годах). Только в 1912 году на картах железных дорог появилось временное название «Саратовский».
Линия Павелец-Москва начала работать раньше, чем построили необходимое здание. Первоначально поезда приходили на Курский вокзал.
Открытие произошло 14 сентября (новый стиль) 1900 года. Отслужили молебен, освятили водой новое здание, построенное по архитектурным требованиям текущего времени. Симметричная постройка с выделенным по высоте центром имела привлекательный подъезд, красивые окна. Оно гармонично дополнило внешний вид привокзальной площади, куда выходили входы, залы ожидания, вестибюль, багажное отделение. Рядом располагались необходимые помещения для касс, телеграфа, аптеки, буфета. Центральную часть занимал высокий, просторный зал ожидания с разделением помещений для пассажиров разного класса (первый, второй класс отделялись от третьего). Постройка имела два этажа. Небольшой третий этаж размещался только над центральной частью с куполом. На бутовой основе фундамента возведен кирпичный комплекс длиной около 84 м. Толщина внешних стен достигала 2.5 кирпичей, что обеспечивало надежный запас прочности. При этом часть наружных стен была облицована специальным кирпичом, а фундамент укреплен тесаным камнем. Вестибюль, карнизы, мансарды, боковые выступающие части были украшены индивидуальной лепниной. Изящная часовая башенка играла роль флагштока постройки. Со стороны железнодорожного полотна размещались помещения служителей и парадные комнаты отдыха (царские помещения). Рядом оборудованы выходы к платформам. В начале века это был рационально обустроенный транспортный узел с оригинальным способом отопления.
Читайте также: Пирогов Николай Иванович - памятные места в Москве
Современное состояние, структура вокзала
По основному назначению терминал вокзала считается пассажирским, по массе возможных работ его относят к внеклассному типу. Это начальная точка направления железной дороги на Павелец и тупиковая (не транзитная) станция. Транспортный узел связывает Москву с Нижним и Средним Поволжьем, Центральными районами Черноземья и другими южными районами страны.
В некотором смысле его называют дублером Казанского вокзала, но с меньшей пропускной способностью. Это связано с не максимально развитой инфраструктурой конкретных участков железнодорожной магистрали.
С Павелецкого вокзала организован проезд электропоездов к станции Узуново. С августа 2003 года начала работать скоростная система аэроэкспресс, связавшая вокзал с аэропортом Домодедово.
Первая генеральная реконструкция строения проходила в 1980-ых годах. Важным требованием во время её проведения было сохранение первоначального облика вместе с расширением общей вокзальной площадки. Силуэт здания должен был сохранить в памяти жителей города узнаваемые элементы. Работы успешно провели специалисты треста «Мострансстрой» Гурков, Воронцов, Кузнецова. Здание, сохранившее свой вид, дополнил новый вестибюль станции метро, принадлежащей Замоскворецкой линии. Обновлённый комплекс превысил объем прежнего вокзала в 6 раз, а пропускная способность увеличилась в 4 раза. Он стал удобнее, просторнее, комфортнее для пассажиров пригородных электропоездов, составов дальних следований, идущих по Павелецкой линии. Их маршрут начинается здесь и проходит к узловой станции Ожерелье. Здесь некоторые составы проводят замену электровоза на тепловоз и продолжают движение по путям ответвления на Узловую до Липецка. Основная часть потока поездов дальнего следования едет до стыковки на станции Узуново, дальше к Богоявленску и выходит на магистраль Рязань-Мичуринск, где открывается прямой путь на юг. Это Анапа, Адлер, Кисловодск, Астрахань, Нальчик, Дербент и т.д.
С платформы Павелецкого вокзала каждую субботу с мая до октября начинает движение круизный поезд «Жемчужина Кавказа». Путешествие в вагонах разного класса: купейный, люкс, СВ, продолжается 7 дней по маршруту: Новороссийск –Кисловодск – Минеральные воды – Грозный – Махачкала – Дербент – Волгоград – Москва.
Во время остановки в интересных населённых пунктах проходят увлекательные групповые и индивидуальные экскурсии.
Движение пригородных электричек проходит по основному направлению до станции Бирюлёво – Пассажирская. Через Михнево, Кашира, Домодедово (по ответвлению к платформе аэропорта). Сюда едут безостановочные типы аэроэкспрессов. Есть возможность выбора поездки на поезде повышенной комфортности. В ноябре 1987 года вокзал превратился в крупный транспортный комплекс с возможностью одновременного обслуживания до 1000 человек в час. Например, в 2018 году его услугами воспользовались 1 940 727 пассажиров (291 823 поездами дальнего следования и 1 648 903 электричкой). При этом число электропоездов составило 83 стандартных видов и 38 аэроэкспрессов. Подробные маршруты перемещения по вокзальной территории видны со схемы.
В инфраструктуру вокзала в 9 высоких платформ для посадки пассажиров (1 береговая и 8 островных). 12 тупиковых линий (11 пассажирских и 1 багажную). Отсчет платформ производится с запада на восток. К «нулевому» пути подходят только почтово-багажные составы. Он не имеет платформы для пассажиров. Составы дальнего следования подходят к первой и второй платформам с путями с первого по четвертый. Ограда поставлена рядом с третьей платформой. Между 8 и 9 путями находится платформа для пассажиров аэроэкспрессов. Пройти сюда со стороны вокзала можно по специальным мостикам из подземной части вестибюля. Маршрут прохода к каждой платформе указан при входе в здание.
Как добраться до Павелецкого вокзала
Проще всего приехать на вокзал на метро. Выходить надо на станции «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Южный вестибюль станции встроен в здание вокзала во время работ 1980-ых годов.
Изначально вестибюль, открытый в 1943 году вместе со станцией, представлял собой отдельно стоящий павильон кубической формы вблизи здания Павелецкого вокзала. В результате, проведённой в 1980-х годах реконструкции вокзала, вестибюль был наполовину снесён, и его фасад встроен в ныне существующее здание Павелецкого вокзала, площадь которого увеличилась в 6 раз. При этом был создан удобный выход прямо в вокзальное здание. Сейчас внутри можно рассмотреть оставшуюся часть южного фасада старого вестибюля. Это правая арка, которая не задействована функциями метро. Выход осуществляется через левую арку.
Через подземный переход или по северному вестибюлю можно пройти к одноимённой станции Кольцевой линии. На станции метро «Павелецкая» можно воспользоваться наземным транспортом: автобусами 12, 158, 106, 632, Б, К или трамваем 39, 3. 38, А.
Окрестности вокзала
Прогулка по старой Москве рядом с Павелецким вокзалом позволит окунуться в загадочный мир старой России. Здесь на кусочке интересной улицы Зацепа, которая проходила по территории вокзальной площади рядом со старым зданием вокзала, можно почувствовать жизнь прежних столетий. Кажется, что вот перед нами знаменитый рынок (он известен с 1732 и существовал до 1970 года), где проходил досмотр повозок, едущих в город. Это делалось с помощью острого прута (щупа) на месте, где был создан специальный вал или цепь. Местность за контрольным пунктом и стала называться «за цепью» или Зацепа. Место, где находился владелец щупа (корчемный сторож) назвали Щупок или современный Щипок.
Гуляя по улицам Замоскворечья недалеко от выхода с кольцевой станции «Павелецкая», можно посмотреть на кафедральный Собор или Древлеправославный храм Пресвятой Богородицы. Он был построен на земле, которую приобрела для старообрядцев Ф.Е. Морозова. Красивое здание из красного кирпича вернулось верующим в 90-ых годах прошлого столетия. Хотя освящение церкви проходило в сентябре 1910 года. В отличие от других старообрядческих церквей этот храм имеет большие размеры и построено в неовизантийском архитектурном стиле.
С 1625 года на Зацепе находилась деревянная церковь Ямской Коломенской слободы. Позже (1839 год) её заменило каменное здание. Только в 1862 году здесь появился Храм мучеников Флора и Лавра. С1991 года его вернули верующим и освятили в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», южный предел посвящен апостолам Петру и Павлу, а северный сохранился в память о мучениках Флора и Павла. Они были любимыми у жителей России и сейчас на её территории по данным на начало XX столетия восстановлено 250 часовен, церквей в их честь. Святые, жившие во II веке в Иллирии (территории современной Албании, Хорватии) считались покровителями животных (особенно лошадей) и почитались на Руси. Церковь на Зацепе была восстановлена в честь 850-летия Москвы. Всего в городе насчитывалось 5 таких строений. По существующей легенде одна из них находилась рядом со стенами Кремля. Поэтому ворота Белого города называли Фроловскими (позже Спасскими).
Удобный тип транспортной сети города, когда всего его вокзалы находятся вдоль единого кольца, позволяет не только переехать на любой вокзал, но и познакомиться с достопримечательностями разных мест древнего города. Поэтому при наличии времени, сдав вещи в камеру хранения Павелецкого вокзала, легко посмотреть Красную площадь, Кремль, пройти по красивым набережным или заглянуть в тайные места города. Например, в секретный бункер «Г0-42» на Таганке, где был построен настоящий подземный город для защиты первых лиц страны от ядерного удара. Поездку помогают совершать линии метрополитена с подробным указанием станций. При этом выполняется интересный прием сообщений на кольцевой линии: в направлении движения по часовой стрелке остановки объявляются мужским голосом, при противоположной езде – женским. Во время движения в центр слышится мужской голос, к конечным пунктам – станции объявляются женщиной.
Если времени для прогулок недостаточно, то его предлагается использовать для посещения музея, находящегося на территории вокзала. Это Музей железнодорожной техники. Среди интересных экспонатов есть траурный поезд Ленина. 23 января 1924 года гроб с его телом стоял в багажном вагоне №1691. Паровоз У127, везущий траурный состав, занял место в экспозициях музея.
Павелецкий вокзал выполняет свои основные функции, сохранив статус достопримечательности Москвы. Здесь можно просто погулять по старинным улочкам. Посмотреть на древние Соборы или новые постройки, вписавшиеся в архитектурное окружение. Можно посетить выставки, творческие вечера в театральном музее имени Бахрушина, пройти по красивой набережной Водоотводного канала. А потом удобно устроиться в вагоне поезда и вспоминая Москву продолжить путешествие в направлении, предлагаемом сервисом вокзала.
Информация о других железнодорожных вокзалах Москвы:
Белорусский вокзал
Восточный вокзал
Киевский вокзал
Казанский вокзал
Курский вокзал
Ленинградский вокзал
Рижский вокзал
Савёловский вокзал
Ярославский вокзал