2. Петровская набережная. Часть 2. Объекты на воде и берегу.
Таких объектов всего пять, о двух из них: городском причале "Петровская набережная" и ресторане на воде "Волга-Волга" я всё, что знал, уже рассказал в предыдущей части.
Тут расскажу чуть подробнее об оставшихся трех, это :
- спуск к Неве напротив Троицкой площади;
- ресторанный комплекс на воде "Фрегат Благодать";
- спуск к Неве со львами "Ши-цза".
Как выглядит спуск к Неве напротив Троицкой площади можно понять по Фото 1-4. Где он действительно находится понять значительно сложнее, по приведенным мной фотографиям практически невозможно. Можно считать, что это фокусы с фотошопом, можно подумать, что их два или он менял со временем своё место положение. У меня пока ответа на этот вопрос для вас - нет! Лично мне кажется, что он был левее "Фрегата Благодать", если смотреть с Евы, хотя ручаться не могу. Надеюсь, что если кто из вас там в ближайшее время окажется, не сочтет за труд написать в коментариях.
Фото 1.
Фото 2.
Фото 3.
Фото 4.
О ресторанном комплексе на воде "Фрегат Благодать" могу рассказать чуть больше. Не сомневаюсь, что он давно привлекает ваше внимание так, как часто мелькает на снимках, связанных с Троицкой площадью. В отличие от теплохода "Волга-Волга" этот ресторан намертво пришвартован у Петровской набережной, напротив Троицкой площади. Но вот где конкретно, по имеющимся в свободном доступе в Рунете фото сказать нельзя.
Как он выглядит можно понять по Фото 5-8, что касается местоположения то могу только повторить всё, что я уже сказал относительно местоположения "спуска к воде".
фото 5.
Фото 6.
Фото 7.
Фото 8.
Могу добавить, что в рекламе ресторанного комплекса корабль "Благодать" называют фрегатом построенным Петром I и названым в честь чудесного спасения царя от бури на Белом море во время его второго путешествия в Архангельск в 1694 году. Согласно легенде, повторяемой в рекламе: спасение к царю и его спутникам пришло благодаря перемене ветра. Ветер называемый поморами - "Благодать" позволил царской яхте приблизиться к берегу. В честь этого события царь Петр один из построенных в Санкт-Петербурге фрегатов назвал "Благодать". Ресторанный комплекс находится в реконструированной второй реинкарнации этого судна, построенного на верфи Петербурга в 1800 году. В рекламе утверждается, что на то время вторая версия фрегата была самым новым и самым мощным кораблем Российского флота.
На самом деле все было немного не так!
В моей библиотеке есть документальная летопись описывающая это событие на Белом море. Действительно сильная буря во время этого путешествия разметала по морю яхту Петра и сопровождавшие ее суда. Действительно все сильно перепугались включая царя и исповедались у архиепископа Афанасия, находившегося на борту яхты. Не о каком благоприятном ветре в летописи речь не идет. Все присутствующие не сомневались, что они спаслись благодаря искусству лоцмана, крестьянина принадлежавшей Соловецкому монастырю Сумской волости Антипа Тимофеева, яхта благополучно прошла Унские рога - два ряда далеко вдающихся в море подводных камней, вошла в Унскую губу и 2 июня, вскоре после полудня, бросила якорь у расположенного на берегу губы Пертоминского монастыря. Петр I наградил своего спасителя и монастырь, рядом с которым пришвартовалась яхта. Думаю, что многие из находившиеся на борту считали, что без божьей помощи их спасение не обошлось. Но вот на кого сошла "божья благодать" решать вам! В любом случае в списках кораблей, построенных Петром I на Балтике (которыми забит весь Рунет) фрегата "Благодать" - нет.
Кроме того фрегат относится к тому классу кораблей, которые по определению не могут быть самыми мощными во флоте.
Зато есть линейный корабль "Благодать", построенный в начале XIX века корабелами Нового адмиралтейства, был вооружен 130 пушками и считался самым мощным кораблем Балтийского флота в начале XIX века.
Первый в России и второй в мире корабль более чем 120-пушечного ранга он уступал по размерам только испанскому линейному кораблю "Сантисима Тринидад".
Корабль, заложенный в 1799 году и спущенный на воду в 1800 году, назван в честь фаворитки Императора Павла I, чьё имя Анна именно так и переводится.
Первым его капитаном стал князь Д. С. Трубецкой, а немногим позже знаменитый И. Ф. Крузенштерн.
Корабль являлся последним достижением гонки вооружений того времени: имел улучшенные пропорции, металлические крепления корпуса и диагональные связи набора, улучшавшие прочность конструкции, а также медную обшивку, защищавшую днище корабля от обрастания и биологических повреждений в тёплых водах.
В дальнейшем корабль участвовал в войнах с французами. Разломан в 1814 г.
От себя добавлю, что в моей библиотеке есть, книга подтверждающая участие этого коробля в вонах с французами на Балтике. Ни чем особым он там не выделился. Потому, что самый новый и самый мощный не означает самый лучший. Корабль был перегружен орудиями и через это обладал плохой маневренностью.
Фрегат, пришвартованный недалеко от Троицкого моста – это только реконструкция, не очень точно воспроизводящая исторический облик известного судна.
Правительство города уже давно мечтает запретить судам оставаться на «вечном приколе» у набережных рек и каналов Петербурга.
Поэтому всем кому нравиться вид старинных парусников в центре города надо спешить посетить такие места, до того, как городские власти проведут в жизнь своё намерение.
Спуск к Неве со львами "Ши-цза"находится на Петровской набережной между дворцом Николая Николаевича(Младшего) и Домиком Петра I.
Объект культурного наследия народов РФ федерального значения Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781510359090016 (ЕГРОКН).
Фото 9-14.
Китайские львы Ши-Цза - гранитные мифологические львы привезенные из Китая.
"Ши-цза" по-китайски означает "лев", но это львы-полулягушки.
Они были сделаны в Китае, в маньчжурском городе Гирине, для молельни китайского генерала Чана, но после его смерти, новый правитель города подарил эти статуи Н.И Гродекову – генерал-губернатору Приамурья, этнографу и писателю.
Пара гранитных мифологических львов-стражей, установленна на массивных постаментах по обеим сторонам гранитного спуска к Неве на Петровской набережной, сооруженной в 1901-1903 годах по проекту архитектора Л. И. Новикова и инженера Ф. Г. Зброжека. Архитектор Л. Н. Бенуа, консультировавший установку Ши-цза, считал, что статуи представляют несомненный художественный интерес и место выбрано для них очень удачно.
Скульптуры имеют высоту 4,5 м и вес 2,5 т каждая. На обоих постаментах высечена надпись: «Ши-цза из города Гирина в Маньчжурии перевезена в Санкт-Петербург в 1907 году. Дар генерала от инфантерии Н. И. Гродекова». Работы по их установке оплачены за счет Николая Гродекова в 1907 году.
Образ китайских львов (ши-цза, или в устаревшей транскрипции, ши-цзы) является довольно распространенным художественным мотивом в Поднебесной, несмотря на то что эти животные никогда там не жили.
Изображения льва обычно связаны с буддизмом.
Согласно буддийским представлениям, лев считается символом благородства и достоинства, животным, которое может защитить истину и оберегать от зла.
В Китае такие скульптуры устанавливают парами по обе стороны от входа в храм, дворец, на кладбище. Они изображают льва и львицу, охраняющих вход. Лев в лапе держит шар, символизирующий буддийское знание, несущий свет во тьму и могущий исполнять желания. Обычно львица придерживает лапой львёнка.
С правой стороны располагался лев-самец, прижимающий лапой шар, с левой – самка, под лапой которой чаще всего лежал львенок.
Символика знака китайского льва связана с тем, что он является особым животным для жителей Поднебесной и имеет особое значение для культуры. Его признают королем в животном мире, поэтому изображение ассоциируется с силой и престижем. Шар под его лапой символизирует единство империи, а куб или детеныш под лапой львицы - процветающее потомство. На Петровской набережной установлен вариант с детенышем.
Львы в Поднебесной являются символом силы, величия и мужества, способным оберегать от злых духов. Их считали защитниками и покровителями императорской семьи. Самка защищает строение внутри, а самец – снаружи.
Каменные львы также использовались для обозначения статуса чиновников. Количество завитушек на львиной гриве обозначало степень старшинства: у ши-цзу высокопоставленного чиновника было до 13 завитушек. С понижением ранга число завитушек уменьшалось на одну. Чиновникам ниже седьмого класса не разрешалось иметь каменных львов перед домами.
Как правило, на входе в здание всегда ставят пару львов: самку с правой стороны, а самца – с левой, согласно китайской традиционной философии Инь и Ян.
Самец символизирует энергию Ян и соответствующие качества. Самка является проявлением женской энергии Инь.
Фото 9.
Фото 10.
Фото 11.
Фото 12.
Фото 13.
Фото 14.